«Деревенский, вдумчивый и скромный...»

Читая ранние стихи Валентина Сорокина

0
355
Время на чтение 6 минут
Валентин Сорокин

Валентин Сорокин


Деревенский, вдумчивый и скромный,

Я в душе нетронутой принес

Площадям и улицам гудронным

Запахи малины и берез.

 

В резвую гармонику влюбленный,

Я не раз украдкой тосковал

Во дворцах, где люстры и колонны,

Где звенел оркестром карнавал.

 

И ничьей рукой не избалован,

Видел я за сталью и огнем -

Мой подсолнух золотоголовый

Наклонился дома над плетнем...

Эти стихи Валентин Сорокин написал в 1954-м году. Ему было 18 лет, он работал в мартеновском цехе Челябинского металлургического завода. То был тяжкий труд! Писатель Николай Воронов вспоминал о своей первой встрече с Сорокиным. «И вот входит молодой человек. Лицо у него, как у всех металлургов, людей, имеющих дело с огнем, цвета перекаленной меди - с нездоровой краснотой. Ведь помимо того, что эта была опасная работа - он в любой момент мог погибнуть, в любой момент, эта работа еще и очень вредная для здоровья. И я вижу, как у него в бровях блестят порошинки графита».

Детство и отрочество поэта прошли на затерянном в глухой тайге казачьем хуторе Ивашла. Отец Сорокина - лесник, не ошибался, когда слышал голос птицы и видел след зверя.

В уральской тайге работали ссыльные и заключенные. Здесь, сидя с ними у костра,

Сорокин впервые услышал стихи Сергея Есенина, Павла Васильева, Бориса Корнилова. В минуты короткого отдыха, вдали от лагерной охраны, образованные каторжники читали любимые произведения - о любви и воле.

«В пределах отчих я окончил 7 классов. Мать моя - Анна Ефимовна Сорокина и отец мой - Василий Александрович Сорокин проводили меня за речку. Мать поплакала и перекрестила в путь. А отец отвернулся. Воин». Так начиналась дорога восхождения - к своему призванию и предназначению.

С тех пор прошла целая эпоха! Приведённому выше стихотворению больше шестидесяти лет, но оно всё так же удивляет «прочностью» слова, красотой выражения и чувства.

Городское благополучие («Во дворцах, где люстры и колонны»), заработанное тяжким трудом («ничьей рукой не избалован»), не заслонило первые, самые сильные впечатления детства - «запахи малины и берез». И вот уже в стихах возникает образ «резвой гармоники» (сам Сорокин гармонист и сын гармониста), противостоящий коллективному «оркестру» и шумному «карнавалу». Такой трогательный образ родины сливается с образом самого поэта («Мой подсолнух золотоголовый / Наклонился дома над плетнем...»).

Это стихотворение - о личном поэтическом призвании. В нём есть чёткая самохарактеристика - «деревенский, вдумчивый и скромный», но такой набор качеств не кажется самоуничижительным или скудным. Движение чувства и внутренний сюжет развиваются очень быстро. Уже следующая строка - «Я в душе нетронутой принес» - с лихвой перекрывает все мнимые богатства городского общежития с дворцами, оркестрами и карнавалами. Душа человеческая («нетронутая», т.е. целомудренная, цельная) есть главное богатство мира. Городской мир встретил поэта «сталью и огнём», а ведь он принёс сюда самое дорогое, что у него было - образ родины, связанный (сплетённый - «над плетнём») с образом матери («запахи малины» - сада и огорода), и отца («резвая гармоника»)!.. Молодой поэт уже знает о себе, что его творчество всегда будет питаться соками родной земли, уже знает, что его дар - «мой подсолнух золотоголовый» - чудесный, бесценный, с иконным нимбом, расцветёт ярко и зримо, и что его «земной поклон» всегда будет в сторону дома, родины.

Стихотворение написано совершенно естественно, в нём нет никаких внешних усилий, никакого «форсирования» чувства, оно - как выдох, совершенно самобытно. Здесь нет элегического начала, читатель ощутит лишь горькое удивление юноши - оказывается, вся жизнь - тяжкое испытание, но как трудно принять это крестное страдание нетронутой душе! Точка видения и поэтический образ едины, слиты - «Мой подсолнух золотоголовый», тянущийся к солнцу (красоте и истине).

Гармоничному миру, деревенскому космосу, в стихотворении противостоит город с «колоннами, площадями и улицами» (вечным Римом и библейским Вавилоном веет от этих слов), а эпитет «гудронный» возвращает нас в эпоху советской тяжелой индустрии, построенной за счёт крестьянского «ресурса». В эту «гудронную» среду входит молодой поэт, входит, грустя и понимая, что сберечь нетронутую целомудренную душу - да что сберечь, просто уцелеть! - ему будет непросто.

