«Я мечтал стать морским офицером!»

Настоятель Вознесенско-Пантелеймоновского храма - о подводных лодках и пути к священству

Протоиерей Владимир Пархоменко служит в саратовском селе Усть-Курдюм. Кроме саратовских семинаристов, которых он растит в будущих пастырей, воспитывает и семеро своих собственных детей. Восьмой ребенок - младенец Иоанн, или попросту Ваня, родился совсем недавно. С кем, как не с таким многодетным батюшкой обсуждать проблемы, возникающие в семье, а также вопросы воспитания и воцерковления детей? Обе темы насущные, состоят из множества тонких нюансов, где очень важно не навредить. О том, как правильно воспитывать детей и строить отношения между супругами - цикл наших будущих бесед.

Этот цикл мы предваряем интервью о жизненном и священническом пути батюшки, чтобы поближе с ним познакомиться. Отец Владимир - человек неординарной судьбы. Выпускник нахимовского военно-морского училища, бравый моряк, владеющий приемами рукопашного боя и болеющий флотом, он бросил все и посвятил свою жизнь священству. Сегодня - немного о том, как это произошло.

Эсминец "Окрыленный"

- Батюшка, Вы окончили нахимовское училище. Вы были офицером?

- Нахимовское, а потом еще высшее морское училище подводного плавания, штурманский факультет. Учился на штурмана подводной лодки. Офицером не стал, за веру мы были едва не отчислены из училища.

За веру? А какие это были годы?

- 91-й. В стране начиналась перестройка, но в армию она, видимо, на тот момент еще не дошла. С нас крестики командиры срывали. Была такая идея - верующих к серьезным объектам не допускать. Поскольку мы готовились служить на атомных ракетоносцах, с носителями ядерного оружия, нам впрямую говорили, что некоммунистов к управлению не допустим. Все наши аргументы, что коммунист не обязательно будет лучше родину защищать и больше ее любить, не имели значения - была идеология. И когда узнали, что нас во взводе трое стало верующих, затаскали по всяким особым отделам. Это было целое ЧП!  

Нас готовили к отчислению, и не просто хотели отчислить, а послать дослуживать в самые злачные места морского флота - на плавмастерские. Это такие плавающие заводы - суда ремонтного назначения. Это были подразделения, чем-то похожие на стройбат, где нет власти офицеров, процветает землячество и дедовщина в жесточайшей форме. А в результате Господь все устроил нормально - мы отслужили на лучших кораблях Северного флота. Я попал на один из лучших в то время эсминцев 53-й бригады 7 оперативной эскадры Северного флота эсминец "Окрыленный".

Красивое название!

- У моряков вообще очень красивые названия, у эсминцев, наверное, самые красивые. Окрыленный, Стерегущий, Расторопный, Сметливый...

Сколько вы прослужили?

- На эсминце год, а в сумме, если считать с училищем, лет пять. 

Я вообще не собирался священником быть. Я очень любил флот и сейчас его люблю. И когда произошла ситуация, после которой мне стало понятно, что мне надо  свою жизнь посвятить священству, для меня это была проблема, которую я не знал, как решить. Но потом со мной стали происходить изменения, когда любовь к флоту не то чтобы исчезла, а стала затухать, а необъяснимая тяга к будущему священническому служению стала разгораться огнем.

А что это за ситуация, которая все переломила?

- У меня все случилось за одну ночь. Была ночь, в которой было то ли полувидение, то ли тонкий сон, где было сказано, что я должен поступить в семинарию.  Это не был простой сон. Если вы когда-нибудь влюблялись, то Вы знаете ощущение жжения в сердце, которое при этом чувстве возникает. Вот такое же чувство было и у меня к будущему священническому служению, которое я представлял себе только теоретически.

Но ведь православная Церковь относится к снам скептически и не советует им верить.

- Православная церковь не относится к снам скептически, она относится к ним трезвенно. Это разные вещи. Это значит, не доверять безосновательно. А если есть основания, то почему бы не доверять? Мы знаем много примеров, когда во снах люди получали откровения. Господь иногда именно через сон вразумляет человека. У меня было именно так. Проснулся после этого сна совершенно другим человеком. Когда пришли ко мне мои друзья сослуживцы, я им заявил: все, наверное, буду в семинарию поступать. Они так и сели в шоке. А потом Вы же понимаете, что если бы после этого сна со мной не стало бы происходить перемен, от меня не зависимых, то ничего бы не произошло - сон бы просто забылся.

С чем это можно сравнить? Вот я, например, не могу объяснить точно, почему у меня в 4 классе родилась тяга к военному флоту, к морю. Меня с детства палеонтология интересовала, может быть, я был бы неплохим палеонтологом, в Москве были для этого возможности. И пару раз мама меня возила в 4 классе в музей палеонтологии и хотела записать в кружок. Но он то закрыт был, то еще что-то не складывалось. А с флотом все само сложилось. С нахимовского училища у меня была мечта стать командиром подводной лодки. Вопрос: может ли это просто исчезнуть? Нет.

