Православная Украина с притаённым удовлетворением отметила, что в седьмую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла во время Божественной литургии в храме Христа Спасителя проповедь перед причастием произнёс протоирей Андрей Ткачёв. До 2014 года этот священник возглавлял Миссионерский отдел Киевской епархии; прежде служил во Львове...
Львов - Киев - Москва. В житейском понимании - «ступени карьерного роста». В случае с о. Андреем, выдающимся христианским проповедником и писателем, - нечто иное, тут словно бы по Евангелию: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10.23). Или: «А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них» (Лк. 9.5). Кажется, так.
В родном Львове он был клириком единственного в городе православного храма Георгия Победоносца; служил там полных 12 лет, с 1993 года. В тот период православная Украина его впервые заприметила и запомнила по некоторым киевским телеэфирам как проповедника, умеющего выражать мысли отточенно и живо. После «оранжевой революции», которая разогрела русофобские настроения до предельного на тот момент градуса, мы видим о. Андрея в городе Киеве настоятелем храма преподобного Агапита Печерского, а чуть позже, с 2007-го, - одновременно настоятелем и храма святителя Луки Крымского.
В том политическом неспокойствии, в котором бытовала Украина, превращаясь в огромный тёмный омут со своей мутной придонной жизнью, он делал то, что должно: ярко проповедовал, учил, вёл несколько небольших телепередач, писал книги, занимался симпатичным журналом «Отрок»... О властях оранжевой поры о. Андрей имел определённое мнение, которое не таил: «У власти на Украине находятся антироссийские силы, предатели, духовные потомки Мазепы... Эти люди умеют украсть, пропеть свою песню, а потом постоянно жалуются на свою судьбу... Если украинские политики не станут умнее и не начнут понимать, что всё, что происходит на Украине, происходит неспроста, то в конечном итоге эта страна просто исчезнет...» Был декабрь 2008-го. Пропев своё, Ющенко рассеялся, аки дым, но тектоническая зона, его породившая, разумеется, осталась на месте. В мае 2011-го о. Андрей говорил о Галиции и о своём видении дальнейшего: «Ничтожный по протяжению регион, не самый главный по многим показателям, будет навязывать свою точку зрения на историю, на мир, на жизнь всей Украине, которая будет сопротивляться. В этом режиме раскачивания Украина живет уже долго. Они не смирятся, какие есть, такими и будут. Нужно укреплять государственность для того, чтобы не делать всю Украину заложником одного небольшого гиперактивного специфического региона». Ему бы (так и подумаешь!) дать тогда на первых каналах время, чтобы не безумные политики и журналисты, ведущие свои игры, не хохотуны царили на экранах, но чтобы жило там страстное слово об Истине и Христе, - не рассыпалась бы окровавленным хрусталём жизнь.
Отношение о. Андрея Ткачёва к Евромайдану известно. За пару недель до переворота он в проповеди говорил: «Впереди будут только горькие пилюли от Всемогущего Господа Бога, который будет лечить нас горькими лекарствами... Революции к добру не приводят. Революции бунтуют против власти одной, и на своём горбу привозят к власти гораздо худших подлецов, которые потом поступают бесчеловечно и безбожно с этими глупыми людьми, которые их притащили во власть на своём непокорном горбу. Разве это кому-то непонятно? Оказывается, никому не понятно. Может, кроме одного-двух человек, может, кроме вас. Революция - это беснование...» О еврореволюционерах говорил эмоционально, шокируя творцов майдана, которые полагали, что они в чём-то правы: «Молюсь, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и кости мятежников... Пусть гад сожрет гада - я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего, и страшные враги сегодняшнего, настоящего...» О времени: «Наступило время войны. Наша война - война молитвенная...» Он неспроста формулирует по-суворовски - выпускник Суворовского училища; затем обучался два года в Военном Краснознаменном институте МО СССР на факультете спецпропаганды (со специализацией по персидскому языку), который не окончил, но окончил Киевскую духовную семинарию.
