itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Деревенский, вдумчивый и скромный...»

Читая ранние стихи Валентина Сорокина

0
348
Время на чтение 6 минут
Валентин Сорокин

Валентин Сорокин


Деревенский, вдумчивый и скромный,

Я в душе нетронутой принес

Площадям и улицам гудронным

Запахи малины и берез.

В резвую гармонику влюбленный,

Я не раз украдкой тосковал

Во дворцах, где люстры и колонны,

Где звенел оркестром карнавал.

И ничьей рукой не избалован,

Видел я за сталью и огнем -

Мой подсолнух золотоголовый

Наклонился дома над плетнем...

Эти стихи Валентин Сорокин написал в 1954-м году. Ему было 18 лет, он работал в мартеновском цехе Челябинского металлургического завода. То был тяжкий труд! Писатель Николай Воронов вспоминал о своей первой встрече с Сорокиным. «И вот входит молодой человек. Лицо у него, как у всех металлургов, людей, имеющих дело с огнем, цвета перекаленной меди - с нездоровой краснотой. Ведь помимо того, что эта была опасная работа - он в любой момент мог погибнуть, в любой момент, эта работа еще и очень вредная для здоровья. И я вижу, как у него в бровях блестят порошинки графита».

Детство и отрочество поэта прошли на затерянном в глухой тайге казачьем хуторе Ивашла. Отец Сорокина - лесник, не ошибался, когда слышал голос птицы и видел след зверя.

В уральской тайге работали ссыльные и заключенные. Здесь, сидя с ними у костра,

Сорокин впервые услышал стихи Сергея Есенина, Павла Васильева, Бориса Корнилова. В минуты короткого отдыха, вдали от лагерной охраны, образованные каторжники читали любимые произведения - о любви и воле.

«В пределах отчих я окончил 7 классов. Мать моя - Анна Ефимовна Сорокина и отец мой - Василий Александрович Сорокин проводили меня за речку. Мать поплакала и перекрестила в путь. А отец отвернулся. Воин». Так начиналась дорога восхождения - к своему призванию и предназначению.

С тех пор прошла целая эпоха! Приведённому выше стихотворению больше шестидесяти лет, но оно всё так же удивляет «прочностью» слова, красотой выражения и чувства.

Городское благополучие («Во дворцах, где люстры и колонны»), заработанное тяжким трудом («ничьей рукой не избалован»), не заслонило первые, самые сильные впечатления детства - «запахи малины и берез». И вот уже в стихах возникает образ «резвой гармоники» (сам Сорокин гармонист и сын гармониста), противостоящий коллективному «оркестру» и шумному «карнавалу». Такой трогательный образ родины сливается с образом самого поэта («Мой подсолнух золотоголовый / Наклонился дома над плетнем...»).

Это стихотворение - о личном поэтическом призвании. В нём есть чёткая самохарактеристика - «деревенский, вдумчивый и скромный», но такой набор качеств не кажется самоуничижительным или скудным. Движение чувства и внутренний сюжет развиваются очень быстро. Уже следующая строка - «Я в душе нетронутой принес» - с лихвой перекрывает все мнимые богатства городского общежития с дворцами, оркестрами и карнавалами. Душа человеческая («нетронутая», т.е. целомудренная, цельная) есть главное богатство мира. Городской мир встретил поэта «сталью и огнём», а ведь он принёс сюда самое дорогое, что у него было - образ родины, связанный (сплетённый - «над плетнём») с образом матери («запахи малины» - сада и огорода), и отца («резвая гармоника»)!.. Молодой поэт уже знает о себе, что его творчество всегда будет питаться соками родной земли, уже знает, что его дар - «мой подсолнух золотоголовый» - чудесный, бесценный, с иконным нимбом, расцветёт ярко и зримо, и что его «земной поклон» всегда будет в сторону дома, родины.

Стихотворение написано совершенно естественно, в нём нет никаких внешних усилий, никакого «форсирования» чувства, оно - как выдох, совершенно самобытно. Здесь нет элегического начала, читатель ощутит лишь горькое удивление юноши - оказывается, вся жизнь - тяжкое испытание, но как трудно принять это крестное страдание нетронутой душе! Точка видения и поэтический образ едины, слиты - «Мой подсолнух золотоголовый», тянущийся к солнцу (красоте и истине).