Моряки вообще такие ребята - романтики. Сколько у меня друзей, не могу назвать ни одного, кто бы пошел на флот служить из-за денег. Недавно я ездил в Питер на двадцатилетие выпуска, у всех в душе сохранилась вот эта нематериальная любовь к морю, к кораблям, к флоту. Как это может уйти из человека? А у меня это стало происходить. Я сам себе удивлялся. Как-то сердце стало охладевать. Но почему охладевать? Потому что параллельно стала расти вот эта тяга к священству.

Через Бхагавадгиту - к вере

 

Вы говорите, Вас собирались отчислить. Почему не отчислили?

- А путч случился. Мы как раз тогда были в Ирландии, в учебном походе, и наш командир, вице-адмирала Тамков, который был главным противником веры в армии, поддержал путч. Когда мы из Ирландии возвращались, с путчем уже разобрались, а заодно и с нашим командиром. Наш корабль загнали в Рижский залив, окружили эсминцами, за адмиралом пришел катер, под ручки его увели, и больше мы его не видели. А вопрос с отчислением завис.

После путча стало многое меняться, от нас уже не требовали так жестко в партию вступать. А потом случилось то, о чем я вам сказал, поэтому мы сами ушли.

А к вере Вы как пришли?

- Это был целый процесс, который начался еще с Нахимовского училища. У меня он начался рационально, с вопросов о смысле жизни. Мне было лет 15, впервые о Боге я задумался на уроке обществознания, был такой предмет у нас в училище, вела его Тамара Павловна. И была тема - разделение людей на идеалистов и материалистов. Рассказав вкратце, в чем суть идеализма, что есть идея Бога, идеального начала, она бросает фразу: "Ну, понятно, что они заблуждаются, потому что Бога нет". И кто-то из класса выкрикнул: "А почему это нет? Докажите!"

Сказано это было не из желания отстоять идею бытия Божия, а просто курсанты народ такой: урок сорвать - хлебом не корми. Учительница, как сейчас помню, попыталась отшутиться: ну нет, потому что нет. Но тогда еще кто-то из ребят выступил: "Подождите, что это за доказательство? Вы по-нормальному докажите!" В общем, бедную Тамару Павловну довели до того, что она в слезах выбежала из класса. Человек просто растерялся, она не готова была к такой реакции. Как преподаватель она бессильна, потому что невозможно ничего на самом деле доказать, это вопрос вековечный.

Потом через минут десять пришел командир роты Строганов Виктор Иванович и отправил нас всем взводом на неделю на картошку, чтоб мы знали, как родине служить и как вопросы задавать. Я тогда в дискуссии не участвовал, но вся эта коллизия мне в душу запала, я тогда подумал: а правда, интересно, есть Он или нет? У меня математический склад ума, я очень любил физику, высшую математику, у меня пятерки всегда были. И я для себя решил, что надо с этим вопросом как-то разобраться. Если Его нет, то надо этот вопрос закрыть раз и навсегда и жить дальше, исходя из того, что Его нет. А если есть...

И как же Вы определялись?

- Дело в том, что это был Питер конца 80-х - начала 90-х годов, когда в стране появилась различная духовная литература и разные духовные практики. Поскольку у нас военное училища, то нам преподавали различные единоборства, от рукопашного боя до бокса. А еще есть восточная борьба виньчунь, ею в частности Брюс Ли занимался. На корабле узкие коридоры и рукой боксера особо не размахнешься или, как каратист, ногу до потолка не задерешь.  И поэтому нам преподавали такую школу, которая предполагает эффективное сражение с противником без длинных ударов, что полезно в замкнутых пространствах - узких коридорах корабля или подводной лодки. А тренер был продвинутый, в Китае какой-то вес имел, вид у него был тоже китаеобразный, с бородочкой он такой ходил и усиками. И он потихонечку давал нам духовный восточный самиздат - книжки по дзен-буддизму, чань-буддизму, ламаизму. Нам-то были интересны всякие приемы поначалу, а он нам вталкивал, что за этим стоит определенная философия и что ее надо понимать.  Так в нас, простых советских ребятах, проснулся интерес к духовным практикам, о которых мы впервые услышали. Я занимался интегральной йогой и даже конспектировал Бхагавадгиту!

Да Вы что, она же толстенная!

- Совершенно верно, но меня это тогда не останавливало. Потом я довольно продолжительное время участвовал в теологических дискуссиях с уже крещеными ребятами, иногда их побеждал, но они бегали в город, где у них был знакомый священник, и он им все очень грамотно отвечал. В результате возникла ситуация, когда я уже пошел напрямую беседовать с ним. Прекраснейший священник, сейчас он епископ Геннадий, служит в Казахстане. Он же меня и крестил потом, тогда он еще был отцом Михаилом.

