Великий грех и великое покаяние

О преподобной Марии Египетской

0
223
Время на чтение 5 минут
«И вот, не кончив еще своей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: "Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой"». Не знаю почему, но именно эти слова как-то по-особенному запомнились мне в повествовании об удивительной святой, преподобной Марии Египетской. В ее жизни было, наверное, все: и тяжкие падения, и годы пленения греховной скверной, и горечь осознания, и великое восстановление образа Божия в падшем человеке.

Слова о спасительном месте за Иорданом, где бы мог быть обретен блаженный покой, были тем лучом надежды, которые достигли самой бездны, где так часто по вине греха и собственному произволению пребывает человеческая душа. Но этот путь за Иордан, где в течение 47 лет подвизалась преподобная Мария, был началом великой брани и непрестанного духовного труда, образом исключительного смирения и терпения, которые, наверное, наиболее точно можно было бы выразить в словах преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

...В возрасте 12 лет Мария покидает родительский дом, уйдя в Александрию, где вскоре встает на путь греховный, полностью поработив себя страстям, в особенности блудной страсти. Неистовство, с которым услаждалась Мария грехом, поражало. Но такова природа греха, который не терпит неподчинения, заставляя человека искать все больших наслаждений и различных путей к нему.

«Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти».

Действительно, грех, каким бы он ни был, очень часто становится не только нашим спутником, но и самим образом жизни, который подчиняет себе и ум, и сердце человека, заставляя отдавать ему драгоценное время жизни. И потому с особым трепетом осознается глубина Божественной любви, все терпящей и ожидающей человека. Там, где мы по своему жестокосердию ставим точки на судьбах людей, осуждая их и, тем самым, самих себя, там открывается Сам Господь, Который не желает погибели грешника, но милостиво ожидает его обращения.

Семнадцать лет греха... Одно лишь осознание того, сколько времени было отдано служению скверне, способно привести человека в смертельное отчаяние. И потому-то так важно в подобной ситуации не дать этому чувству возобладать над собой, но, обратившись к Богу со слезами покаяния, не отчаяться и терпеть. Путь за Иордан был для преподобной Марии началом, первой ступенью.

Неслучайно воскресенье перед седмицей, на которой совершается поминовение святой Марии и чтение великого покаянного канона Андрея Критского, посвящено величайшему спасительному труду преподобного Иоанна Лествичника - сама жизнь и покаяние преподобной Марии Египетской есть удивительная иллюстрация к нему. Но путь покаяния, перемены есть путь страдания и жертвы. Жертвы спасительной, наградой за которую становится милость Божия.

«Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина. Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления».

Так провела Мария в пустыне первые семнадцать лет. И как не поразиться этому, и не огорчиться самим себе - мы далеко не всегда способны и день провести в покаянном чувстве. Столько же, сколько было посвящено греху, было отдано и на ежедневную опасную и тяжелую борьбу с ним. Грех настолько въедается в человека, что и сама борьба с ним напоминает тяжелую операцию по удалению злокачественной опухоли, причем без всякого наркоза.

«Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями. Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и покрывалась я глаголом Божиим, всё содержащим (Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся (Иов. 24, 8), если совлекутся греховного одеяния (Кол. 3, 9). Как вспоминала, от сколького зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую».

Путь покаяния требует от человека твердой решимости не возвращаться ко греху. И тогда Сам Господь посылает утешение кающемуся.

Очень часто мы задаемся вопросом: почему происходит откат к тому, в чем мы уже покаялись? Если мне отвратителен грех, отчего я возвращаюсь к нему, вновь и вновь падая? Но какова наша решимость? Не часто ли мы бываем легкомысленны и самонадеянны, думая, что раз перед Евангелием и крестом мы назвали свой грех, то уже и покаяние свершилось, и плоды его перед нами? Как часто ложная само­успокоенность бывает роковой, возвращая нас к невыученным урокам. Но не по произволению ли Божиему совершается эта работа над ошибками? Сама память о грехе должна спасительно ужасать и отрезвлять человека, собирая его мысли, концентрируя его силы. Память, которая подобна отметине или шраму, напоминающему нам о встрече с хищником, который, коснувшись нас, не оставляет преследование, но выжидает с хитростью, расставляя лукавые сети.

Последующие долгие годы своей подвижнической жизни Мария вкушала небесную радость совершенной молитвы, радость близости Бога. В этом состоянии ее встретил старец Зосима, ушедший для молитвы в пустыню на время Великого поста. Ему и поведала она повесть своей жизни - историю великого греха и великого покаяния. Когда Зосима попросил святую помолиться, он с изумлением увидел, что во время молитвы она поднялась от земли и молилась, стоя в воздухе.

Думаю о преподобной Марии, и невольно возникает вопрос: ну а разве мы так грешим? Если посмотреть, то вроде бы и не убил, и не украл, не прелюбодействовал. Да и настолько ли тяжелы наши отступления? Может быть, будет еще и время на покаяние. Может, и будет... Но путь умаления своего греха, рассуждения о разной тяжести грехов и тем более оправдания себя - губительная ложь самому себе. Грех начинается не с поступка, он находит себе пристанище в нашем сердце, где развивается и закрепляется, делая себя как бы естественным для нас. Задача дьявола - поселить в нас не просто невидение греха, но заставить нас врасти в него, подчиниться ему, сделав привычкой. И потому так непросто удалять от себя грех.

Память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста. Нами уже пройден определенный путь. Что мы успели? Подумать только, ведь нам в году Господом отпущено сорок девять особенных дней! Четыредесятница и Страстная седмица, в которые нам дается возможность сделать хотя бы шаг «за Иордан», прикоснуться к святыне великих подвигов. Но что это по сравнению с десятилетиями великой и спасительной пустыни покаяния?

Мы приближаемся к Иерусалиму, шумящему, тревожному, ждущему... Совсем чуть-чуть, и во врата древнего града въедет на ослике Кроткий Царь, и все вновь повторится. Кто мы среди встречающих Его? Какими будем через несколько дней?

Мы нуждаемся в покаянии. И потому Господь посылает нам удивительные примеры. Там, где свершился человеческий суд над грешником, там просияла милость Божия, сделавшая из падшего величайшего святого. Нам нельзя унывать - единственным верным выходом для нас будет память о том, что сами мы не имеем ничего, кроме надежды на Бога. Никакие собственные силы (которых на самом-то деле и нет почти) не выведут нас из состояния греха. Только надежда и упование на Бога. Решимость не возвращаться к сделанному прежде. Память о том, что Бог, Который из праха воскресит наши тела, несомненно готов восстановить в нас и Свой образ, преобразить и оживотворить. Самое главное - не отчаиваться. Каким бы тяжелым ни был путь наверх...

Газета «Православная вера» № 6 (530)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/velikijj-grekh-i-velikoe-pokayanie
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06