Гармоничному миру, деревенскому космосу, в стихотворении противостоит город с «колоннами, площадями и улицами» (вечным Римом и библейским Вавилоном веет от этих слов), а эпитет «гудронный» возвращает нас в эпоху советской тяжелой индустрии, построенной за счёт крестьянского «ресурса». В эту «гудронную» среду входит молодой поэт, входит, грустя и понимая, что сберечь нетронутую целомудренную душу - да что сберечь, просто уцелеть! - ему будет непросто.

«Деревенского и скромного» судьба наградила бесценным даром, «вдумчивый», он сумел осознать талант - как заключенную в себе красоту. Город обещает призрачные блага цивилизации («дворцы»), но он же несёт и главную опасность лирическому герою - оркестры и карнавалы легко могут заглушить голос нетронутой души.

Стихотворение лишь на первый взгляд кажется выражением столкновения двух укладов - деревенского и городского. На эту тему Николай Рубцов напишет «Грани» в 1966 году - на 12 лет позже. «Ах, город село таранит! / Ах, что-то пойдет на слом! / Меня все терзают грани / Меж городом и селом...» В 1964 году Анатолий Передреев в «Окраине» драму вчерашних крестьянских детей, оторванных от деревенских корней, выразит даже сильнее, чем Рубцов: «Околица родная, что случилось? / Окраина, куда нас занесло? / И города из нас не получилось, / И навсегда утрачено село».

Но стихотворение Валентина Сорокина о другом: о человеке, в ком, перефразируя Передреева, и город получился, и село не утрачено. Важно самоопределение в новых условиях и выбор жизненного пути. Мотив душевной неустроенности, неприкаянности («Но хочется как-то сразу / Жить в городе и в селе», - Н. Рубцов; «Зачем ты понастроила жилища, / Которые ни избы, ни дома?!» - А. Передреев) в стихах Сорокина выражен не в бытовом, а в эстетическом чувстве («Я не раз украдкой тосковал / Во дворцах, где люстры и колонны...»). Поэт тоскует о нарушенной гармонии божьего мироустройства, потому что городской человек с его «оркестрами» и «карнавалами» ввязался в глобальную «перестройку» с непредсказуемым результатом...

«Я последний поэт деревни», - утверждал Сергей Есенин, и у нас нет оснований не доверять его интуиции. Поэтом «раскулаченной деревни» стал Твардовский, поэтом деревни сожженной - Исаковский («Враги сожгли родную хату...»), и вот уже сельские переселенцы застряли на «окраинах» (А. Передреев). Железная рука прогресса вела деревенских по рождению поэтов в другую, чуждую им среду. Очень немногие могли осмыслить, объять её законы.

В стихотворении «Деревенский, вдумчивый и скромный...» начинающий поэт обещает вырасти в поэта большого. Его даровитость - очевидна, но редкие таланты раскрываются в полную силу. Нужно не только отдать своё сердце поэзии, но и обладать должной вдумчивостью (мудростью сберечь себя) и «почвой» - «плетнем», на который можно опереться в трудную минуту (родина есть волевое начало в национальном становлении поэта).

Это короткое стихотворение, написанное Валентином Сорокиным в 18 лет, безусловный поэтический шедевр - по самоощущению, по провидению будущего, по точности слов, по развитию внутренней логики, и, наконец, по самодостаточности выбора образных средств. Шедевры не бывают случайными (как, впрочем, и плохие стихи). Но шедевры - вершины, по которым можно проследить путь поэта, историю его восхождений.

Очень простое, короткое (три строфы), стихотворение заключило в себе картину мира русского человека в середине ХХ века - с его бытом и переживаниями, материальными достижениями и настоящими ценностями, с тоской по совершенству и с текущими обязанностями - семейными и государственными («сталь и огонь»).

В стихотворении есть внешняя предметность и конкретность (что вообще свойственно русской поэзии), в нём всё ясно, нет никакого затемнения смыслов. Стихотворение понятно на своём внешнем уровне абсолютно любому человеку, любящему прекрасное. Но в нём есть и второй пласт понимания, обращенный даже не к образованному современнику с воспитанным вкусом, а к будущему читателю, или, не побоимся предположить, к себе самому - в вечности.

Р.S. 25 июля - День рождения Валентина Васильевича Сорокина, выдающегося русского поэта, гражданина, педагога. Я от души поздравляю его с этим знаменательным событием, желаю добра, счастья и здоровья; любви и вдохновения; радости и удачи! Да будет так!

http://zavtra.ru/content/view/derevenskij-vdumchivyij-i-skromnyij/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Сычева
Все статьи Лидия Сычева
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59