Прописаться у святого? – Вполне возможно!

Беседа с Лидией Васильевной Лазаревой

Иоанн Кронштадтский 
0
328
Время на чтение 11 минут

Портал Православие.Ru продолжает публиковать материалы, посвященные 25-летию прославления праведного Иоанна Кронштадтского. Центром празднования 14 июня станет родина святого - село Сура. Сегодняшний наш гость - Лидия Васильевна Лазарева, много сделавшая для восстановления исторической и духовной справедливости в Суре, - рассказывает о том, как село смогло позволить себе такую «роскошь» и как оно готовится к торжествам.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский на родине в селе Сура

Св. прав. Иоанн Кронштадтский на родине в селе Сура

Поклонный крест на съезде в Суру
Поклонный крест на съезде в Суру На въезде в Суру стоит большой поклонный крест. На нем надпись: «Сей крест восстановлен в честь духовного возрождения Суры». То, что духовное возрождение древнего северного села - родины святого праведного Иоанна Кронштадтского - началось, видно не только по тому, что был поставлен крест, - два года назад здесь появилась и улица в честь святого земляка. До сих пор одним из основных аргументов против возвращения старых, справедливых названий в наши города и села, против присутствия имен, скажем мягко, весьма одиозных и ничего доброго нашему Отечеству не принесших, считается «канитель с бюрократией»: мол, слишком много усилий потребуется для переименования. Приводятся и другие доводы, но этот - основной. А отнюдь не богатое северное село смогло без всяких особых усилий облагородить свой облик - как внешний, так и внутренний.

Стыд, апатия и «фанатик Кронштадтский»

Лидия Васильевна Лазарева

Лидия Васильевна Лазарева

- Лидия Васильевна, как проходило переименование улицы Кирова в улицу Иоанна Кронштадтского? Вы же в то время работали главой администрации Суры и сделали многое для того, чтобы в Суре - на родине святого - появилась улица его имени. Идея переименования улицы принадлежала вам одной из первых. Как вы на это решились?

- Это было в 2004 году. А завершился весь этот процесс только через несколько лет, в 2013-м. Главное, наверное, что нами двигало, - это все-таки чувство стыда: везде, не только в России, но и во всем православном мире, знают про святого Иоанна Кронштадтского, столько про него говорят, проводят всевозможные чтения, семинары, конференции, а на его родине, в Суре, нет даже улицы его имени. Я сама родом из Белгорода, много приходилось ездить, и во многих русских городах видела улицы, названные в честь нашего святого. На родине мне говорят: «Как мы тебе завидуем, что ты живешь в Суре!», а я чувствую стыд.

Трудно, конечно, давалось переименование. Собирали руководителей, совет глав поселений, консультировались с районной властью. Есть же закон такой, как нам сначала сказали в районе, согласно которому нужно пройти уйму всяких утомительных согласований на различных уровнях, вплоть до министерского. А потом мне в Архангельске подсказали: Иоанн Кронштадтский - он же святой. Зачем собирать какие-то родословные, поднимать кипы документов, обосновывающих законность и логичность переименования улицы? Надо только согласие жителей, их подписи, доказывающие, что это не вы одна решили, а большинство сурян, вот и всё. Потом я собрала всех наших местных руководителей: больницы, лесхоза, школы, торговых предприятий, библиотеки, клуба - они идею поддержали, поставили свои подписи, всего 15. И с этими подписями руководителей мы направили письмо главе нашего района, но никакого ответа мы сначала так и не получили. Положили под сукно, и дело, казалось, замерло. Может быть, сказались перевыборы, которые тогда шли вовсю; может, незаинтересованность и пассивность выбранной тогда новой районной власти, не особенно переживающей за глубинку, - всё может быть. Были даже такие замечания в мой адрес: «Тебе, Лидия Васильевна, больше делать нечего, как такими вопросами заниматься?!»

Вывеска с названием улицы и номером дома
Вывеска с названием улицы и номером дома

Мы видим, что власти помалкивают, что ничего не решается по переименованию улицы, - и сами решили действовать

Ну, и раз мы видим, что власти помалкивают всё, ничего у нас не решается по переименованию улицы, мы сами решили действовать. К 2006 году у муниципальных образований стало больше прав, мы могли уже и сами решать. А потом, когда я ушла на пенсию, уже Виктор Васильевич, новый глава поселения, за это дело взялся основательно, с воодушевлением.

Видите ли, мной, да и всеми нами, руководила любовь к отцу Иоанну. В первый раз я о нем услышала еще в детстве, от бабушки. Когда в школу меня водила, она рассказывала мне о нем. Потом, уже когда я закончила педучилище, меня отправили по распределению сюда, в Архангельскую область. Сначала в Покшеньгу - село неподалеку отсюда. Выбор, правда, был: остаться там, дома - там предлагали место повыгоднее, но я поехала на Север, поближе к святому Иоанну Кронштадтскому. И, к своему большому удивлению, даже огорчению, я увидела, что местные жители как-то вот без особого трепета, что ли, относятся к своему земляку: ну, родился здесь, и родился, ну, святой, и святой - и чего?

