В храме сохранилось много старинной утвари, икон, паникадило еще лампадное. Фото: Марина Губина/«Русская планета»
Белгородская православная духовная семинария (БПДС) - единственное на территории России учебное заведение, готовящее священнослужителей-миссионеров. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн - первый ректор семинарии, он уже долгие годы возглавляет Синодальный миссионерский отдел РПЦ. С 2000 года белгородские священнослужители регулярно отправляются в экспедиции, а с 2010-го подобного рода командировки считаются обязательным элементом семинарского обучения. Студенты уже успели побывать в Якутии, Тыве, на Сахалине, в Магаданской и Иркутской областях. На днях стартует первая в истории современной России миссия в Ямало-Ненецкий автономный округ. В нее отправляется недавний выпускник БПДС иерей Даниил Яковов. Перед отъездом корреспондент РП встретилась с молодым священником.
Наедине с блогом
Чуть более года назад отца Даниила назначили настоятелем храма Рождества Христова в селе Лесное Уколово Красненского района. Чтобы добраться сюда из областного центра, надо преодолеть настоящую полосу препятствий из дорожных ям и больше 200 км. Местная церковь по сельским меркам выглядит огромной, датой ее основания считается 1730 год. Через 100 лет был построен каменный храм, сохранившийся до наших дней. Службы здесь не прекращались даже в советское время. По преданию, большую часть иконостаса местные жители привезли с Афона. Есть в церкви и местночтимая чудотворная икона Божьей Матери Сицилийской. Именно с ней в 1847-1848 годах во время эпидемии холеры обходили Острогожск и соседние села, и болезнь в скором времени удалось остановить. Считается, что икона лесноуколовского храма даже более древняя, чем знаменитая Божья Матерь Сицилийская в Дивногорском монастыре.
Храм Рождества Христова в селе Лесное Уколово. Фото: Марина Губина/«Русская планета»
- Этот храм - настоящее чудо Белгородской области, - начинает разговор отец Даниил, проводя небольшую экскурсию. - В разных источниках говорится, что строился он по большей части силами местных жителей. Но вы только посмотрите, какой высокий здесь купол. Я до сих пор не могу понять, как его могли возвести в обычном селе без помощи башенных кранов. Храм не раз грабили, но все равно здесь много старинной утвари, икон, паникадило у нас, к примеру, еще лампадное.
Сейчас в селе около 600 жителей, на церковные службы регулярно приходит в лучшем случае пара десятков человек. Настоятеля здесь какое-то время не было вовсе, храм начал приходить в упадок. Бурная деятельность, развернутая по приезде новым священником, местными первое время воспринималась по меньшей мере с удивлением. Первым делом молодой батюшка, которому совсем недавно исполнилось 24 года, провел ревизию церковного имущества и вывесил на своей странице в «Живом журнале» список всего необходимого для нормального функционирования храма, начиная от вазелинового масла для паникадила и заканчивая пылесосом для уборки. Позже этот «призыв о помощи», выраженный современным способом, вылился в то, что отец Даниил в соцсети стал вести «Хроники прихода Рождества Христова», куда до сих пор заносит все самые значимые события своей службы на селе.
- Многие до сих пор очень болезненно воспринимают то, что я выкладываю фото или какую-то информацию о храме в ЖЖ, - рассказывает священник. - Боятся, что церковь могут ограбить. С одной стороны, они правы, но с другой - я считаю, что об этом месте должно знать как можно больше людей. И для меня эти «хроники» - некая возможность посоветоваться, прежде чем принять какое-то решение. Ведь главный принцип нашей церкви - соборность: то есть ты не своим умом должен все проблемы решать, а искать подсказки у людей. Я ищу и таким вот способом.
За год службы отец Даниил успел вписать свое имя в историю села: совершил, к примеру, первую в Лесном Уколове литургию на английском языке. Решил таким образом и кругозор прихожан расширить, и подготовиться к зачету в магистратуре семинарии, которую заканчивает в этом году. Летом совершил чин присоединения католика к православию, тоже впервые в истории местного храма. Вместе с супругой - матушкой Екатериной - пробовал открыть воскресную школу для детей и взрослых, организовать при храме кружок по изучению Священного Писания, пытался читать лекции в местном клубе и даже беседовать с молодежью перед началом дискотек.
Самые благодарные слушатели - дети. Фото: из личного архива
- На первые встречи люди обычно приходили, - отмечает отец Даниил, - вроде бы слушали меня. Назначаешь вторую встречу, и никто не приходит, пытаешься выяснить, почему, но ответа нет. Мне и сейчас, когда я хочу что-то организовать, некоторые прихожане порой говорят: «Хорошо, мы придем вас поддержать». Но мне не нужна поддержка, мне хотелось бы видеть заинтересованность людей. А то получается, что, когда я только сюда приехал, говорил на проповедях о каких-то сокровенных смыслах Священного Писания, потом уже просто начал пересказывать людям сюжеты, потому что видел, что многие вообще не понимают, о чем говорю. Теперь же дошло до того, что рассказываю о правилах поведения в храме. Ведь сложно проводить службы, когда люди воспринимают церковь просто как место, куда можно прийти в воскресенье, увидеться с друзьями, обсудить последние сплетни, поставить свечку и уйти.
«Какие традиции заложишь, такие и будут»
Всю прошлую неделю отец Даниил и матушка Екатерина паковали вещи. Решение Синодального миссионерского отдела РПЦ об отправке в миссию стало для молодой семьи неожиданным. Теперь следующие полгода они проведут в поселках за полярным кругом.
- Мы живем, как жены военных, - шутит матушка Екатерина, - куда мужей отправляют, туда и мы за ними.
