Сегодня Украинская Православная Церковь разрабатывает положение о капелланском служении священников не только в Вооруженных Силах Украины, но и в пенитенциарной системе - среди людей, лишенных свободы, в том числе и пожизненно.
Об этом, в частности, говорилось на последнем Архиерейском соборе УПЦ в выступлении митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Синодального военного отдела. В связи с этим редакция портала «Православная жизнь» обратилась к протоиерею Виктору Яценко, который возглавляет пенитенциарный Синодальный отдел, с просьбой рассказать о работе духовенства с самой сложной категорией заключенных, совершивших тяжкие уголовные преступления и получивших приговор - пожизненное лишение свободы.
Протоиерей Виктор Яценко в одной из тюрем Украины
- Отец Виктор, расскажите в общих чертах о работе возглавляемого Вами отдела.
- Мы духовно окормляем людей, находящихся в тюрьмах и справительных учереждениях, а также тех, кто пребывает под следствием и состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Таких в нашей стране большое количество, которое может просто шокировать: примерно 300 тысяч человек. К этой цифре следует прибавить еще около 50 тысяч пенитенциарного персонала. Это специалисты, решившие бороться со злом, и они также нуждаются в пастырской заботе, возможно, не меньше, чем заключенные, т. к. от них зависит, будет ли звучать в тюрьме церковная проповедь и на какие духовные ценности заключенные станут ориентироваться.
Скажу также, что тюремное служение охватывает намного больше людей, чем регистрирует статистика. Во-первых, это отбывающие наказание и те, кто уже освободился. Во-вторых - жертвы преступлений, на которых, к сожалению, никто не обращает внимания, ни государство, ни общественные организации (в некоторых странах эта категория населения находится под особой защитой и опекой). А также родственники заключенных, которые из-за преступления своих близких обречены на страдание, на общественное порицание. Их можно увидеть у следственных изоляторов и тюрем во время оформления передач и перед свиданием: лица людей далеко не радостны, оно и понятно - в семью пришло горе.
- Как тюремные священники работают с людьми, получившими самый тяжелый приговор - пожизненное лишение свободы?
- Это
очень непростое дело. У пожизненных заключенных на душе лежит большой
груз, на этих людях как бы поставлена пожизненная печать скорби. Ведь
им нечего ждать. Они могут надеяться только на какое-то чудо. Замена
приговора для такой категории лиц бывает крайне редко. И все же все они
чего-то ждут.
Работа пожизненно заключенного
Пожизненный приговор страшен: понимание того, что ты никогда не выйдешь на свободу, не увидишь родных, людей вообще, не пройдешься по траве, по полю, не услышишь пение птиц - становится для них какой-то идеей фикс. Они осознают, что заживо похоронены в каменном мешке под прицелами автоматов, что передвигаться вне камеры они должны всю жизнь в наручниках в полусогнутом состоянии под хрип сопровождающих их собак... Поэтому многие хотели бы получить расстрел и не мучиться. После 10 лет заключения такой человек уже теряет чувство социума окончательно, его психика подавлена. Поэтому пожизненные заключенные - самая сложная категория осужденных.
- Кроме православных священников, кто еще посещает места лишения свободы?
- В тюремной миссии можно увидеть представителей разных конфессий, протестантов в том числе. Чаще всего они там появляются по случаю религиозных праздников или каких-то других событий - Новый год, 8 Марта - в женских колониях.
- А представителей так называемого Киевского патриархата?
- Филаретовцы вообще в тюрьмы не ходят. Это не их «хлеб». Ведь в тюрьмах, на зонах священники служат безвозмездно. Еще и с собой приносят и раздают - еду, одежду, литературу, а также все необходимое для совершения Литургии.
Кстати, одна из ярких особенностей раскольников - они не занимаются благотворительностью, никому ничего не дают, а стремятся лишь забрать и захватить.
Протоиерей Виктор Яценко и журналист Сергей Герук в одном из исправительных учреждений Украины
- Как часто бывают у пожизненно заключенных наши пастыри?
- Тюремные батюшки стремятся побывать хотя бы раз в неделю в колониях. А там, где есть пожизненные, например, в Житомире и других городах - с такой же периодичностью. Но заниматься такой работой не каждому по силам. Столкнувшись с заключенными в камерах, где они сидят многие годы, понимаешь - без помощи Божией душа священника не выдержит такой нагрузки.
- Можете привести какие-то примеры?
- Скажу из своего опыта. В 2000 году мне пришлось посещать Оноприенко (1). Был такой преступник-душегуб, маньяк, убивший десятки невинных людей.
Он стоял как вкопанный напротив камеры у дверей, руки держал за спиной в наручниках, как это принято в таких заведениях, и молчал. Это было страшное молчание. Минуты три мы смотрели в глаза друг другу, и я не знал, как начать разговор. Мне стало не по себе: выдержать его взгляд было очень тяжело... Потом, овладев собой, я спросил, есть ли у него какие-то пожелания или просьбы к служителю Церкви. Он не проронил ни слова.
Как рассказали мне тюремные охранники, взгляд этого душегуба не могли выдержать даже охранные овчарки, которые в колонии № 8 находятся прямо на этаже рядом с камерами. Так эти собаки рядом с ним выли...
Но что поразительно, в конце своей жизни Оноприенко неожиданно для всех воспитателей и надзирателей пригласил священника. Хотя до этого отказывался. Видимо, встреча с батюшкой до этого все же оставила какой-то след в его душе. Он тяжело заболел и, видимо, почувствовал дыхание ада, которое ждало его, поэтому позвал священника для исповеди.