«Деревенского и скромного» судьба наградила бесценным даром, «вдумчивый», он сумел осознать талант - как заключенную в себе красоту. Город обещает призрачные блага цивилизации («дворцы»), но он же несёт и главную опасность лирическому герою - оркестры и карнавалы легко могут заглушить голос нетронутой души.

Стихотворение лишь на первый взгляд кажется выражением столкновения двух укладов - деревенского и городского. На эту тему Николай Рубцов напишет «Грани» в 1966 году - на 12 лет позже. «Ах, город село таранит! / Ах, что-то пойдет на слом! / Меня все терзают грани / Меж городом и селом...» В  1964 году Анатолий Передреев в «Окраине» драму вчерашних крестьянских детей, оторванных от деревенских корней, выразит даже сильнее, чем Рубцов: «Околица родная, что случилось? / Окраина, куда нас занесло? / И города из нас не получилось, / И навсегда утрачено село».

Но стихотворение Валентина Сорокина о другом: о человеке, в ком, перефразируя Передреева, и город получился, и село не утрачено. Важно самоопределение в новых условиях и выбор жизненного пути. Мотив душевной неустроенности, неприкаянности («Но хочется как-то сразу / Жить в городе и в селе», - Н. Рубцов; «Зачем ты понастроила жилища, / Которые ни избы, ни дома?!» - А. Передреев) в стихах Сорокина выражен не в бытовом, а в эстетическом чувстве («Я не раз украдкой тосковал / Во дворцах, где люстры и колонны...»). Поэт тоскует о нарушенной гармонии божьего мироустройства, потому что городской человек с его «оркестрами» и «карнавалами» ввязался в глобальную «перестройку» с непредсказуемым результатом...

«Я последний поэт деревни», - утверждал Сергей Есенин, и у нас нет оснований не доверять его интуиции. Поэтом «раскулаченной деревни» стал Твардовский, поэтом деревни сожженной - Исаковский («Враги сожгли родную хату...»), и вот уже сельские переселенцы застряли на «окраинах» (А. Передреев). Железная рука прогресса вела деревенских по рождению поэтов в другую, чуждую им среду. Очень немногие могли осмыслить, объять её законы.

В стихотворении «Деревенский, вдумчивый и скромный...» начинающий поэт обещает вырасти в поэта большого. Его даровитость - очевидна, но редкие таланты раскрываются в полную силу. Нужно не только отдать своё сердце поэзии, но и обладать должной вдумчивостью (мудростью сберечь себя) и «почвой» - «плетнем», на который можно опереться в трудную минуту (родина есть волевое начало в национальном становлении поэта).

Это короткое стихотворение, написанное Валентином Сорокиным в 18 лет, безусловный поэтический шедевр - по самоощущению, по провидению будущего, по точности слов, по развитию внутренней логики, и, наконец, по самодостаточности выбора образных средств. Шедевры не бывают случайными (как, впрочем, и плохие стихи). Но шедевры - вершины, по которым можно проследить путь поэта, историю его восхождений.

Очень простое, короткое (три строфы), стихотворение заключило в себе картину мира русского человека в середине ХХ века - с его бытом и переживаниями, материальными достижениями и настоящими ценностями, с тоской по совершенству и с текущими обязанностями - семейными и государственными («сталь и огонь»).

В стихотворении есть внешняя предметность и конкретность (что вообще свойственно русской поэзии), в нём всё ясно, нет никакого затемнения смыслов. Стихотворение понятно на своём внешнем уровне абсолютно любому человеку, любящему прекрасное. Но в нём есть и второй пласт понимания, обращенный даже не к образованному современнику с воспитанным вкусом, а к будущему читателю, или, не побоимся предположить, к себе самому - в вечности.

Р.S. 25 июля - День рождения Валентина Васильевича Сорокина, выдающегося русского поэта, гражданина, педагога. Я от души поздравляю его с этим знаменательным событием, желаю добра, счастья и здоровья; любви и вдохновения; радости и удачи! Да будет так!

http://zavtra.ru/content/view/derevenskij-vdumchivyij-i-skromnyij/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Андреевна Сычева
Названо, в чём сила и слабость Z-поколения
Только осмысленный созидательный труд миллионов может дать России технологический суверенитет
18.07.2024
Аплодисменты Пушкину
Кому, когда и зачем в современной России бывает нужен Пушкин
06.06.2024
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
В столетний юбилей Расула Гамзатова вновь заговорили о цене развала СССР
Почему сейчас граждане России не знают, по сути, что они строят
14.09.2023
Все статьи Лидия Андреевна Сычева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12