Сей крест восстановлен в честь духовного возрождения Суры
Сей крест восстановлен в честь духовного возрождения Суры И когда я начала работать в школе в Покшеньге, мы с ребятами стали копаться в архивах. Нашли в доме культуры старые обожженные книги, которые рассказывали про Пинежье, про нашу землю северную. Лежали там на полу, в клубе. И каков был мой ужас, когда я увидела в одной из книг статью про отца Иоанна, в которой говорится, какой он был «мракобес, фанатик» и т.п. - это в книге-то, которая должна бы познакомить людей со своей малой родиной! Советская пропаганда такая была, да, в 1960-х годах. Очень мерзкое было чувство: свои же, земляки - а так про святого своего говорят! Мне, казалось бы, чужой, приехавшей с юга, святой был ближе - надеялась посмотреть на землю, где он родился, молиться научился (и как научился!), ту землю, которую он называл святой и благословенной. А тут - на тебе: «мракобес». Чуть позже я познакомилась с творчеством Федора Абрамова, знаменитого нашего архангельского писателя, спасибо ему огромное: он выступал в защиту святого, не позволял его имя смешивать с грязью, «шел против линии партии», не побоялся.

А потом в Покшеньгу приехал мой будущий муж, медик. Там мы поженились и чуть позже отправились жить на его родину, сюда, в Суру.

Веришь ли? - Верю!

Соседка говорила: "Пойдем курочкам нарвем мокрицы в церкви". Придем - она тут помолится, травки пособирает, всплакнет...

- Тут столько его родственников живет, а мы так мало о праведном Иоанне Кронштадтском знаем - честное слово, как в каком-то тихом болоте! Мы и подумали: вот - центральная улица, Кирова, тут разрушен был храм Никольский - прямо больно было смотреть: до окон всё было разрушено, заросло всё травой. У меня соседка говорила: «Лида, пойдем курочкам нарвем мокрицы в церкви». Придем - она тут помолится, травки пособирает, всплакнет, скажет: «Вот бы дожить когда-нибудь до того, что храм-то восстановится!» Я говорю: «Пелагея Фроловна, да ты в это веришь ли?» - «Верю». Она умерла в 1995 году, Царствие ей Небесное, когда тут еще и не шевелился никто, но и она, и другие старушки, которые жили и сейчас живут, верили в то, что храм восстановится.

Сура. На улице Иоанна Кронштадтского
Сура. На улице Иоанна Кронштадтского

По этой улице, бывшей Кирова, я ходила в каждый дом, спрашивала мнение жителей. Только здесь у нас, кажется, 94 хозяйства - много народу живет. И из сотен людей, живущих здесь, только человек одиннадцать, по-моему, были против переименования. И главная-то причина, по которой они не соглашались, - это не то, что они против Иоанна Кронштадтского. А то их беспокоило, что возникнет всякая кутерьма с документацией, что штампы надо менять в паспортах, аншлаги новые делать и ставить, страховые полисы менять. Мы объясняем: «Это проблема администрации - мы всё сделаем за вас, вам ничего делать-то и не надо, а "кутерьма" с документами и штампами - наше дело». - «О-ой, да это ж всё равно хлопотно» и т. д. Больно видеть было эту лень, апатию в людях.

Потом столкнулись с бухгалтерией лесхоза: «Не-ет, это всё слишком затратно и хлопотно!» Спасибо директору, поддержал: «Уж на что, а на такие мероприятия у лесхоза средства найдутся - не много и надо!»

Логично это, даже не в духовном, а обычном, земном нашем смысле, - воздавать почести людям, прославившим твою землю

Но подавляющее большинство жителей откликнулось с пониманием, я бы сказала - с разбуженным пониманием, с поддержкой. И вот уже два года мы живем на улице Иоанна Кронштадтского: по мнению большинства сурян и гостей Суры, сердце радуется. Ходишь по дороге, где бегал будущий святой мальчиком, ходишь в храм, где и он молился, читаешь название улицы, понимаешь, что это твой земляк, - как сердцу не радоваться? Да и логично это, даже не в духовном, а обычном, земном нашем смысле, - воздавать почести людям, прославившим твою землю, сделавшим много добра для нее.

Игуменья Митрофания (Миколко), настоятельница Сурского Иоанновского женского монастыря
Игуменья Митрофания (Миколко), настоятельница Сурского Иоанновского женского монастыря

Тактичное просвещение матушки Митрофании

- Даже немного завидно: до сих пор, проезжая по многим нашим русским селам или деревням, видишь какое-то торжество апатии, безответственности и большевистской пропаганды. Ну, что общего с какими-нибудь Кларой Цеткин, Розой Люксембург, Карлом Либкнехтом и прочими Карлами, Фридрихами, Ильичами, Иосифами и т. д. имеют древние русские села? Что доброго сделали эти Кедровы-Мальцевы-Урицкие для России?.. Мрак какой-то топографический, да и ментальный, наверное.

