А остальное восполнит Господь...

0
260
Время на чтение 6 минут

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга игумена Нектария (Морозова) «С надеждой на Встречу». Она представляет собой сборник эссе автора, опубликованных в разные годы на сайтах «Православие.ru» и «Православие и мир». Предлагаем познакомиться с ней и саратовским читателям.

Простая логика

Тот, кто знаком с предыдущими книгами отца Нектария - «Что мешает нам быть с Богом», «О Церкви без предубеждения», «Как говорить о вере», почти наверняка отметит для себя в новом сборнике все ту же простоту и логичность. Размышления об отношениях человека и Бога, о своем переживании христианских истин пишут довольно многие люди, но как же редко, скажу как филолог, бывает это изложение не спутанным, не противоречивым, несущим в себе завершенное рациональное представление о том, что осознает внутри себя автор и хочет выразить словом.

Осознает... Пожалуй, в этом-то вся и суть. После прочтения этой книги в голове надолго остается мысль: к пребыванию со Христом приходят не посредством смутных озарений и трогательных эмоций, не через экстатические порывы деятельности по перепахиванию судьбы - своей и чужой, а через внимательную, в полном смысле слова сознательную будничную жизнь. В эту жизнь, наполненную здравым смыслом, неравнодушием к происходящему вокруг, терпением и серьезностью, и приходит любовь Христова. Она, как и подлинная человеческая любовь, заключается не в сентиментальности, не в бесконечных рассуждениях о том, какое место занимает в нашей жизни тот, кого мы любим, а в ответственных поступках, умении доверять в непростой ситуации, в благодарности. Все это, как утверждает автор, есть очень важный в духовной жизни и многими из нас пренебрегаемый талант - «талант быть хорошим человеком».

«В живой жизни рядом с собой хочется видеть, ощущать не кумира, не материализацию своих фантазий, а именно его - хорошего человека. Доброго и великодушного, умеющего прощать, умеющего любить, согревать своим теплом, надежного, честного, благородного и благодарного. Потому что с хорошим человеком на самом деле хорошо. <...> Но по мере того, как стараешься таким стать, хорошо не только окружающим с тобой делается. Тебе самому с собой тогда тоже хорошо...»

Вчитываешься в эти тексты и думаешь: а вещи-то, в общем, совсем-совсем очевидные. Куда же девается это все в нашей жизни? Почему, жалея себя, как блудного сына, не задумываемся никогда: а каково в это же время Отцу? Зачем усложняем свою жизнь бесконечными двойными стандартами - по отношению к себе и другим, к храму и жизни мирской, исповедуя разные принципы? Из каких соображений предпочитаем сначала запутывать свою жизнь в какой-то немыслимый клубок и лишь потом сокрушенно преклонять голову перед священником на исповеди: «Что же мне делать?». Разве потратить некоторое время и сразу разобраться в ситуации с точки зрения евангельской - не проще, не легче, не разумней, наконец? Кажется, все это вызывает самую большую боль автора - и священническую, и человеческую. И именно поэтому он пропитывает все, о чем пишет, простой логикой: все, с нами происходящее, является следствием нашей собственной жизни. Той, в которой Господь заповедал нам поступать с другими так, как мы хотим, чтоб поступали с нами.

Единое на потребу

Многим из тех, кто знаком с автором этой книги как священником и публицистом, давно полюбился его блог в «Живом журнале» - с подзаголовком «О едином на потребу». Именно там опубликованы многие его статьи. Стоит сказать, что сегодня в православной блогосфере, как и в сборниках православной публицистики, можно встретить все что угодно: теории государства и общества, теологические споры, перерастающие в маловразумительные обвинения, попытки «замиссионерить» окружающих эпатажными репликами на острые сиюминутные темы. И вдруг среди всего этого находится без преувеличения дневник - о том, какими мыслями спасаться, если ощущаешь бессилие исполнить заповеди евангельские; о том, от чего устает священник, глядя на нас, прихожан; о том, как попытаться воспитать-таки в себе «необходимейшую привычку»: «сначала думать и только потом делать». И если в жизни мы уделяем этому необоснованно мало времени, стоит начать исправлять ситуацию прямо сейчас, выкроив его на вдумчивое чтение этой книги. Она - действительно о жизни с Богом. Не «о христианстве», не «о духовных ценностях», не «об основах веры» даже. О жизни. О живой жизни, которая есть творческий непрекращающийся процесс - и тем больше в нем сосредоточенности и силы, чем меньше в нем лишнего, Богу чуждого.

