С известным петербургским священнослужителем настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала архимандритом Исидором (Минаевым) мы сегодня беседуем о исповеди... И шире - о покаянии. Батюшка говорит:
- Вы знаете, что слово «покаяние» по-гречески звучит как «метанойа» - изменение ума... А знаете ли вы, что изменить ум, изменить сердце своё человек не может? Да, не может. Подумайте: всю жизнь он грешил - допустим, предавался осуждению ближних - и вдруг прочитал в православной брошюрке, что осуждение - это тяжкий грех, и тотчас перестал грешить!.. Такого не бывает. Мы не можем изменить свою греховную сущность. Но тут нужно сделать маленькое уточнение: не можем - без помощи Божией! А с Божией помощью, получив силы от Господа, получив вразумление от Него, вооружившись со своей стороны твёрдой решимостью, мы сильны противостать греху. Мы называем это таинством, ведь прощение греха происходит таинственным образом.
Католики всё время пытаются договориться с Богом: «Что, Господи, я должен сделать, чтобы Ты меня не наказал за грех?». А в православной святоотеческой традиции грех - это не столько преступление, сколько повреждение. Вот мой любимый пример с серной кислотой. Её, как известно, нельзя пить. Но представьте себе, что отныне объявлено: пить серную кислоту - это грех. И тут некий свободомыслящий человек объявляет: «А я не признаю такого понятия, как грех! Я должен всё в жизни попробовать! Я свободная личность, мне ничто не указ - подумаешь, какие-то традиционные ценности!.. Я сейчас всем докажу свою свободу!..» И выпил полстаканчика кислоты... И теперь, страдая, говорит: «Вот как жестоко Бог меня наказывает за мой грех!..» Так это Бог тебя наказывает или ты сам вверг себя в страдание?
Особенность всякого греха в том, что он сам по себе причиняет мучение. Грешить - это всё равно что ходить по битому стеклу, лизать языком острое лезвие... Никто ведь не говорит, что если ты будешь лизать бритву, то Бог накажет тебя порезами языка!.. В грехе самом содержится наказание, как естественное следствие. Ты блудишь, мошенничаешь, обманываешь - и в результате тебя терзает совесть, у тебя появляется постоянный нервный срыв, вечный страх, агрессия, истерика, - это разве не наказание?
А если мы уйдём в мир иной, не поборов своих греховных страстей, то и там они будут мучить нас, но уже гораздо сильнее, потому что их нельзя будет удовлетворить. Тела-то нет - как же его ублажить? Пьяница не сможет выпить (а желание спиртного будет непрестанно жечь его!), блудник не сможет соблудить, чревоугодник - наесться... Раздражительный человек, нестерпимо раздражаясь, не сможет излить ни на кого свой гнев, гордому не перед кем будет величаться... Так сам грех станет казнить грешника.
- В чём смысл общения с духовником?
- Смысл простой: всегда нужен куратор, нужен учитель, нужен, если хотите, художественный руководитель. Очень мала вероятность, что человек, купив самоучитель, самостоятельно научится играть на баяне. Всегда должен быть кто-то, кто послушает со стороны, покажет, расскажет, сделает замечание: «Внятно играй! Проигрывай все нюансы!» Во всяком учении должен быть опытный человек, который тебя направляет. Тем более в такой эфемерной области, как духовная жизнь. В нашем случае самоучитель - это, будем полагать, Святое Писание. Ведь новоначальные люди считают, что когда они молятся, то непременно напрямую общаются с Богом, - но при этом они не могут самостоятельно распознать, к Богу они обращаются или... Есть ведь ещё и сатана, который через помыслы, через всевозможные движения нашей воли будет сбивать молитву, и тогда произойдёт то, что в святоотеческой традиции называется «прелестью», «прельщением». Человек много лет подряд пил, гулял, бездельничал, на диване лежал, а потом вдруг решил стать молитвенником! И начал молиться! И так полюбил собственную молитву и себя молящегося, что быстро впал в прелесть: «Я теперь хороший! Я теперь святой! И взгляд у меня с поволокой...» Как же так вышло? Ведь намерения у человека были самые добрые!.. А ведь очень легко запутаться: по неопытности, по гордыне, по духовной своей невоспитанности... Нет, непременно должен быть рядом опытный человек, который тебя поправит.
