50 лет назад, 2 июля 1966 года отошёл ко Господу дивный угодник Божий святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. Святым его почитали при жизни, в том числе и инославные - европейцы, азиаты, американцы. Всей полнотой Церкви к лику святых владыка причислен в 2008 году.
В этот день о святителе, наверняка, будет немало сказано и молено к нему. Его личность является чрезвычайно значимой для многих, не в последнюю очередь для русского рассеяния. Однажды его назвали «пастырем всех русских, по лицу вселенной рассеянных». Это так и есть. И, увы, число русских, оказавшихся (ещё и не выходя из своего дома) вне России, которая сжалась, ушла из-под ног в 1991-м, возросло многократно по сравнению с тем, кто покинул Крым и Архангельск в 1920-м, Владивосток - в 1922-м. Помощь удивительного молитвенника нужна многим, как той всеми брошенной болящей женщине на Филиппинских островах...
Протоиерей Георгий Ларин, родившийся в Шанхае, был прислужником при владыке Иоанне и позже - на о. Тубабао, когда русским пришлось покинуть Шанхай. Один лишь эпизод из жизни святителя даёт представление о масштабе его личности. Георгий сопровождал владыку в больницу на о. Самар (остров соединялся мостом с Тубабао); он пишет: «Как-то, войдя в русское больничное отделение, мы услышали страшные крики, доходившие издалека. На вопрос владыки о причине этих криков, русская сестра сказала, что это безнадежная больная, которую, как беспокоящую своим криком больных, поместили в прилегающий к этому зданию бывший американский военный госпиталь. Владыка немедленно решил идти к больной, но русская сестра не советовала ему это делать, так как от больной исходит зловоние. "Это не имеет значения", - сказал владыка и быстрыми шагами направился в другое здание. Я последовал за ним. Действительно, от больной женщины исходил неприятный запах. Подойдя к ней, владыка положил ей на голову крест и стал молиться. Я вышел. Владыка молился долго, затем исповедал больную и причастил. Когда мы уходили, она уже больше не кричала, но только тихо стонала. Через какое-то время мы снова поехали в госпиталь и едва успели въехать на нашем джипе во двор, как из госпиталя выбежала женщина и бросилась к ногам владыки. Это была та "безнадежная" больная, за которую он молился».
Святителю Николаю Сербскому (Велимировичу), чьи афористические высказывания и песнопения стали популярны на Руси в последнее время, принадлежат слова: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». В городе Битоль иеромонах Иоанн (Максимович) был учителем и руководителем Сербской семинарии св. Иоанна Богослова в 1929-1934 годы.
Благословляя в 1934 году епископа Иоанна (Максимовича) на Шанхайскую кафедру, первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Антоний (Храповицкий) писал о нём в Харбин епископу Димитрию (Вознесенскому) сильные и трогательные слова:
«Вместо себя самого я, как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам владыку епископа Иоанна. Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления!»
Путь в Шанхай, где власть в ту пору принадлежала марионеточному японскому правительству, был долог. На владыку Иоанна мгновенно навалилось множество проблем. Шанхаю он явил себя живым Евангелием.
В разгаре был конфликт между украинствующими и русскими. Епископ Иоанн нашёл доходчивые слова для украинского священника, показав, что сам он природный малоросс, причём из заметного рода, в родне у которого известный ректор Киевского университета - Михаил Александрович Максимович, в предках - святитель Иоанн, митрополит Тобольский (Максимович). Вероятно, владыка нашёл, что сказать и об украинском национализме. В результате в украинцах была сохранена русскость, и украинский приход вошел в состав Русской Православной Церкви Заграницей. Всё это не удивительно, о владыке вспоминают: «Каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле...»
Была и финансовая проблема, прежде не позволявшая достроить величественный кафедральный собор, в комплексе с которым возводились колокольня и трёхэтажный приходский дом. Всего прихожан было около двухсот человек. Очень быстро состав прихода учетверился, собор был достроен на пожертвования русских, которые уж было забыли, что они русские и затерялись в многомиллионном Шанхае до момента появления там владыки Иоанна.
