Чем мы ответим Ему?

Великий пост 
0
330
Время на чтение 5 минут

Мне часто вспоминаются евангельские слова Спасителя о том, что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Это слова о будущем. О том мире, где ненависть и предательство перестанут быть чем-то исключительным и мерзким, где царства восстанут на царства, народ - на народ, где многие поверят лжи и станут ей служить. Не глобальная катастрофа, не вспышка страшной болезни, а уход из нашей жизни любви станет знамением конца этого мира. Страшный, но закономерный финал. И не наш ли современный мир так похож на тот, о котором Господь говорил Своим ученикам?

Великий пост - это время работы над ошибками. Мы как всегда не справились с домашним заданием, но нас ждет экзамен. И из года в год Господь терпеливо посылает нам удивительную возможность что-то изменить, что-то исправить в себе. Нужно это, в первую очередь, конечно же, нам самим. Нужно, потому что в нас еще жива та искра Божественной любви, которая пришла в этот мир вместе с нами. И чтобы она не угасла, мы повторяем один и тот же очень важный путь. Усваиваем самый главный урок - урок любви.

Весь период Великого поста - это какое-то совсем другое движение времени, иные чувства на богослужении, открытия в самом себе - и все это направлено к одному самому главному и важному открытию: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34). В последние Свои земные часы с учениками Господь призывает их любить. Какая логика постигнет это? Нет чтобы объяснить, предупредить, открыть им всё то, что случится спустя всего лишь несколько часов... Но разве они не знали? Разве им не было сказано о том, что должно пострадать Сыну Человеческому? И Он не открывает им того, что совсем скоро все они в страхе оставят Его, оступятся, отрекутся. Он говорит им о главном: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь выше малодушия и страха, любовь сильнее смертного ужаса и отчаяния, любовь преодолевает боль и скорбь, поэтому, что бы теперь с ними ни случилось, как бы ни были они малодушны, подавлены и испуганы, все это сможет преодолеть Любовь, исцеляющая и животворящая. Потому в столь страшные часы так важна эта новая заповедь - и им, и нам.

От чтения первых глав Бытия в паремиях на вечерне до великой и страшной высоты Страстных Евангелий мы видим не только историю человека, ушедшего от Бога, но и непостижимый замысел Бога о каждом из нас, путь Пастыря, через века грядущего обрести погибшую овцу, желающего сквозь наши бесчисленные ошибки и падения вернуть заблудшее чадо в дом и омыть его почерневшее лицо живой водой. Это - стезя жертвенной, спасительной Любви, постичь которую возможно только вступив на этот путь, последовав за Христом. Апостол Павел приоткрывает нам свойства этой Любви, ее характер: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). Он являет нам то, какой должна быть любовь в нас. Но что же происходит с нами?

Если спросить себя: «Люблю ли я?», то ответ будет, наверное, чаще всего утвердительным. Но у этого чувства в нас есть один большой недостаток: у того, что мы в себе называем любовью, есть причина. Любим, потому что... Истинная же любовь - безгранична и беспричинна, потому что у нее нет «не люблю», нет обратной стороны. Нет оглядки назад. Могу ли я сказать, что люблю именно так? Я задумаюсь. И если буду честен, то, наверное, вынужден буду признать, что нет. Это не означает, что я не стремлюсь к этому. Это означает, что мое «люблю» очень и очень далеко от того, о чем говорил апостол Павел. Разве я терплю, не превозношусь, не ищу своего, надеюсь и все переношу? Вряд ли. Но передо мной есть совсем иные примеры. Моя прабабушка, например. Я знал ее очень мало, мне не известно, верила ли она в Бога, мы просто никогда не говорили об этом, я был еще слишком мал. Но в 1942-43 годах, во время гитлеровской оккупации, она в погребе своего дома прятала еврейскую семью - мать и дочь. Ее муж был на фронте, у самой на руках двое маленьких детей, любой случайный обыск дома или двора, как это нередко в те дни случалось, закончился бы обнаружением тайны и немедленным расстрелом... Как назвать этот поступок? Что было движущей его силой? Может быть, как раз то, что не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине и все покрывает? Возможно. Способен ли я на такое? Не знаю. Господь не дает нам испытаний выше наших духовных сил, и вся беда чаще всего только в том, что нам трудно делать что-то, не думая о себе. Поэтому охладевает любовь, поэтому умножаются беззакония.

Да и что такое любовь теперь? Что это для современного человека? Издевательская рифма к слову «морковь»? Километры и гигабайты кинофильмов с нелепыми сюжетами, эстрадное кривляние,пошлые ток-шоу о чьих-то межличностных проблемах в быту? Причем здесь Любовь вообще? Мы воспитываем и растим любимых детей? Но мы любим в них только то, что хотелось бы нам, не смиряясь с реальностью и не видя личности нашего чада. Мы оплакиваем ушедшего в мир иной любимого человека? Но мы сожалеем и рыдаем о себе, не смиряясь с тем, что наш дальнейший земной путь продолжится без привычного нам общения с этим человеком. И при этом - суеверно сторонимся чужого горя, словно заразы, не желая разделить боль других людей, не стремясь отвергнуться себя. Всё это - тупик. Когда-то Гилберт Честертон очень верно отметил: «Я хочу любить ближнего не потому, что он - я, а именно потому, что он - не я». А святой праведный Иоанн Кронштадтский, указывая на разрушительные последствия отсутствия любви к ближнему, говорил. «Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение; от самолюбия или чрезмерной и незаконной любви к самому себе проистекают все страсти: холодность, безчувственность и жестокосердие по отношению к Богу и ближнему, злое нетерпение, или раздражительность, ненависть, зависть, скупость, уныние, гордость, сомнение, маловерие и неверие, жадность к пище и питию, или чревоугодие, любостяжание, тщеславие, леность, лицемерие».

Самое страшное, что без Бога человек не видит в себе этих губительных процессов. Как тяжело не иметь опоры и упования, как страшно во всем поддаваться своим эмоциям, давать волю чувствам... И каким чувствам? Апостол Павел говорит о человеке будущего: Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 1-5). Как много этого теперь в нас, в наших семьях, среди близких и ближних нам... Мы проходим время Великого поста, но для чего нам эти непривычные монотонные службы, многочисленные земные поклоны, строгое воздержание в пище? Для чего, если любви нет?

Еще совсем немного времени, и мы вновь встретим Пасху. Но путь к ней невозможен без Голгофы. Не униженный и оплеванный, но побеждающий наши грехи Христос возносится на древе над всем миром, раскрывая ему объятия. Это путь любви - великой и необъяснимой, сострадательной и преодолевающей все. Вся ярость и злоба лукавого, поразившие в те мгновения разум распинающих и ненавидящих, разрушается и сгорает в лучах невероятного и спасительного замысла о нас. Совершается Великая Жертва - и отступает вековая ночь, в которую однажды ушел Адам. Человек обретен. Спасение миру пришло.

Бог так возлюбил мир, что отдал за него Своего Сына. Чем мы способны ответить на это? Мы должны научиться любви. Любви, в которой милость выше суда, которая не ищет своего и радуется правде. Не чувству, разделяющему весь мир на своих и не очень, не привычке, а именно любви, которая научит нас видеть в другом не свои желания, а неповторимого другого.

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» № 06 (554)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/chem-my-otvetim-emu


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Великий пост
Лазарева суббота
Как я умирал
26.04.2024
Перед Вербным
Стихи
26.04.2024
Предел нашей беды – Божий час
27 апреля — Лазарева суббота
26.04.2024
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06