Можно было ожидать, что оранжево-майданные СМИ - вроде «Религии в Украине» - защёлкают зубами, затопают копытами. Случилось. В закатные годы жизни митрополита Владимира зловещей его тенью сделался митрополит Александр (Драбинко), деловито подобравший на ключевые посты в УПЦ «своих людей», таких как «спикер УПЦ» протоиерей Георгий Коваленко. Известный функционер, поклонник революции протоиерей Георгий тут же отозвался на проповедь о. Андрея в «Фейсбуке»: «А от о. Андрея хотелось бы услышать слова объяснения своей позиции и увидеть ту готовность к покаянию, к которому он призывал своих прихожан». Отец Андрей Ткачёв был вызван в Киевскую митрополию для дачи объяснений по поводу проповеди о «майдане» - по поводу провидческих слов своих. Дальнейшее известно. Проповедник с готовностью выразил сожаление за то, что Украинской православной церкви пришлось терпеть из-за него информационные нападки «в это непростое для Украины время»; признал, что действительно превысил степень своей компетенции как проповедник и готов понести любое прещение, поскольку продолжает оставаться послушным сыном православной церкви.
Когда его спрашивали, почему он уезжает, отвечал просто: «Пора». Вопросы об угрозах и возможном давлении - игнорировал: «Ничего об этом слышать не хочу и отвечать на это ничего не хочу. Даже вопросов мне таких не задавайте!»
Подводя «чёрточку», как он выразился, под киевским периодом, словно бы отчитываясь, о. Андрей сказал о четырёх вещах, которыми занимался: «На приходах мы пытались литургически оживить свою жизнь, чтобы люди не просто стояли, а в службе активно участвовали, выучивали наизусть литургические тексты, пели их вместе... Мы возродили на приходе литургическое братское целование перед «Верую» и другие вещи, которые оживляют службу и возвращают к апостольской простоте. Мы изучали Святое Писание - и в кружках, и по домам, очень плотно, очень активно. Мы поднимали культурный уровень, проводили лектории по музыке, по живописи, по поэзии, по литературе, чтобы имели внутри себя нечто более богатое, чем было. И - братская взаимопомощь, сборы денег для нуждающихся, помощь больным и так далее и так далее, живые братские отношения, при которых приход превращается в общину, при которой люди узнали друг друга, помогают друг другу, нуждаются друг в друге, причащаются из одной чаши и находят в этом настоящую жизнь... А всё что меня интересует - это христианство в подлинном измерении. Я этим занимался, и буду заниматься в другом месте».
Когда в Москве духовник гимназии святителя Василия Великого протоиерей Владимир Вигилянский брал благословение Святейшего на служение отца Андрея в гимназии, патриарх Кирилл сказал: «Отличное приобретение!» При знакомстве с учителями о. Андрей произнёс проповедь, которую вряд ли кто из слышавших забудет: «...подумайте только - вы духовно питаете будущих дипломатов, учителей, инженеров, военачальников и власть имущих. Нужно прогреть (как милых цыплят) и хорошо воспитать наше будущее. Тогда, быть может, наши дети отмолят наши грехи, и Господь скажет нам: "Ну, заходи, твои дети за тебя просили!"»
С августа 2014 года о. Андрей - сверхштатный священник храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в центре Москвы.
...«Вот нас как Бог любит, что дал жить в такие непонятные и серьёзные времена, - говаривал как-то о. Андрей, выражая не только своё настроение. - Нету во мне никакой радости. Но есть во мне надежда, что Всемогущий Господь сотрёт в порошок главу древнего змия, а вместе с древнем змием сотрёт в порошок главы тех, кто служит древнему змию. А я знаю, кто ему служит. И вы, наверное, догадываетесь».
Православной Украине по-прежнему важно слово отца Андрея. Она ждёт его.
http://odnarodyna.org/node/34513