Собор освящён в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», конечно, совсем не случайно. Владыка много размышлял о смысле русской катастрофы. В 1938 году, накануне планетарной войны, он писал: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив свое несогласие с ним.
В грехах цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставивший его беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец.
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния...»
Собор «Споручницы грешных» и Свято-Николаевская церковь - храм-памятник Царю-Мученику, возведённые при святителе Иоанне, стоят в Шанхае и поныне. В начале ХХI века китайские власти вывели из этих зданий увеселительные заведения. О восстановлении полноценной церковной жизни в Шанхае, как уверяют, говорить пока не приходится: в Китае запрещена деятельность иностранных религиозных организаций, в том числе РПЦ. Христианизация Поднебесной, вероятно, впереди... Но пока и полного покаяния, о котором говорил святитель, в русском народе по-прежнему нет. Ситуация подобна той, как и накануне Великой Отечественной, когда святитель Иоанн говорил: «Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции».
К настоящему времени недостаточно известно о реальной деятельности «Братства Святой Руси им. святого князя Владимира», которое было создано в Белграде в 1933 году и возглавлено митрополитом Антонием (Храповицким). Но общую идеологию Братства, несомненно, разделял и будущий святитель Иоанн, один из несомненных идеологов Святой Руси. Поскольку идея Братства актуальна и ныне, здесь уместно сказать, что инициатива создания Братства принадлежала архиепископу Камчатскому Нестору (Анисимову), прибывшему в Сербию из китайского Харбина в 1933 году. Основной целью Братства был поиск путей преодоления разобщённости русской эмиграции. Предполагалось, что все места расселения русских людей должны быть покрыты сетью братских организаций, объединённых в каждой местности под главенством «высшего для каждой данной местности представителя Православной Церкви». Членом братства был епископ Димитрий (Вознесенский) (с 1944 архиепископ), которому когда-то митрополит Антоний (Храповицкий) рекомендовал будущего святителя: «...этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя...»
В Шанхае владыка Иоанн организовал сиротский дом, через стены которого прошло около 3,5 тысяч детей. Воспитанию он вообще уделял много времени - лично преподавал Закон Божий в Коммерческом училище, непременно присутствовал на экзаменах по Закону Божьему во всех православных школах...
Через двадцать девять лет после первого исхода, в 1949-м, русские со всего Китая, где установился коммунистический режим, потянулись в Шанхай. Это была крайняя точка, как прежде Новороссийск, Крым, Архангельск или Владивосток. Русские, чья жизнь была под угрозой, оказались никому не нужны. После Победы весь мир с восторгом смотрел на СССР, а обломки империи никаких восторгов не вызывали. В Шанхае скопилось пять тысяч русских. Ни одно государство не рискнуло принять их, несмотря на призыв Международной беженской организации (International Refugee Organization), подведомственной ООН. Откликнулись лишь республиканские власти Филиппин. Русским изгнанникам всего на четыре месяца была предоставлена часть крошечного острова Тубабао, покрытая джунглями. Дальше вновь ждала неизвестность.
На острове в тропиках, где ливни и адская жара, где бешеные тайфуны дважды в год, где сколопендры, ядовитые змеи и тучи насекомых нужно было начинать новую жизнь. Вместо ожидаемых четырех месяцев прожили более двух лет. Тяжело прожили. Порой с надрывом. Но и здесь, под тропическими небесами вдруг ожила Святая Русь.
В книге «Остров Тубабао. 1949-1951: Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции» автор Никита Валерианович Моравский, родившийся в Шанхае в 1923 году, рассказывает: «В первые же дни нашего пребывания на Тубабао русское православное духовенство - священники, монашки - и миряне приступили к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви: Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование православных здание бывшей американской военной церкви. Эта церковь, ставшая православным Богородицким кафедральным собором, находилась за чертой лагеря, но к ней вел свободный проход. Группа наших строителей водрузила большой православный крест над входом в храм, рядом с ним построила колокольню, а интерьер собора отремонтировала и установила в нем иконостас. Кроме этого был учреждён монастырь...» Святая Русь и в джунглях Святая Русь.