«Любой священник регулярно слышит на исповеди или просто в беседе: "Я так хочу жить по-христиански! Но у меня почему-то ничего не выходит". Что на это сказать - говорящему и вкупе с ним самому себе? Когда человек хочет есть, он ест, и попробуй воспрепятствовать ему! Когда он хочет спать, то спит. Когда хочет сказать что-то, что переполняет его изнутри, то говорит, не думая порой не то что о своих интересах, но и об элементарном самосохранении!

А когда хочет жить по-христиански, очень хочет, то... почему-то ничего не получается. Очевидно, почему - потому что не самое сильное это желание, не побеждает, не превозмогает оно все прочие, но уступает им, подавляется ими. Нет правильной расстановки приоритетов. Той, которая делает христианина христианином не по имени, а по сути».

И еще одна важная и нетривиальная мысль есть в этом сборнике. Как верующие люди мы все так или иначе надеемся на помощь Божию. И недоумеваем порой: почему не приходит она тогда, когда, казалось бы, очень нужна? Из того, чем делится с читателем автор, постепенно понимаешь: помощь Божия приходит не тогда, когда мы на нее рассчитываем, ощущая сложность или непосильность лежащих перед нами задач. Она появляется тогда, когда человек уже отдал все и даже сверх того, когда он уже не чувствует в себе способности сделать следующий шаг и все равно продолжает идти, проговаривая неслышно: «Господи, Твоя воля...» Именно тогда, когда мы уже вложили в это восхождение самих себя, и все равно не хватает чего-то для принесения благого плода, можно надеяться той самой несомненной христианской надеждой: остальное восполнит Господь.

Согреть холодное сердце

Возможно, у кого-то по этому описанию сложится впечатление о вышедшей книге как о полезной, но малоутешительной и довольно прохладной. Это отнюдь не так. Она очень личная и наполнена какой-то неброской, благородной, скрытой теплотой. Мне очень импонирует в ней то, что автор не перегружает текст описанием различных бытовых сцен, не приводит ненужных подробностей своей и чужой жизни. Под «личным» отец Нектарий понимает прежде всего лично пройденное и ценное для других - в виде какой-то квинтэссенции, краткой реплики. И если уж пишет о чем-то в жанре пространной дневниковой зарисовки - то о том, что действительно стало в его жизни чем-то поворотным. Например, о Страстной неделе в Оптиной пустыни - еще во время работы военным журналистом, в 1995 году.

«В первый раз я услышал там, как поется "Чертог". Наверняка и раньше слышал. Но не так, а как-то иначе, так, что сердце не откликалось, не забывалось, не отступало все, вообще все, кроме одного: ощущения, что ты и правда стоишь перед этим удивительным, прекрасно украшенным чертогом. Видишь его великолепие, его неизреченный свет... Но он не освещает тебя, и ты не войдешь внутрь: у тебя нет сотканной из него одежды, и там, внутри, нечего тебе такому, обнаженному, делать. И такая боль... Все уже определено, взвешено, ясно: не войдешь! Хотя нет... Есть надежда. Надежда на то, что Сам просветит Господь "одеяние души моей" и так же Сам введет в этот чертог, спасет. Почему? Нипочему, просто, туне, по милости Своей, такой утешительной, такой непонятной, такой все преодолевающей.

И чувствовалось, как замираешь на этой грани, тонкой полоске, струнке между страхом и надеждой, отчаянием и упованием...»

Читая эти строки, вспоминаю свое первое интервью с автором этой книги. Тогда, еще почти ничего не зная о молодом, в то время 35‑летнем, священнике, с поразительной глубиной и болью говорившем мне о том, что никакое миссионерство в Церкви не может принести плода без неравнодушия нас, христиан, друг к другу, я интуитивно назвала свой материал «Согреть холодное сердце». Интуитивно - потому что не очень понимала, каким же именно образом оно согревается. Я уже десять лет к тому времени считала себя православной, и вдруг засомневалась: а произошла ли в моей жизни настоящая встреча с Богом? Помню и сказанные впоследствии батюшкины слова: если эта встреча действительно происходит, и человек откликается на призыв Божий, у него не может оставаться неясное впечатление о том, произошла она или нет.

«Вспоминаю свою встречу, какой была она. Много можно о ней сказать, но главное - была она неожиданной, ни за день, ни за час, ни за мгновение никто бы и не предсказал ее, кроме Того, Кто, в отличие от меня, ее ждал. Такой же была она для многих из тех людей, которых довелось мне в жизни знать и за которых мое сердце уже не болит. Такой же, уповаю, будет для тех, за кого тревожусь и молюсь сейчас. С этой надеждой - на их Встречу - я и живу».

Газета «Православная вера» № 15 (539)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/a-ostalnoe-vospolnit-gospod

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06