Отца Алексея Грищенко я впервые увидела с гитарой на фестивале духовной поэзии «Воинство духа», который был организован по инициативе коменданта г. Молодогвардейска Сергея Жалковского и приурочен к годовщине освобождения пос. Новосветловка. Не только меня, но и всех, кто счел возможным приехать на фестиваль, поразило чистое исполнение глубокого духовного смысла авторских песен. Под открытым небом Новосветловки в тот день прозвучали две прекрасные песни о. Алексея: «Полночная Псалтырь» и «Святогорские горы».
«Да как же так? Такой талантливый батюшка есть на Луганщине, а я о нем ничего не слышала», - подумала я тогда.
Следующая наша встреча произошла в стенах университета им. Владимира Даля, где иерею Алексею Сергеевичу Грищенко в череде других уважаемых батюшек митрополит Луганский и Алчевский Митрофан вручил диплом магистра теологии. Там же на кафедре я попросила о. Алексея рассказать о себе:
- Я являюсь клириком храма Рождества Христова, который находится в г. Молодогвардейск. Это Краснодонское благочиние Ровеньковско - Свердловской епархии. В последнее время я служу в храме- часовне святителя Николая, которая находится на кв. Баракова г. Краснодона. Построена она на месте гибели 84-х шахтеров, погибших 11 марта 2000 г на ш. Баракова от взрыва метана на горизонте 750 метров.
- Но это же та самая часовня, которая сильно пострадала при обстрелах Краснодона. Взрывной волной снесло ее крышу, стены все были испещрены осколками. Я писала о ней. Настоятель протоиерей Виталий Терещук рассказывал, как это случилось.
- Да, это наш отец настоятель. А наш Свято-Николаевский храм - часовня несколько раз подвергался обстрелам. Службы проходили в аварийном режиме. Служишь, а вокруг тебя все эти «бахи», земля дрожит. Было, конечно, страшновато, но куда деваться, служить надо.
6 июля 2014 года через несколько часов после воскресного богослужения какой-то мощный снаряд взорвался в 25-ти метрах от часовни. Взрывной волной полностью снесло крышу. Выворотило оконные рамы, выбило стекла, повредило металлическую ограду. Побило плитку во дворе. Осколки посыпались и вовнутрь часовни и снаружи, повредили иконостас, матерчатые скатерти, пол, изрешетили стены. Кстати, только одну икону пробил осколок, на остальных были только повреждены стекла и рамки.
- Я помню, свечница Лиза рассказывала, что когда это произошло, как раз дождливые дни выдались, но она все равно выходила на работу, сидела под раскрытой крышей, пленкой иконы закутывала и сама под пленкой сидела, с батюшкой Алексеем (теперь понятно, что это были вы), молебны служили. Поклон ей передавайте. Очень душевная женщина.
- Да, она мужественно переносила все эти обстрелы. Натягивала пленку, чтобы не так сильно дождь попадал внутрь и сидела в ожидании прихожан. Вдруг кому-то понадобится помолиться, свечку поставить, а часовня закрыта. Слава Богу, во время взрыва в часовне никого не было и никто из людей не пострадал! Служба закончилась в половину двенадцатого, а в районе 17 часов мне позвонил мой настоятель и сказал: «Позвони к кому-то из знакомых, у кого окна выходят на часовню. Пусть скажут, что там с часовней.» Для меня это было, конечно, шоком. Казалось бы, несколько часов назад оттуда ушел, крыша была, все было нормально, а теперь ее нет. Нам очень сильно повезло, что нас в это время там не было.
- Я была приятно удивлена, увидев вас с гитарой на фестивале в пос. Новосветловка. В связи с этим, расскажите о вашей общественной и творческой жизни. Как пришло творческое вдохновение, как все начиналось?
- Начиналось все довольно обычно. Семья у меня музыкальная. Мама играла на баяне. И меня лет в 9 тоже отдали в класс игры на баяне в Суходольскую музыкальную школу, потому как я с раннего детства был музыкальным ребенком. Помню даже, как совсем маленького меня бабушки во дворе ставили перед лавочкой и я для них пел песни. Вот с тех пор, наверное, и началась моя творческая жизнь. После окончания музыкальной школы я изъявил желание учиться дальше и какое-то время ходил в эту же музыкальную школу на занятия игры на гитаре. У меня дядя играл на гитаре, поэтому и мне хотелось овладеть этим инструментом. То есть вся эта музыка и все эти инструменты были у нас в семье с раннего детства. После того, как я освоил гитару, меня начали приглашать на различные конкурсы, которые между школами проводились. Самый первый из них помню: тогда только появились мои первые две песни, и меня с этими песнями отправили в Краснодонский отдел народного образования на конкурс авторской песни. Мне присудили тогда 1 место. Это был первый мой успех.
Я и дальше осваивал гитару. Появлялось все больше и больше песен. Они могли прийти в любой момент, в любое время. Каждый творческий человек может сказать, как это бывает. Какое-то минутное озарение, какая-то мимолетная фраза понравилась или мысль пришла и на этом строится будущая мелодия, текст и так далее. Все мои старшие классы прошли в концертах в защите школы на междугородних каких-то конкурсах и фестивалях. В 1996 г. также проходил конкурс «Утренняя звезда» у нас в Краснодоне. Там бывший мой преподаватель по игре на баяне Александр Старовойтов вместе с работником ДК «им. Молодой гвардии» Анатолием Ардышевым организовали для детей записывающую студию, где записывали исполнения участников этого конкурса, аранжировки делали для них. С этой записью я прошел во второй тур этого конкурса, хотя его и не последовало, но это был хороший творческий опыт.
