itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Старше империй, сильнее времени

Дмитрий Володихин о древнейшем храме Крыма

0
431
Время на чтение 4 минуты
Старше империй, сильнее времени

Вот уже несколько недель повсюду и везде говорят о присоединении Крыма к России, празднуют годовщину, обсуждают острые проблемы. Хотелось бы добавить в эту огромную полемику еще одну тему - на первый взгляд, узкую, незначительную, а в действительности, быть может, важнейшую.

VolodihinDКрым это ведь не только земли, люди, производства, дороги, вокзалы и аэропорты. Это еще и древние православные святыни. Их здесь много. Все старые города полуострова отмечены их присутствием. А потому переход Крыма в состав России налагает большую ответственность за судьбы этих святынь и делает необходимым открыть еще одну страницу духовного просвещения, а именно ту, которая повествует о христианских древностях Тавриды.

Вот пример: в Керчи, неподалеку от набережной, стоит маленький, скромный по архитектурной отделке, но изящный и очень соразмерный храм, который входит в число древнейших церквей России и, быть может, является самым древним среди них. Это церковь святого Иоанна Предтечи. Вернее... половина церкви: вторая половина достроена в XX веке.

Письменные источники не сообщают точной даты ее создания. Но до наших дней дошла надпись, согласно которой в храме находится погребение некоего раба Божия Георгия, скончавшегося в 752 году. Кроме того, обнаружены амфоры VIII-IX столетий, служившие «голосниками», т.е. улучшавшие акустику церковного здания. Археологи спорят между собой: по разным материалам, найденным во время раскопок, дата закладки храма «плавает» между VIII и X веками (погребение могли перенести туда через много лет после возведения храма).

Христианство пришло сюда очень рано, местный епископ побывал на Никейском вселенском соборе в 325 году. Следовательно, храмы тут существовали задолго до VIII века, просто они не дошли до наших дней. Но в любом случает обстоятельства, связанные с рождением и младенческим временем в судьбе Иоанно-Предтеченской церкви - немирные, страшные. Стены ее повидали разных хозяев полуострова. И если некоторые из них относились к храму с большой бережностью, то другие не видели ничего доброго в его существовании.

В VIII веке на Крым включая и берега Боспора Киммерийского (как в ту пору называли Керченский пролив), распространилась власть Хазарии. Крымскими землями управлял «тудун» - наместник хазарского правителя. Веротерпимость в этом государстве варьировала в очень широких пределах. Мог ли при господстве хазар на берегу Боспора возникнуть христианский храм? Мог ли он существовать там, не подвергаясь разрушениям? Вопрос очень спорный, очень сложный. Не на него однозначного ответа.

Крым освободился от власти хазар в середине - второй половине IX века. На территории современной Керчи археологи нашли развалины хазарской крепости, которую взяли штурмом, спалили и разрушили подданные константинопольского императора, греки. Неподалеку от нее начало восстанавливаться чисто греческое поселение - маленький городок ремесленников и купцов. Скорее всего, именно тогда, где-то на исходе IX столетия, и возникла церковь Иоанна Предтечи. Наверное, в ту пору она символизировала надежду поселенцев на долгую счастливую жизнь, а разве может быть такая жизнь без Бога, без Церкви?

В середине X столетия русские князья разрушили Хазарскую державу. На какое-то время маленький кусочек Приазовья - Тмутаракань и Корчев (так именовали тогда Керчь) оказались под властью Руси. В Корчеве, скорее всего, был посажен русский наместник или княжеский тиун. Во всяком случае, тут найдена печать некоего Ратибора, печать знатной гречанки Феофании Музалон, ставшей супругой одному из русских князей XI века, монеты Тмутараканского княжества. Иначе говоря, город, а вместе с ним и храм Иоанна Предтечи на какое-то время стали частью русского мира.

У русских князей и дружинников храм должен был вызывать почтительное отношение. В конце концов, именно греки были учителями Руси, недавно вошедшей во вселенную Восточного христианства...

В 1068 году тмутараканский князь Глеб Святославич по льду измерял Керченский пролив. Так вот, согласно идеям некоторых историков, отправной точкой для измерительного процесса на Западном побережье пролива стала именно церковь Иоанна Предтечи.

На рубеже XI-XII веков город опять стал частью императорских владений. Позднее в его стенах утверждали свою власть итальянцы, турки, татары (храм даже на какое-то время превратился в мечеть), покуда в Крым не пришла Российская империя.

Судьба Иоанно-Предтеченского храма - древо с корнями, уходящими в эпоху, когда русская государственность была разве что в планах, когда Рюрика еще, может быть, не призвали новгородцы, когда на Руси языческое общество знало о христианстве лишь понаслышке. Биография маленького церковного здания содержит в себе притчу, выложенную из камня: великие царства рождаются и гибнут; приходят народы - потрясатели мира, всем владеют, а потом растворяются без следа; имена могущественных правителей остаются лишь на монетах да на камнях; ничто не вечно, жизнь земная - суета и тлен; одна вера всё способна пережить, и время не налагает на нее разрушительную длань...

На анонсе храм Иоанна Предтечи в Керчи, источник ru.wikipedia.org

ВОЛОДИХИН Дмитрий

http://foma.ru/starshe-imperiy-silnee-vremeni.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Володихин
Слово Патриарха в день Кирилла и Мефодия:
чтобы силы зла не поколебали единства нашей церкви
25.05.2022
Русский Исход
95 лет назад сотни тысяч людей покинули Россию
02.12.2015
Все статьи Дмитрий Володихин
Последние комментарии