Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко). Фото: Богдан Бондар
- Запорожье - казацкий край, и казачество испокон веков связано с Православием. Откуда же в XXI веке берутся язычники? Почему они претендуют на казацкое «наследие»? Насколько опасно неоязычество?
- Сегодня мы стали свидетелями необычайного события для каждого жителя Запорожья - края колыбели казачества. Для нас, потомков славных казаков, очень важно иметь своего святого казака. Сейчас неоднозначно воспринимают казаков, приписывают им те или иные качества, многие их не воспринимают серьезно. В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Яворницкого. Это выдающийся ученый, который очень тонко и глубоко описал жизнь казаков, их быт, язык, подвиги, черты характера, их взаимоотношения. Главная черта, объединявшая их всех, - это глубокая православная вера. Ученый подчеркивает, что казаки верили как дети, искренне. Может, они не знали всей строгости канонов, но ценили дружбу, любовь, преданность, т. е. те качества, которые основаны на заповеди любви. В современном обществе, когда задаешь казаку вопрос: «А кто такой казак? Что является главным для казака?» - слышишь ответ: «Гордость, воля и т. д.». А что подразумевается под словом «воля»? Воля от чего? Какая воля, когда ты живешь постоянно в страстях, в грехах, служишь им? Можешь ли ты сказать, что ты вольный человек? Нет. Слава? Какая слава? Чем ты можешь похвастаться? Гордыней?
У нас недавно казаки праздновали день рождения батьки Махно. Человек, который убивал священников, разрушал церкви, почему-то стал примером для казаков. Горделивые люди ищут себе славы, не понимая ее основ. Для верующего человека очень важно быть защитником своей веры. Казаки были таковыми. Для нас они - пример защиты веры. Нужно ли ее защищать? Я думаю, что как никогда. Наша Матерь-Церковь сейчас терпит очень много нападок с внешней стороны, но очень важно, чтобы между нами не было вражды, чтобы мы не раздирали Матерь-Церковь изнутри. Поэтому пример Петра Ивановича Калнышевского помогает нам объединиться вокруг Христа, вокруг Матери-Церкви.
А неоязычники или язычники... Не зря говорится: если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума. Человеку, не знающему истории казачества, проще быть язычником не смотря на то, что Церковь называет это грехом. Часто от них слышишь вопрос: «А как это может быть грехом, ведь это мне нравится?!» Поэтому для некоторых людей в лампасах неоязычество - это средство, благодаря которому они могут привлечь себе подобных. Для них Церковь - враг номер один, с которым надо бороться. Эти идеи они распространяют среди молодежи, которая, не зная истинных традиций казачества, увлекается предложенными лжетрадициями. Насколько это опасно, думаю, понятно.
- Что для Вас лично значит сегодняшнее прославление?
- Конечно, для меня это радость. Я возглавляю Синодальный отдел по работе с казачеством. Мне очень сложно говорить, что надо делать так и так, не имея примеров. Вот как мы учимся решать задачи и писать без ошибок? У нас есть постоянные примеры, мы вырабатываем программу действий. Петр Иванович Калнышевский является примером для подражания, который помогает нам сформировать правильный образ казака -православного человека, защитника нашей веры. Имея такого небесного покровителя, каждый из нас должен обращаться к нему и просить мудрости и терпения. И нам в назидание, как нужно переносить все тяготы и скорби, которые он в своей жизни претерпел.
- Чему мы можем научиться у казаков? Что их характеризует и отличает от всех остальных верующих? Каким набором характеристик должен обладать настоящий казак?
- В первую очередь казаку нужно быть глубоко верующим, защищать свою веру, любить ее и не предавать. Казак должен быть верен своей присяге, своему долгу.
Сейчас мы видим, как поменялся политический ветер и люди отказываются от крещения в канонической Церкви, предают ее и действуют ради политической утехи. Может ли истинный казак предать свою веру? Например, когда казаки иногда выступали на стороне турок за экономические или политические интересы, они не отрекались от своей веры, от Христа, не принимали ислам. Тот, кто отрекается от своей веры, даже не под натиском каких-то внешних сил, а из-за стечения обстоятельств, - предает свою Матерь-Церковь. Поэтому для меня казак - это глубоко верующий человек, рыцарь Православия, защитник своей Церкви. Что воин защищает на поле битвы? Можно ответить - свою землю, Родину. В первую очередь он обороняет свою семью, то, с чем он связан кровными узами. Точно так же и казак. Идеальный казак защищает свою Матерь-Церковь, с которой он должен быть кровно связан. А всех нас объединяет Кровь Христа. Поэтому идеальный казак - это человек, который живет Церковью и в Церкви.
- Откуда Вы родом?
- Из Донецкой области.
- Настолько эта земля стала для вас родной, что все ее традиции и вся ее история легли Вам на душу. Вы живете этим и продолжаете изучать историю нашего славного края. Мы очень Вам признательны за это.
Беседовала Наталья Горошкова
http://pravlife.org/content/arhiepiskop-luka-nastoyashchiy-kazak-rycar-pravoslaviya