+ + +
Душевное качество людей было таково... На Тубабао были участники гражданской войны, воспитанники кадетских корпусов, чей исход в Китай начался из Владивостока, в котором они влияли на общественную жизнь города. После грязи и крови войны им хотелось внутренней чистоты. При коалиционном правительстве А.С. Медведева, «верном идеалам февральской революции» во Владивостоке было известное кафе «Би-Ба-Бо» - притон декадентствующих лиц, «сборище кокаинистов-футуристов и гурманов-эротоманов», как охарактеризовал его Дмитрий Корнеев, автор исторического очерка о кадетах в гражданскую войну. «Весной 1921 года, - пишет он, - воспитанники «Русского восточного кадетского корпуса» решили совершить акцию по воспитанию посетителей «очага культуры». 20 мая 1921 года до пятидесяти кадет, вооруженных тесаками и палками, посетили вышеназванное кафе. Результатом визита явился полный разгром заведения и порка розгами «гениального и непревзойденного мастера слова и кисти» Давида Бурлюка - короля русского футуризма... 20-го же мая кадеты разгромили мастерские художников-абстракционистов на Алеутской улице и редакцию «Свободной газеты Вельзевул». Воздух во Владивостоке стал чище». Кто-то теперь осудит. А кто-то воскликнет: какие были правильные мальчишки!.. Вот они и их дети и установили на Филиппинах Святую Русь.
Владыка Иоанн совершил зримое чудо, добившись изменения законодательства США, в результате чего несколько тысяч русских смогли переехать в более благоприятные земли, часть в Америку, часть - в Австралию.
+ + +
Не раз приходилось слышать и читать, с умилением написанное, но, к сожалению, подлакированное: «Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной»... Так да не совсем. В лакировке действительность не нуждается ни при каких условиях, при лакировке исчезает глубина и духовные смыслы.
Последняя большая группа тубабаовцев, как о том пишет Никита Моравский, несколько сот человек, была доставлена в Сан-Франциско в июне 1951 года. В декабре на Самар и Тубабао обрушился чудовищный тайфун "Ами". В русском лагере оставались еще более ста человек. Во время тайфуна, по свидетельству другого очевидца, "наводящим ужас на людей был момент, когда, как карточные домики, стали рушиться и превращаться в груду развалин деревянные и железные бараки...". Люди прятались в овраги, забивались под полы, привязывались к толстым деревьям. Несколько деревень и город Гюан (на о. Самар) были разрушены. Число погибших среди местного населения не поддавалось подсчету. Все русские были ранены, но погибли только двое - мужчина и женщина.
Владыка тогда писал, видя во всём высший смысл, обращение его по сути к каждому русскому: «Почему природа, в продолжение почти трех лет щадившая нашедших себе убежище на Тубабао, ныне так безжалостно разразилась на небольшой остаток, когда близко окончательное расселение? Нам вспоминаются слова Спасителя: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13, 4-5). Совершившееся ныне есть напоминание всем прежде бывшим там о том, что могло их постигнуть и чего они избежали. Оно есть предостережение всем спасшимся, где бы они ныне ни находились...»
+ + +
Во все годы своего епископства, во все периоды: Шанхайский (1934-1949), Брюссельско-Парижский (1951-1963), Сан-Францисский (1963-1966) владыка Иоанн везде строил храмы, в том числе в память Царя-мученика и поминал Патриарха Московского и всея Руси - ещё задолго до воссоединения Русской Церкви.
Горечь изгнания и жизнь вне Родины... Если кто-то думает, что на обломках Советского Союза все смирились с утратой - это не так. Многие продолжают жить интересами Родины, где бы ни находились.
Поражения России и её провалы, наглость чиновников, изощрения русофобов-белоленточников - это наши провалы, наша боль. Донбасс, Новороссия - это живая рана, но и надежда. Осетия, Абхазия и Крым - это и наши победы.
В этот день, в день памяти святителя Иоанн по всему лицу земли будут вознесены молитвы к нему. Будет и эта: «Святой угодниче Божий Иоанн, моли Бога о нас и о возрождении во всей своей полноте Святой Руси!»