В старших классах я больше думал о карьере на эстраде или же о медицинской карьере, потому как к медицине у меня тоже интерес был с детских лет. А вот решение стать священником появилось и окрепло уже в выпускном классе. Это произошло само собой. Возможно, сказались уроки сольфеджио в музыкальной школе, которые преподавала Кузнецова Юлия Николаевна. Она пела в церковном хоре и мне как-то предложила попеть в храме. Так в 9-м классе я стал ходить в церковь и петь на клиросе, а в 10-м классе, сразу после выпускного экзамена по литературе, у меня была назначена встреча с правящим тогда архиепископом (ныне митрополитом) Иоанникием. Но владыка сказал тогда, что в семинарию мне еще рано, нужно сначала отслужить в армии, потому что семинария отсрочки не давала. Тогда мне посоветовали в епархии поступить в Свердловское духовное училище (тогда еще пастырские курсы), которое я закончил с отличием и после этого сразу поступил в 3 класс Киевской духовной семинарии на заочное отделение. В годы учебы в училище мне довелось проходить послушание псаломщика в п. Ленинский, а затем и в родном Суходольске. После 3 класса семинарии я женился и был отправлен на служение в с. Дмитриевка Новоайдарского благочиния.
Все это время я с гитарой не расставался. Гитара была все время со мной. Во время обучения в СДУ мы собирались с сокурсниками и все вместе пели песни. Я продолжал их писать.
После того, как принял сан, у меня возник вопрос: как же мне теперь песни мирские писать? Но один мудрый священник сказал: «Ни в коем случае бросать нельзя. Пиши что пишется, потому что талант нельзя зарывать в землю». Я успокоился и продолжил писать песни. Со временем темы моих песен сами собой ушли в духовное русло. Вот текст одной из них. Написано за минуту, как всегда, по какой-то молитве.
|
||
http://vk.com/search?c%5Bperformer%5D=1&c%5Bq%5D=свящ.Алексий%20Грищенко&c%5Bsection%5D=audio
- Батюшка Алексей, мы сегодня с вами встретились в таком необычном месте, в университете им. Владимира Даля. Знаю причину, но, тем не менее, хочу услышать от вас, как вы пришли к такому моменту в своей жизни: получаете диплом магистра теологии.
- Не один я, конечно, получаю такой диплом. Решением Луганской Народной республики наши семинарские дипломы были приравнены к государственным дипломам на уровне бакалавров, это дало возможность поступить и закончить курс аналитической теологии.
Это было очень своевременно, потому что с этого года в школах ЛНР вводят новый обязательный предмет Основы Православной культуры. Руководством ЛНР ставится вопрос, что этот предмет должны преподавать только богословы, духовно опытные люди. Потребовалось написать магистратскую диссертацию для того, чтобы получить право преподавать Слово Божие в детских учебных учреждениях.
- А откуда такая тяга к наукам? Пожалуй, степень магистра богословия - это выше, нежели требование министерства образования к компетентности преподавателя Православной культуры в школе.
- Я сам происхожу из учительской семьи. Моя бабушка, Грищенко Надежда Васильевна 40 с лишним лет преподавала в начальных классах, она «Отличник народного образования», поэтому какие-то задатки тяги к педагогике у меня были заложены. Я уже не один год преподаю в школах. До этого момента это были какие-то эпизодические уроки на духовные темы с детьми. Собственно, за это время я успел также преподавать в социальном территориальном центре г. Краснодона. Там в прошлом году открыли «Институт третьего поколения», где обучают пенсионеров и инвалидов основам Православия, уходу за здоровьем, компьютерным технологиям и т.д. В этом году набрали уже второй набор. На следующей неделе мне предстоит дать там первый урок.
- Вы считаете правильным, что именно батюшки должны преподавать детям в школах?
- Конечно, правильным. Потому что кто как не священнослужитель может подробно, правильным языком все изложить и ответить на вопрос ребенка. У каждого священника имеется опыт общения, опыт духовности, молитвы, но и, конечно, опыт в гомилетике, то есть в искусстве проповеди. К каждой проповеди нужно готовиться, обдумывать, что и как ты будешь говорить людям. Исходя из этого, именно священники и должны преподавать духовные дисциплины. Чтобы знания к детям приходили неискаженными, как говориться, их первых уст.
- Как поживает ваш приход сейчас? Много ли проблем?
- Сейчас, конечно, нелегко всем. Но, слава Богу, можно сказать, что все нормально у нас на приходе. Люди приходят, службы идут. Большего и желать священнику нечего.
- О сегодняшней обстановке военной можете что-нибудь сказать? Может, что-то накипело в душе, что-то хочется пожелать людям?
- Я думаю, что вот эти подвижки с духовным образованием детей, которые начинаются у нас сегодня в обществе, возможность приучать детей с малого возраста к слову Божиему, к мысли о Божественном, способны изменить мир, воспитать в детях высокодуховную личность, которая строится на двух главных заповедях о любви. А война - это всегда ненависть. Это отсутствие любви. Конечно, пока ненависть существует, будут существовать и войны. Начинать лечить мир нужно с малого, с самого раннего детства, когда закладываются основы будущей жизни человека. Мы молимся о мире, конечно. Любая война рано или поздно заканчивается. Будем надеяться, что и эта война закончится быстро. Ну а там, как Господь распорядится. Все в руках Божиих. Мы только молимся, только просим.
Беседовала Светлана ТИШКИНА
http://pravlitlug.ru/index.php/publitsistika1/item/3055-sluzhenie-bogu-i-lyudyam-svyashchennika-barda