О нем даже фильм сняли. И он говорил, что страдания его невероятны, потому что видит перед собой глаза убитых, в том числе и невинных детей... Наверное, он очень мучился, хотя перед этим много лет отказывался от общения с кем-либо вообще, занимался спортом. Его должны были расстрелять, но в это время Украина отменила смертную казнь. Экс-президент Леонид Кучма ходатайствовал перед Евросоюзом, чтобы для Оноприенко сделали исключение, но получил отказ. Мы не знаем, какой суд Божий ждет таких людей, но покаяние - это первый шаг к примирению с Господом.
Работа пожизненно заключенного
- Батюшка, в чем заключается главная сложность пастырской работы с преступниками?
- Дело в том, что уголовники, которые причинили много вреда людям,
намеренно преступали закон, адепты зла, почти не идут на контакт с
пастырем, их душа лежит в объятиях злого духа, не отпускающего ее.
Поэтому они редко сами обращаются за помощью. Такие, как Оноприенко,
почувствовавшие на себе реальное дыхание ада, - скорее исключение из
правил.
Есть и другая категория:
люди, совершившие преступление по неосторожности, неумышленно (а именно
таких, по моему мнению, больше половины), как правило, не чувствуют себя
преступниками и вообще грешными людьми. Хотя ничего «просто так» не
происходит, человек грешил тайно, жил в страстях и похотях, а потом, как
он считает, «случайно» совершил преступление. Для них главное - отбыть
наказание и выйти на свободу. А что там происходит в душе, их не очень
беспокоит. Поэтому работать с такой категорией почти невозможно. Без
воли человека нельзя говорить о спасении души.
- Среди пожизненно заключенных есть ли такие, которые все же обращаются к Господу?
-
Приведу пример из слушания одного недавнего дела. Племянник с дядей
заехали в какое-то село на рыбалку и встретили там местных жуликов.
Состоялся разговор, типа: «Это земля наша, хозяева здесь мы, чего
приперлись?» «Хотим порыбачить», - был ответ. «Смотрите, чтобы вы об
этом не пожалели», - пригрозили местные. Рыбаки не отступили от своих
намерений. Остались. А ночью приехала «бригада», завязалась драка.
Младший вырвался, убежал, а дядя взял какую-то дубину или шпалу и убил
двоих людей. Здесь же во время следствия он начал каяться. Но два трупа -
результат автоматически подпадает под статью «пожизненное лишение
свободы».
Работа пожизненно заключенного
Эти люди очень легко веруют в Господа Бога: ищут встречи с пастырем, священником, просят книжки, переписывают молитвы, участвуют в богослужении. Душа их не повреждена долгим стоянием в преступной жизни. Они вполне нормальные люди, которые оступились, попали в страшные обстоятельства. Как говорят - над ними навис какой-то злой рок. Исповедуя их, чувствуешь искренность и переживания за свой поступок, за свою горькую судьбу.
- Отче, возможно, Вам запомнилась еще какая-то встреча в тюремных стенах?
-
Знаете, для пастыря самая большая радость, когда человек искренне
раскаивается. Я запомнил такие слова одного пожизненного заключенного:
«Батюшка, я человека убил случайно, и пятнадцать лет о нем молюсь день и
ночь, и плачу, и рыдаю перед Господом. И нет мне покоя...» Думаю, если
убийца и жертва встретятся на Страшном суде, между ними не будет ни
распри, ни вражды. Этот несчастный скажет: «Ты знаешь, я не имел
ненависти к тебе лично, но так случилось. На твоем месте мог быть и я.
Прости меня...» Верю, что Господь примет такое покаяние.
-
Отец Виктор, ваш отдел недавно проводил выставку творческих работ именно
такой категории заключенных - пожизненно. Что это дает им
непосредственно?
- Мы предложили им представить на выставке
свои творческие работы - картины, какие-то изделия художественные, даже
вышивки. Ведь в тюрьмах есть время заниматься творчеством, писать,
рисовать, изготавливать какие-то поделки. И что интересно: большинство
работ - на религиозную тему. В живописи - это пейзажи. Это то, что они
не видят и не увидят никогда.
Одни прекрасно вышивают - платья, полотенца, платки в национальном стиле. Это настоящие произведения искусства. Надо полагать, что в процессе такого творчества душа их отдыхает, исцеляется. Когда же они осознают, что их работы попадают на выставку на свободе, где живут люди, дети, очень радуются. А если их работы еще кто-то покупает, а они узнают, что полученные средства направили в детские дома, в больницы - радость двойная. Так они обретают смысл своей тяжелой жизни.
Беседовал Сергей Герук
Примечания:
1) Анатолий Юрьевич Оноприенко (25 июля 1959, с. Ласки, Житомирская область - 27 августа 2013, Житомир, тюрьма № 8) - массовый серийный убийца. В период с 1989 по 1996 годы убил 52 человека. Иногда Оноприенко называют самым жестоким маньяком XX века, сравнимым разве что с Чикатило. В то же время вопрос о точных мотивах Оноприенко остается без ответа. Его преступления привели к ожесточенным спорам о целесообразности смертной казни в Украине.
http://pravlife.org/content/bez-prava-na-svobodu-o-rabote-s-pozhiznenno-zaklyuchennymi