Сейчас супруги ждут первенца и не исключают возможности, что родится ребенок как раз на Крайнем Севере. В миссию они отправятся на обычном поезде, на дорогу - 4 дня. В помощь священнослужителю снарядят еще студента семинарии.
- Что нас там ждет, пока совершенно непредсказуемо, - говорит отец Даниил. - Мы там будем первыми миссионерами. Наш митрополит Иоанн мне как-то сказал фразу, которую я постоянно вспоминаю: «Какие традиции заложишь в миссии, такие там и будут, все на твоей ответственности».
Для отца Даниила поездка на Ямал уже не первая миссионерская экспедиция. Будучи второкурсником семинарии, он отправился в Якутию, где прожил восемь месяцев. Сначала служил в военном гарнизоне в Тикси, а после вместе с белгородским иереем Владиславом Кричевским и местным игуменом Агафангелом отправился по наслегам - местным поселкам - доносить до коренных северных народов основы православной веры.
- В наслег Борогонский мы, к примеру, отправились вместе с колонной КамАЗов, которые зимой постоянно курсируют между Тикси и Якутском, перевозят рыбу и товары первой необходимости, - вспоминает священник. - В итоге 500 км преодолевали неделю. Водители нас везли совершенно бесплатно, но перед выездом в качестве благодарности мы предложили освятить грузовики. Согласились все, кроме одного, он оказался баптистом. И надо ж такому случиться: именно его машина в первую же ночь заглохла. А мы вместе с другими водителями потом до утра перебрасывали из этого КамАЗа 7 тонн рыбы.
«Православные сектанты»
В Якутии семинарист Даниил Яковов тоже вел блог в ЖЖ - дневник миссионерской командировки. Руководство БПДС идею признало столь полезной, что теперь все студенты-миссионеры должны вести подобного рода записи.
В Якутии семинарист Даниил Яковов вел дневник миссионерской командировки. Фото: из личного архива
- Первые экспедиции миссионерского отдела были ориентированы на массовость, - продолжает батюшка. - Священники несколько дней беседовали с людьми, крестили их и уезжали. И были, например, такие ситуации: местным жителям оставили икону святителя Николая, и когда священники через год вернулись, то увидели, что эту икону мужчины мажут жиром перед охотой, точно так же, как совсем недавно мазали своих идолов. То есть поменялась только форма, а мировоззрение осталось прежним.
Теперь же миссии нацелены на качество. В Якутии многие уже ждут миссионеров, смотрят «Слово пастыря» и не пускают в села сектантов.
- Сектанты в северные поселки заглядывают очень часто, - констатирует отец Даниил. - В Борогоне пятидесятники побывали раньше нас. И, когда туда приехали мы, нас спросили: «А вы точно православные сектанты?» Протестантов в наслег они не пустили, грозились их машину перевернуть, если те сейчас же не уедут.
Служить отцу Даниилу приходилось и на улице в суровый мороз, и в обычных комнатах местных домов. Храмовый престол священнослужители однажды изготавливали собственноручно из урны для бюллетеней, оставшейся в наслеге еще с советских времен. Жителям миссионеры вначале показывали познавательный фильм о православной вере. Все желающие окреститься должны были прийти на 12 огласительных бесед и выдержать экзамен на знание основ православной веры.
- В двух поселках мы окрестили всего чуть более 20 человек, - рассказывает батюшка. - В Борогон в самом конце нашей миссии привезли водку, и в день крестин до нас просто физически смогли дойти лишь немногие. Так что мы крестили действительно самых стойких, кто не поддался соблазнам. И после нашего отъезда они сами собирались вместе и читали молитвы, то есть получилось создать настоящую христианскую общину.
А вот в наслеге Таймылыр работать миссионерам приходилось за еду.
- У нас с отцом Агафангелом быстро закончились деньги, да и местные неохотно шли на беседы. Только в конце стали понемногу заглядывать и приглашали освящать свои дома. Мировоззрение у них осталось еще языческим, и в первую очередь они хотели защитить с нашей помощью свои жилища, говоря: «Надо дом почистить». Мы соглашались, приходили и тогда уже объясняли, что мы не «чистим», а освящаем. В домах нас всегда кормили, так что я четко уяснил, что вместо хлеба-соли там гостю непременно предлагают строганину и чай, а продукты берегут, как могут. Например, из прокисшего молока делают что-то вроде мороженого, называется это «мартышки».
«Если православные храмы не построим, на нашей земле их построят другим богам»
Многие из тех, кого белгородские миссионеры окрестили в Якутии, теперь есть в друзьях на странице отца Даниила в одной из соцсетей. С некоторыми из них разговоры о вере он теперь ведет в переписке. Но, несмотря на то что новые технологии все чаще вторгаются в религиозную жизнь, личный контакт, уверен священник, по-прежнему необходим.
- Технологический прогресс, возможно, изменит форму, но не изменит сути православия, - рассуждает отец Даниил. - Может, храмы будут строить по-новому, может, другим будет внешний вид священнослужителей, но непременно останется какое-то определенное место, куда люди будут приходить, чтобы получать благодать Божью.
Миссионерская деятельность и повсеместное распространение православия, по мнению священника, для России сейчас просто необходимы.
- Государство не может существовать без духовных основ. Люди, не имеющие национального и религиозного самосознания, всегда будут мишенью для тех, кто захочет навязать им свою идеологию. И здесь вопрос не в том, хорошо это или плохо, а в том, что это будет за идеология. Если мы сами не построим православные храмы, то на нашу землю обязательно придут люди другой веры и возведут храмы своим богам. Ведь нельзя строить государство без веры в Бога, - подводит итог отец Даниил.