- Ну вот, а у нас есть такой проблеск: не каждое село может с достоинством сказать, что у нас-де есть улица, площадь, переулок в честь нашего святого земляка. Святых-то, наверное, в каждой российской глубинке много! Очень, кстати, помогли в переименовании нам матушки из монастыря нашего: матушка Митрофания разговаривала с людьми (она очень тактичная, вежливая, терпеливая, добрая) - объясняла им, кто такой отец Иоанн Кронштадтский, почему Сура может с достоинством и некоторой даже здоровой гордостью назвать свою улицу в его честь. А тем, которые говорили, что, мол, Киров - это тоже наша история, она предлагала вглядеться в отечественную историю поглубже, попристальнее. В конце концов, говорила она, если уж вам так хочется поминать Кирова, то назовите в его честь другую улицу - Луговую, например, или еще какую. До сих пор улица Луговая носит свое название, пусть так и остается. Это говорит о том, что люди признали ее правоту: Сура достойна того, чтобы помнить и почитать своего великого земляка. Короче, от исторической апатии мы, похоже, избавились. И - слава Богу.

На улице Иоанна Кронштадтского
На улице Иоанна Кронштадтского

Кто-то еще переживал, что придется самим менять на домах аншлаги. Матушка и их успокоила, и сельсовет помог: в Питере на средства благотворителей были сделаны новые красивые таблички, администрация поселения выделила машину - в течение дня рабочий обошел все дома, заменил все таблички. Теперь здесь гораздо красивее, чем было, - сами видали!

Любишь Отечество - люби и мусор выносить

Дом Макавеевых

Дом Макавеевых

- Как Сура готовится к предстоящим торжествам, посвященным 25-летней годовщине канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского? Вы же в оргкомитете?

- Да. Активно готовимся. Кто-то и побаивается, но матушка Митрофания успокаивает всех: «Всё будет хорошо - святой поможет разобраться!»

Поклонный крест при въезде в Суру был поставлен в 2009 году. На нем надпись: «Крест сей восстановлен в честь духовного возрождения Суры». Вы бы видели, как его несли устанавливать! Он сделан из лиственницы, тяжеленного дерева, так его 60 здоровых мужчин на плечах несли! От дома Макавеевых до самого края села, до моста у реки.

Человек, который любит свое Отечество, не будет его, извините, загаживать - совесть претит. Мы это видим по нашему селу

Духовное возрождение, если оно искреннее, сопутствуется и возрождением материальным. Человек, который любит свое Отечество, не будет его, извините, загаживать - совесть претит. Мы это видим по нашему селу: поставили много контейнеров для мусора, оформили их с юмором, весело - теперь люди тысячу раз подумают, стоит ли донести до мусорки фантик или окурок или же бросить себе под ноги. Тут уже вопрос в воспитании ответственности за малую родину, да и в воспитании патриотизма в целом: великое-то начинается с самого малого. Любишь свое село - не сори в нем. Маленький шажочек, но в верном направлении, не так ли? Так и работаем.

Во время торжеств планируем устроить большую ярмарку, в которой участие будут принимать местные жители: столы поставим вдоль всей улицы - от дома Макавеевых до боровины, до самого Успенского храма. Что продавать будем? Сейчас в каждом доме кто-то что-то делает, мастерит, придумывает для ярмарки. Мне сын недавно говорит: «Ты, мама, вроде как в оргкомитете, а ничего сама не сделала своего - только всякие организационные вопросы и решаешь. Кукол-то поделай!» Вот я и начала сейчас местные пинежские куклы традиционные мастерить. Сыну нравятся - может, и гостям ярмарки тоже по нраву придутся. А кто корзинки плетет, кто - лапти, кто шьет, кто вяжет, кто плотничает - все работают. Очень детишки помогают: готовят праздничные выступления. У них ансамбль очень хороший танцевальный фольклорный.

Будущий музей св. пр. Иоанна
Будущий музей св. пр. Иоанна

Пожать руку патриарху

- Как вы думаете, такие грандиозные торжества, которые должны пройти в этом июне, помогут восстановлению Суры?

- Думаю, да. Уверена, что, начавшись в этом году, разные добрые народные мероприятия будут продолжаться. Не с таким, может быть, размахом, но все-таки. А восстановление Суры должно быть не только материальное, сами понимаете, даже не столько материальное, а духовное, настоящее.

Гостей всех ждем - добро пожаловать!

- Приедут высокие гости в этом году...

- Не в первый раз. В первый-то раз вообще я патриарха насмешила. Это было в 1992 году, патриарх Алексий II приехал навестить родину святого Иоанна Кронштадтского, помолиться на могиле его родителей. Ну, встречаем мы его у вертолета. Он выходит, благословляет каждого, и меня тоже. Так я так перепугалась, что вместо того, чтобы ему руку поцеловать, пожала ее так по-граждански, по-чиновничьи. Он человек тактичный очень, добрый - тоже пожал мне руку и очень по-отцовски улыбнулся, а я провалиться сквозь землю была готова! Но когда прощались, я уж исправилась, да.

Гостей всех ждем - добро пожаловать!

С Лидией Васильевной Лазаревой
беседовал Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/put/79877.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иоанн Кронштадтский
Слово плоть бысть
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52