Так началось мое серьезное знакомство с христианством, я впервые прочитал Евангелие. И, конечно, Евангелие меня поразило. Это как ты идешь по лесу с фонариком, вокруг темно и вдруг свет. И все ясно, все понятно, все встало на свои места. Такое впечатление было серьезнейшее. Никакая Бхагавадгита не сравнится. И никакой Коран, который я к тому времени уже тоже прочитал.

И что было дальше?

- Дальше мы с Божией помощью нашли церковь, я крестился и думал, буду просто верующим офицером, мне моя военно-морская жизнь очень нравилась. То есть крещение и священство для меня совершенно разные этапы.

"Никуда мы не поедем..."

 

Как Вам кажется, почему Господь Вас призвал к священству, заставив так круто изменить свою жизнь? 

- На этот вопрос вам не ответит ни один священник. Господь призывает не по каким-то видимым причинам или заслугам. В каждом Он усматривает что-то свое. Я, например, про себя не могу сказать, что такого во мне узрел Господь. И любой нормальный священник не скажет, потому что понимает, что мы плохие, живем не так, как нужно жить, не соответствуем тому идеалу священства, которому должны соответствовать. У нас с головой все нормально, мы все трезвые люди и понимаем, что не достойны. Но вот Господь призвал и поэтому служим.

Перед поступлением в семинарию Вы ушли с флота?

- Да, ушел. Поступал и думал так, что если не поступлю, значит, это будет знаком о том, что я ошибся или прельстился, и обратно выйду на флот. Но я сразу поступил - московская духовная семинария, Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра.

По окончании служил сначала в Костроме, был проректором по воспитательной и учебной работе. Потом Воронежская епархия, тоже проректором. Ну и сейчас я до сих пор в семинарии преподаю.

А Владыка Лонгин Вас в Саратов как позвал?

- Очень просто. Иду, помню, вечером детский садик освящать - звонок. Поднимаю трубку - секретарь Саратовской епархии, сейчас с Вами будет говорить епископ Лонгин. Владыка со мной переговорил. Он возглавил епархию в 2003 году, ему нужны были помощники.

И Вы сразу согласились?

- Ни в коем случае! Я в Саратов заехал с Заводского района, и это для меня была такая тоска! В Воронеже все цветет, а здесь все показалось как-то мрачно. По пути заехал в храм - было такое впечатление, что церковная жизнь в Саратове отстала от общероссийской лет на 8-10. С Владыкой мы очень тепло побеседовали, но уезжал я со стойким убеждением: я сюда никогда не поеду. Воронеж моя малая родина, я сам с Дона, у меня родители в Воронежской области живут, я рад был жить рядом с ними и думал, что  уже отсюда никуда не уеду. Жене приехал и сказал: я все посмотрел, никуда мы не поедем.

А что потом?

- Недели через две появилось непреодолимое желание ехать в Саратов. Я думаю, да что ж такое?! Прямо тянет и все. Я не могу объяснить почему, с точки зрения логики это непонятно. Как это уехать от родителей? У нас в Воронеже было все обустроено, мне все нравилось. Посоветовался с духовником, он говорит, хочешь - езжай. Вот я и приехал в Саратов, и здесь уже живем одиннадцатый год, слава Богу.

Если проследить ход Вашей жизни, то получается, что Вы все время пытались прислушиваться к тому, чего хочет от Вас Господь и не сопротивлялись Его голосу?

- Я не сопротивлялся, но я все равно ко всем своим внутренним призывам критически относился. По учению отцов Церкви воля Божия по-разному познается. Она может познаваться аналитически, из заповедей, может из обстоятельств жизни, в которые тебя Господь ставит, когда человек фактически лишается выбора и становится понятно, что Бог тебя подталкивает к какому-то решению. Воля Божия может познаваться из советов с духовно мудрыми людьми, а может через вот такие внутренние призывы.

В этих внутренних призывах легко запутаться. Ненадежный ведь источник.

- Конечно. Так бывает в ситуации выбора супруга или супруги. Влюбилась девушка - а мой или не мой? Как к этому чувству отнестись? Тут трезвенность должна быть. И в моем случае она мне помогла. Я же в Саратов не просто поехал по этому призыву, я посоветовался с духовником, мы все обсудили. Не я, а он подтвердил, что этот выбор был бы для меня правильным.

Продолжение следует

Газета «Саратовская панорама» № 25 (2009)

Протоиерей Владимир Пархоменко
Беседовала Елена Балаян

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ya-mechtal-stat-morskim-oficerom
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Балаян:
Однажды в Лопуховке
Как 70-летняя баба Валя в одиночку храм в селе восстанавливала
30.12.2016
Расти добрым и сильным
Саратовский военно-патриотический клуб «Патриот» приглашает на тренировки детей и взрослых
01.02.2016
Все статьи автора
Владимир Пархоменко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
12.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019