Кроме того, бывают разные форматы исповеди: исповедь как беседа с духовником, который тебя хорошо знает; обычная исповедь в храме перед случайным священником... Бывает исповедь путешествующего, когда священник тебя первый раз видит... Но про эту форму хочется сказать особо.
По своей службе на Святой Земле я хорошо знаю: паломники почему-то всегда едут туда с той мыслью, что надо в Иерусалиме поисповедоваться. Почему именно на Святой Земле - мне непонятно. Кому исповедоваться? Местным греческим и арабским священникам, которые не понимают русского языкя? Или батюшкам из Русской Духовной миссии, которые перегружены заботами сверх меры: им надо постоянно встречать высоких гостей, у них службы, представительство при Патриархе Иерусалимском, решение политических и финансовых вопросов, строительство, отношения с местной администрацией... Или, может быть, исповедоваться у тех священников, с которыми ты приехал? Но батюшка тоже паломник, ему тоже хочется и послужить на святых местах, и помолиться, и передохнуть... Но над ним «издеваются» по полной программе! После каждого утомительного дня батюшка садится в холле гостиницы, и перед ним выстраивается безконечная очередь кающихся...
А по-моему, так нужно было поисповедоваться у себя дома, на своём родном приходе, и ехать в Святую Землю очищенным да и воздерживаться там от грехов - от ропота, от осуждения, от ссор... И тогда причащайтесь хоть каждый день, хоть на каждой святыне! Но нет, люди крепко держатся своей странной ложной мысли: «Повезу в Иерусалим свои грехи и там сброшу их!» Как будто они там кому-то нужны!.. Как будто Иерусалим - это геенна огненная, то есть та самая горящая помойка, что когда-то была возле города.
Скажу образно: в театр нужно ходить чистыми и красиво одетыми, но это не значит, что принимать душ и наряжаться нужно непосредственно в театре! А в церковной жизни люди почему-то не понимают, что такое исповедь и чем она отличается от Причастия: одно дело - стирать грязное бельё своей души, другое дело - соединяться с Богом. Грязное бельё стирать необходимо, но не возле святыни и не в праздники. А то у нас как двунадесятый праздник - так целая толпа идёт на исповедь! Начинается праздничная Литургия, в сердцах должно царить торжество духовное, - а мы выворачиваем перед батюшками свою грязь, устраиваем столпотворение, отрываем священника от праздничного богослужения.
- Возможно ли причащение без исповеди?
- Вопрос трудный, ведь в разных православных странах на этот счёт свои традиции... Но вот на что я хотел бы обратить ваше внимание: исповедь сильна Причастием. На исповеди мы каемся, отрекаемся от греха, а силу побороть грех получаем вместе с Телом и Кровью Христовыми. Мы зачастую воспринимаем Причастие как награду за то, что старательно вычитали канон, поисповедовались... Как в детстве: ребёнок хорошо себя вёл и за это Дед Мороз принёс ему пакетик конфет. Но это не совсем верная позиция... Во-первых, достойно подготовиться к принятию Тела и Крови Христовой невозможно в принципе; Причастие - это всегда милость Божия, всегда снисхождение к нам. А во-вторых, если уж сравнивать Причастие с чем-то земным, то не с конфеткой в награду, а с таблеткой для исцеления. Так и говорится: «Во исцеление души же и тела...» Я сам во время Причастия очень часто прошу: «Господи, очисти меня!» Или даже уточняю: «Такая-то страсть ко мне приблизилась. Господи, вразуми, научи, как её побороть!..» И, конечно, говоришь: «Господи, я недостоин!»
