Школа сильного человека

0
339
Время на чтение 5 минут

В день памяти преподобномученика Нифонта (Выблова), 23 ноября по новому стилю, - одного из двенадцати новомучеников, почитаемых в Соборе Саратовских святых, в храме святителя Николая Чудотворца поселка Радищево Ульяновской области была совершена праздничная Божественная литургия. В этих краях - в храме близлежащего села Березовский хутор - нес священническое служение иеромонах Нифонт; здесь же 28 декабря 1930 года начался его мученический подвиг.

После торжественного богослужения священнослужители Барышской епархии и представители Саратовской митрополии - историк Валерий Владиславович Теплов и краевед Евгений Леонидович Лебедев - встретились со школьниками поселка Радищево и рассказали им о жизни преподобномученика. Эта встреча состоялась в рамках празднования Собора Саратовских святых по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и Епископа Барышского и Инзенского Филарета.

Тайное становится явным

Советская власть, уничтожавшая монахов, священников и мирян, стойких в своей вере, очень старалась истребить и любую память о них. Верующих допрашивали без свидетелей, лгали родственникам и близким о том, что они живы, а приведя в исполнение смертный приговор, отказывались сообщить место погребения. Да и погребения как такового не было - просто бросали всех замученных в общую яму. Власть делала это нарочно, чтобы предотвратить почитание могил мучеников.

Тайное рано или поздно становится явным, но не само по себе. Чтобы правда о подвиге святого была явлена не только на Небе, но и на земле, нужен труд историков и краеведов. Нужно провести разыскную работу в архивах, опросить очевидцев событий, если они еще живы, сопоставить факты. На это уходят годы. И все это для того, чтобы в жизнеописании новомученика появилась еще одна строчка или была уточнена всего одна дата.

Восстановлением биографии преподобномученика Нифонта занимаются члены комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякини историк Валерий Владиславович Теплов. В этом жизнеописании, по их словам, еще есть пробелы. У нас до сих пор нет фотографии подвижника. До недавнего времени не было известно даже его мирское имя - Николай Григорьевич Выблов. Установить этот факт удалось только в этом году.

Однако главные вехи жизни и мученической кончины святого - известны. Николай Выблов родился в 1882 году в городе Ейске в семье небогатого крестьянина. В семнадцать лет юноша осиротел. В 1913 году он уехал в село Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии к известному в те времена миссионеру - иеромонаху Антонию (Винникову). Там утвердился он в решении вступить на путь монашеский и поступил в Свято-Троицкий миссионерский мужской монастырь города Хвалынска, где вскоре принял постриг с именем Нифонт и был рукоположен в священный сан. В 1925 году епископ Вольский назначил местом служения иеромонаха Нифонта Михаило­Архангельский храм села Березовский хутор. Там подвижник прослужил до дня своего ареста. Власти не смогли выдвинуть против него никаких обвинений. Сотрудник местного ОГПУ написал: «Связь с местными кулаками не установлена, но те обстоятельства, что к нему ежедневно носили хлеб и молоко, и больше всего приносили зажиточные, и даже дочь выселенного в Северный край кулака Татьяна Шуракина прислуживала ему, пекла хлеб и стирала белье, заставляют думать, что поп Выблов имел связь с кулацкой частью села...». За эти «хлеб и молоко» преподобномученик был отправлен в Сызранскую тюрьму, которая представляла собой настоящий ад для заключенных, где и умер 30 августа 1931 года - как гласит официальное свидетельство, «от порока сердца».

Соль земли

Рассказ о подвиге святого должен быть не только экскурсом в недавнее прошлое, но и живым свидетельством современной Церкви о Христе. Собрать информацию - это очень важно, но необходимо сделать и следующий шаг: преподнести ее так, чтобы за несколькими сухими строчками биографии мы увидели безмерность той цены, которую платит человек за свою верность Господу.

В радищевской школе № 2 гостей тепло приветствовала учитель истории и обществоведения Лариса Владимировна Фирулина. Дети с большим вниманием выслушали выступления благочинного IV округа Барышской епархии протоиерея Андрея Филькина, председателя миссионерского отдела Барышской епархии священника Илии Арланова и члена комиссии по канонизации Саратовской епархии Валерия Теплова. Рассказ о судьбе преподобномученика стал поводом к тому, чтобы поговорить с ребятами о трагических страницах нашего прошлого, о святости и о том, как трудно не отречься от своей веры.

- Знаете ли вы, ребята, - обратился к школьникам саратовский краевед Евгений Леонидович Лебедев, -что наши предки - удивительные люди? Нам есть чему у них поучиться, и прежде всего - стойкости в вере. Вот, посмотрите, на этой иконе изображен сонм Саратовских святых - двенадцать человек. Все они приняли смерть, но не отреклись от своей веры. Понимаете ли вы, как это сложно - не отречься? Вот мы сейчас говорим с легкостью: «Я православный, я хожу в церковь, я причащаюсь». Но когда наступают гонения, тут-то и видно, кто настоящий христианин. Советская власть уничтожала монашество потому, что монахи были молитвенниками за Святую Русь, а вовсе не бездельниками, как их пыталась представить советская пропаганда. Тот, кто молится, знает, как это тяжело - молиться. А теперь, ребята, вы можете помолиться у Поклонного креста, установленного на месте, где преподобномученик Нифонт совершил последнюю в своей жизни панихиду.

- Святые, - размышляет протоиерей Сергий Арис­тов,-это соль земли (Мф. 5, 13). А наша жизнь - это мясо, скоропортящийся продукт. Но соленое мясо хранится долго. Вот и получается, что святые люди - это те, кто не дает нашему миру протухать, не дает сгнить нашей совести. Сейчас многие говорят, что Церковь - это прибежище для слабых, больных и убогих. А молодым и здоровым Церковь - зачем? Не лучше ли заняться вместо этого спортом и стать сильным человеком? Но настоящая сила - отнюдь не в кулаках, а в вещах духовных. С настоящим христианином ничего нельзя сделать, потому что он не боится смерти. Преподобномученик Нифонт прошел школу сильного человека. И когда вам, ребята, понадобится духовная сила, чтобы смириться, победить свой гнев, простить кого-то, обратитесь к нему с молитвой и зажгите свечу перед его иконой.

От храма до школы

Школьники поселка оказались внимательными и благодарными слушателями. И это не удивительно, потому что работа по православному просвещению и краеведению ведется здесь давно и основательно. Для многих ребят жизнь преподобномученика Нифонта - это не только поучительная история. Они делом поучаствовали в увековечивании его памяти. Так, например, ученики 11 класса под руководством протоиерея Николая Леванова помогали в установлении Поклонного креста на месте разрушенного храма Архистратига Михаила в селе Березовский хутор.

Директор школы Валентина Петровна Штаева поделилась с нами опытом преподавания курса «Основы православной культуры». Этот курс преподается в школе с 2006 года, и не только в 4­5 классах, но, в качестве факультатива, и в 6­7 классах. Кроме того, в 10­11 классах введен спецкурс «Православная семья». Большинство старшеклассников, слушателей этого курса,- верующие и воцерковленные, постоянно посещают храм. А двое из учеников помладше несут послушание алтарников, именно они помогали отцу Николаю в алтаре во время торжественной службы. Директор школы - постоянная прихожанка Свято-Никольского храма, а его настоятель - частый гость в школьных классах. Неудивительно, что и учителя, и ученики называют его просто - «наш батюшка».

Нельзя не задаться вопросом: неужели при реализации такого масштабного православного воспитательного проекта в школе не возникло никаких проблем? На этот вопрос директор Валентина Петровна отвечает однозначно:

- Никаких проблем у нас не возникло, хотя 40 процентов населения нашего поселка являются мусульманами. Мы предоставили всем ученикам свободу выбора: параллельно курсу ОПК в нашей школе введен курс «Основы исламской культуры».

Остается только радоваться и удивляться тому, какая крепкая связь установилась в этом районе между школой и храмом по молитвам преподобномученика Нифонта.

Газета «Православная вера» № 23 (547)

Екатерина Иванова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/shkola-silnogo-cheloveka
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06