Мы с Сергеем учились в одном классе. После школы он пошёл учиться на водителя: всегда мечтал водить автобус.
Отец его умер, кажется, от водки. Мать, перебиваясь с хлеба на воду, растила его и ещё троих дочерей. Особенно тяжело пришлось, когда наступили девяностые: цены поползли вверх, работы не стало.
Я потерял Сергея из виду лет на семь. Помню, как-то мне нужно было добраться из центра города в свой микрорайон. К остановке подъехал рейсовый автобус. Люди быстро заняли почти все места и стали кричать на водителя: давай, чего стоишь, поехали! Он терпеливо отмалчивался в своей кабинке: два места были ещё свободны. Но тут какая-то женщина с двумя корзинами покупок стала откровенно хамить, требуя немедленного отправления. Водитель терпел минут пять, потом с отчаянием оглядел людей в салоне и завёл мотор. В водителе я узнал Сергея. Мне тогда стало очень жалко его.
Он с детства мечтал водить большой автобус, возить людей... И вот она - суровая правда жизни.
В конце того нервного дня мы с ним поговорили. Сергей женился, у него недавно родился сын. Семью надо кормить, и он вышел в рейс на стареньком вечно ломающемся ЛАЗе.
Потом его пару раз встречала на улице моя мама. «Сергей такой худой стал, - жалела она его. - Работает, наверное, много...»
Затем я уехал из родного города и лишь изредка, раз в полгода, навещал своих. Мама регулярно рассказывала мне, кого из моих одноклассников и знакомых видела, у кого что изменилось.
Спустя несколько лет в её рассказах возник и Сергей.
«Ты знаешь, он поправился, видела его в таком шикарном пальто. Они с супругой такая хорошая пара!» - сказала она мне.
Через год я снова услышал о Сергее. Мама встретила его на улице, они разговорились.
«Ты знаешь, он работает водителем нового большого автобуса. Ездит в междугородние рейсы. Деньги зарабатывает хорошие!»
И с тех пор каждый год я слышал от мамы что-то восторженное о Сергее - он хорошо одевается, у него ухоженный и красивый ребёнок, жена его прекрасно выглядит... Я слушал это и никак не мог совместить в голове того затравленного толпой водителя и образ, который мне рисовала мама.
Последним восторженным штрихом к его портрету был автомобиль.
«Представляешь, Сергей приобрёл машину - такую красивую, белую, здоровенную», - сообщила мне по телефону мама...
Казалось, мой бывший одноклассник вытащил счастливый билет, и удача повернулась к нему лицом.
Пару лет назад мы с товарищами поехали в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь, что в селе Никольском Донецкой области. Всё было необычно в этом монастыре. Долгое поминание за вечерней огромного количества святых - священник перечислял по памяти сотни имён. На каждом подсвечнике - только по одной свече: основатель монастыря старец Зосима не любил, когда люди суетятся во время службы, передавая свечи.
И вот как-то на вечерней ко мне подошла невысокая болезненного вида женщина в платочке.
«Саша, это ты? А я мама Сергея. Вы учились вместе, помнишь?»
Оказалось, мама моего школьного товарища живёт в этом монастыре послушницей. Дети выросли, она приехала сюда как паломница и осталась. Она здесь уже 10 лет.
Потом, вернувшись в Киев, я посмотрел документальный фильм о старце Зосиме. Обратил внимание на молодую красивую девушку в монашеском облачении. Она вспоминала беседы со старцем. Мне показалось знакомым её лицо. А фамилия, появившаяся на экране, подтвердила мою догадку. Это была одна из сестёр Сергея. Видимо, когда мама приехала в монастырь, она привезла с собой дочь. И та стала монахиней.
Досмотрев фильм о Никольском, я выключил DVD и стал собирать в памяти все мои воспоминания о Сергее, доклады моей мамы...
Похоже, проехав несколько сотен километров, я случайно наткнулся на тот самый секрет успеха моего одноклассника. Без сомнения, и мама, и сестра, поселившись в монастыре, каждый день в утренних и вечерних молитвах просили Бога и о самом близком для них человеке - сыне и брате. Каждый день, из года в год, они просили Творца о Сергее - чтоб у него всё было хорошо. Ведь даже наши слабые молитвы - молитвы людей, живущих в миру, - зримо меняют нашу жизнь, если мы их возносим искренне. Что же говорить о молитвах людей, посвятивших себя Богу.
Не знаю, догадывался ли Сергей о причинах своего благополучия. Возможно, он просто приписывал все успехи собственной настойчивости и трудолюбию. Принимал ли он во внимание настойчивость и трудолюбие своих родных, предстоящих пред Творцом неба и земли? Может, и нет. Это ведь так естественно, когда тебя любят близкие...