Протоиерей Сергий Ющик. © Православная Жизнь
- Отец Сергий, поясните, пожалуйста, кого Православная Церковь считает святыми отцами и учителями? И что такое патрология?
- Патрологическая наука развивалась сперва в Западной Европе, а затем ее подхватил православный восток. Поэтому на сегодняшний день школьная трактовка понятий «святой отец» и «учитель Церкви» немного отличается, потому что западноевропейская патрологическая наука поставила своеобразные хронологические рамки. Характеризуя понятие святости, она не только указывает на святость жизни, ортодоксальность учения, признание Церковью, но и на древность. Т. е. к этой категории отцов, по мнению латинской школы, относятся деятели Церкви до VII века. В православном понимании «святой отец» - верный преемник духа апостольского. Поскольку для нас святой отец I века, XV и XX - это человек, который по плодам своей жизни и деятельности является преемником духа апостольского, кто действительно показывает пример святости жизни, а его учение важно для всей Православной Церкви.
- Расскажите, в чем отличие понятий «патристика» и «патрология» и зачем эти знания современному человеку?
- На первый взгляд, это не просто схожие термины, но и синонимичные понятия. В XX веке было принято под патристикой понимать патрологию. Патристика, как богословская наука, выделяет и изучает в творениях святых отцов конкретные подтверждения богословских, канонических общецерковных положений и учений. Патрология же основывается на более фундаментальном подходе к святоотеческой литературе, поскольку она предметом своего изучения считает и житие, и творение, и богословские взгляды святых отцов и учителей церкви, учитывая при этом культурно-исторический и церковно-исторический контекст. Т. е. патрология - наука, которая фактически в себе соединяет и догматику, и общецерковную историю и, конечно, христианскую литературу. Если говорить о семействе богословских наук, то мы должны понимать, что духовное учебное заведение, во-первых, изучает Божественное Откровение.
В широком понимании весь перечень предметов, который у нас есть в учебном плане, а их в общей сложности несколько десятков (кроме отдельных предметов) - это не что иное, как изучение Божественного Откровения. Поэтому патрология - это богословский предмет, одна из форм изучения Божественного Откровения, под которым мы понимаем не только текст Библии, но и Священное Предание. С другой стороны, патрология имеет свое апологетическое измерение, т. к. позволяет защищать нашу веру, аргументировать историю становления догматической терминологии, фундаментально знакомиться с экзегетическими трудами святых отцов.
Благодаря учению святых отцов у нас есть возможность постоянно руководствоваться святоотеческой литературой и определять, гармонично ли мы живем, правильно ли понимаем тот или другой текст Священного Писания.
- То есть святые отцы помогают нам правильно исповедовать православную веру и страхуют нас от всяких искажений, чтоб не впасть в ересь или заблуждение?
- Совершенно верно. В Православии эти принципы были заложены еще Тертуллианом. Он определял единство Церкви единством времени и места, я бы сказал, крестоцентричностью. Представим крест как систему координат. Одна ось будет указывать время (хронологию), а другая - географию. Сколько бы времени ни прошло от воскресения Иисуса Христа, сколько бы километров нас ни отделяло друг от друга, в Православии мы всегда будем едины в своем учении, понимании и мышлении. Поэтому патрология как наука для нас очень важна и нужна для того, чтобы мы в процессе своего духовного обновления сверяли правильность нашей веры. И значимо при этом именно внутреннее обновление, а не конъюнктурная модернизация. Поскольку есть тенденция рассуждать, мол, времена сейчас другие, новые, значит, и веровать мы должны иначе, по-другому молиться и относиться к жизненным ценностям...
- Да, сегодня об этом много толкуют. Даже политики, которые берутся рассуждать о задачах Церкви в современном мире.
- В свое время, во времена политической и церковной нестабильности Византии, преподобный Феодор Студит в одном письме задавал встречный вопрос: «А что, солнце начало восходить с другой стороны? Или небо по-другому стало над нами простираться?» Если, к примеру, образ бытия человека в борьбе между добром и злом остается незыблемым, а меняется только фасон его одежды или прическа, то, естественно, и процесс борьбы с грехом, и возрастание духовное не могут модернизироваться. Поэтому можно сказать так: мы в своей вере обновляемся из ветхого человека в нового, а не подстраиваемся под что-то. И главный помощник в этом для нас, ориентир - святоотеческая литература и святоотеческое наследие.
- Отец Сергий, известно, что византийский богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин был главным защитником иконы, а свои блестящие слова в защиту иконопочитания он написал, ссылаясь исключительно на святоотеческие труды. Также он доказал логику божественных откровений в Библии, духовную взаимосвязь всех ветхозаветных книг, как бы показывая, насколько все логично в Библии и как это толкуется в святоотеческом предании. Но сейчас нередко можно услышать от людей, что православие - это мракобесие, в нем нет никакой логики, одни эмоции...
-
В святоотеческом наследии, в том числе и у прп. Иоанна Дамаскина,
абсолютно логичны аргументы в пользу православия и веры в Бога в целом.
В этих трудах они развиваются с точки зрения диалектики и
словоупотребления, формы выражений той эпохи, когда были написаны. Если в
святоотеческой литературе появлялись какие-то новые термины, они
непременно проходили апробацию в разных сферах жизни эпохи. И поэтому
вся богословская терминология, как и богословские аргументы, логичны.
Но
в то же время необходимо понимать, что истины, которые открывает нам
Священное Писание, с точки зрения житейских ценностей нелогичны. Уже
упомянутый Тертуллиан, живший в конце II - начале III века, будучи
мастером логики, практически сформулировал интересный афоризм «Credo
quia absurdum est» - «Верую, ибо абсурдно», т. е. верую, потому что
нелогично (следует отметить, что этих слов в его творениях фактически
нет, но эта формула выплывает из его аргументов и традиций перевода).
Что не логично? Вездесущий Бог стал простым человеком - это уже не
логично. Бессмертный Бог взошел на Голгофу - тоже не логично. Бог
Всесильный, Всемогущий, утверждающий, что легионы Ангелов могут Его
защитить, говорит своему ученику, чтобы он убрал нож и спрятал в свои
ножны, когда речь шла о добровольной жертве. Священное Писание, которое
нам говорит, что смирение дарует бессмертие с точки зрения исторических
общечеловеческих ценностных ориентиров, не логично. Поэтому православие
не логично, потому что оно борется со злом добром, а не клин клином
вышибает. Это правило работает на протяжении стольких тысяч лет, оно
доказывается жизнью, но само оно не логично. И здесь парадокс: то, что
нелогично с точки зрения инстинктивных ценностей, логично с точки зрения
веры. Поэтому столько нападок можно наблюдать со стороны неверующих
людей во все времена.
- И в заключение хотелось бы услышать от Вас, как человека, изучающего и преподающего богословие будущим пастырям: в чем главное отличие христианства от других религий?
- У апостола Павла читаем, что человек должен совершенствоваться в меру возраста Христова. Православие, христианство - это религия для взрослого человечества, которое умеет пользоваться даром Божьим - умом. В христианстве мы видим призыв к свободе, к тому, что человек свободной волей выбирает благое бессмертие, называемое раем. Такой выбор возможен лишь для умеющего руководствоваться свободной волей. Поэтому христианская религия не для всех удобна. Намного проще, когда тебя призывают к исполнению некоторых законов или предписаний, к полному подчинению и послушанию, соблюдению какого-то свода правил, как, например, в религиозных сообществах во времена жизни Христа и т. п. Христианин же обязан дорасти до осознания, что добродетель начинается там, где есть свободная воля.
Христианство - это религия, которая призывает идти путем добродетели человека, созревшего в своей ментальности, в своих взглядах. Только взрослый умеет правильно пользоваться свободной волей. Православие этим отличается от многих религий и конфессий, в том числе и деструктивных, тоталитарных.
Отличительной чертой, «фишкой» многих сект являются либо запредельная эмоциональность, либо полный тоталитаризм в области мнений или выбора.
В православии же во главу угла ставится свободная воля человека. Именно об этом и говорит патрология. Всемогущий Господь мог бы поселить в раю все человечество. Проблема только в том, как говорил святитель Афанасий Великий, что человек уже вкусил грех, он сжился с ним. Если людей сейчас поселить в раю, они вместе со своим бессмертьем обессмертят и грех. А чтобы этого не произошло, человек должен добровольно с помощью Божьей уничтожить в себе грех. Грех - это жало смерти. Он сам себя изживает, как учат святые отцы, когда мы приходим к могиле, и больше действовать не может. Господь же воскресит человеческие тела, но уже без греха. Это и есть обновление жизни. Но стать на путь бессмертия, учит нас святая Церковь устами святых отцов, можно только посредством свободной воли и свободного осознанного выбора.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/chto-hoteli-skazat-svyatye-otcy-i-uchitelya-cerkvi-sovremennym-lyudyam