- Как вы относитесь к епитимиям?
- Я, к сожалению, епитимии накладываю редко. Чтобы нести серьёзную епитимию, нужно иметь очень высокие моральные качества, а люди нынешние совсем слабенькие, калеки духа. Не допустить такого до Причастия - это всё равно что инвалиду сказать: «Ты диету нарушил? Так я тебе в наказание лекарств не дам! Ни уколов не получишь, ни таблеток, ни массажа!» А маленькие епитимии - несколько поклонов, несколько молитв - я их не признаю: они немножко автоматические, технические... До сердца они не всегда доходят.
- Как быть, если снова и снова впадаешь в один и тот же грех?
- Молиться, обсуждать с духовником свою жизнь. Снова вставать. Но очень важен также вопрос духовной среды. Очень часто грех привязывается, когда наша среда к тому влечёт, окружение наше. Надо продумать, что именно толкает нас на этот грех, и решительно убрать из жизни это обстоятельство. Даже если мы очень к нему привязались. Как сказано в Писании: «Лучше тебе без глаза или без руки войти в жизнь вечную...». Может быть, кому-то не полезно жить в большом городе, где много соблазнов? Это нужно рассмотреть... Может быть, кому-то не полезна руководящая должность? Может, ему спасительней подчиняться? Денег меньше, уважения меньше, но зато меньше ответственности и повода к гордыне... Мы часто удивляемся, встретив людей, которые отказываются от высоких должностей. А между тем эти люди думают о своём спасении, а не о карьере.
Лечение души очень похоже на лечение тела: «У вас кости болят? Смените климат, переезжайте в другой город. Лёгкие не в порядке? Живите в деревне...»
- Бывают, по моим наблюдениям, и случайные грехи. То есть обычно тебе этот порок не свойственен, и вдруг он ни с того ни с сего прорывается...
- На всё есть причинно-следственные связи. Если что-то прорвалось - значит, что-то в тебе таилось, - что-то такое, в чём ты сам не хотел себе признаться. Мы все безкорыстны, пока у себя в подъезде не найдём дипломат, набитый деньгами. Вот тут-то и проявится наше истинное отношение к сребролюбию!.. У каждого человека есть полный набор страстей, просто Господь нас бережёт, не ставит нас в такое положение, когда та или иная страсть вырвется наружу. Но это до поры до времени! На всякий грех - свой искус. Вот Господь нас и хранит - не попадается нам в подъезде дипломат с деньгами; нет искуса, нет и греха...
- Конечно, грехов у каждого из нас очень много, и бороться с ними необходимо, но не кажется ли вам, что сегодня некоторые православные придают покаянию чрезмерное значение, ставят его выше всех прочих проявлений духовной жизни? Взять, к примеру, небезызвестную екатеринбургскую «Школу покаяния»...
- Ставить покаяние во главу угла, делать его своим профессиональным занятием - это, конечно, неправильно. Если послушать таких людей, то всякий верующий должен быть чем-то вроде схимника в миру: ни тебе радостей, ни тебе житейских забот... Нет, перегибы всегда вредны. Ведь и схимники не только покаянием заняты: они пребывают в молитве, они славят Бога, они получают радость духовную... Вы знаете, что΄ мне, в частности, нравится в Писании? Что в нём говорится о простых людях, которые живут среди мира, женятся, рожают детей, трудятся, празднуют, воюют... Но Господь рядом с ними, и они видят Его душою, и Он подаёт им силы - в том числе и для борьбы с грехом. Человек должен деятельно жить, иметь добрую жизненную позицию, но при этом никуда не уходить от Бога. И каяться, конечно, по мере необходимости. Православная духовная жизнь может быть чрезвычайно насыщенна, радостна и разнообразна; покаяние - чрезвычайно важная её часть, но всё-таки не единственная.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН