На Украине исподволь готовится ситуация, когда Церковь Московского Патриархата вновь окажется на острие атаки националистов, внимание общества будет переключено с внешнего «агрессора» на «пятую колонну» вообще и Русскую православную церковь в частности. Подготовка идёт на всех уровнях, в том числе на уровне «оранжевого богословия».
Постановка вопроса
Один из вполне себе русофобских сайтов с претензией на интеллектуализм - «Русский журнал» - опубликовал статью «Интерпретируя "русский мир"», которую перепостили некоторые украинские околоцерковные сайты раскольнической ориентации. Статья вышла в рубрике «Мировая повестка». Вывод статьи, ради чего она писалась и ради чего ее растиражировали сайты «оранжевой поп-группы» таков: «концепция «русского мира» должна быть демонтирована».
Автором статьи значится Кирилл Говорун (на фото). Судя по фотографии, иллюстрирующей имя, прежде перед его именем указывался высокий монашеский чин - архимандрит. Почему ныне духовное звание отсутствует - неизвестно. Можно предположить, что автор в данном случае решил выступить как свободный философ, выйдя за рамки православного богословия, а может быть, по какой-либо причине лишился духовного звания. Во всяком случае, о Говоруне известно, что прежде он (дипломированный богослов и доктор философии, по версии одного английского университета), занимавший высокий пост в канонической УПЦ в Киеве и заметные посты в учебной системе РПЦ в Москве, к 2012 году всех этих постов лишился. В октябре 2014-го он уже даже не был включён в новый состав Межсоборного присутствия - совещательный орган, причастный к высшей власти РПЦ.
Не приходится сомневаться, что на Украине Говоруну при создании канонической Поместной церкви и осуществлении раскола с Московской патриархией, в новой «иерархии» уготовлено некое будущее, может быть, равное «Филарету».
В любом случае, появление таких Говорунов как явления закономерно.
К персоне автора мы вынуждены будем ещё вернуться, а пока обратимся к его статье. Собственно, публикуемый материал, как можно заключить из послесловия, является переводной версией доклада, «представленного автором на конференции Немецкой ассоциации восточноевропейских исследований в городе Фрайзинг в ноябре 2014 года». Чтобы уяснить, кому адресован доклад, для каких голов, укажем, что упомянутая ассоциация (Deutsche Gesellschaft für Osteuropakunde) была создана ещё в 1913 году, в преддверии Первой мировой, и теперь, имея филиалы в 23 университетских городах Германии со штаб-квартирой в Берлине, занимается исследованием России «во всех областях», а ныне и Украины. Таким образом, адресат - интеллектуалы Запада, политики, очевидно, финансисты бьющиеся - в частности - и над решением вековечной задачи «расширения на Восток». В математическом сообществе, как и в других профессиональных средах, существуют «неразрешимые задачи», над решением которых бьются порой веками. Существуют таковая и в европейской политике: «Дранг нах Остен». В Европе этот лозунг существует чуть ли ни с ХIII века.
Написанная статья - в помощь именно тем силам Запада, которые являлись заказчиками киевского «майдана» 2013/2014 гг. и последующих военных событий, направленных на разрушение Русской цивилизации.
Демонтажник запутался
Не вдаваясь в подробности, скажем о схеме. Автор утверждает: «Идеологема «русский мир» - ключ к пониманию природы вооруженного конфликта на востоке Украины». Исходя из контекста, в этой установке уже содержится замысел, который должен не мытьём так катаньем вывести читателя к уже озвученному выводу: «концепция «русского мира» должна быть демонтирована». А это подразумевает, разумеется, и практический вывод: «русский мир должен быть разрушен».
Говоря о концепции Русского мира, автор очерчивает «историю вопроса», принимая за исходную точку 1990-е годы, когда несколько политологов «сконструировали концепт «русского мира» как одно из решений проблемы распадающейся постсоветской среды». Следуя заданной цели, автор сообщает, что в начале 2000-х годов эта концепция превратилась в «неоимперский проект», когда «в его дальнейшее развитие включилась Русская православная церковь». «Культурный и религиозный элементы были объединены в то, - полагает Говорун, - что было определено как «русская цивилизация». Ещё шаг, и автор уже утверждает, что «неосоветский «русский мир» представлен в качестве некоего священного сообщества «Святой Руси» и тем самым сакрализован вместе с советским прошлым. Между тем это сообщество - фантом...».
Святая Русь - фантом?..
Мы знаем, Святая Русь - это одно из сакральных имён России.
Говорун, не называя имени, здесь выступает оппонентом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неоднократно употреблял выражение «Святая Русь», пояснив однажды:
«Святая Русь - это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие... Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ».
Формулировка Патриарха вызывает у Говоруна раздражение, он с ней решительно не согласен, для него Святая Русь - «фантом», то ли призрак из прошлого, то ли «воображаемое сообщество».
Употребляя понятие «воображаемое сообщество», Говорун кивает на концепцию английского профессора Бенедикта Андерсона, изложенную им в книге «Воображаемые сообщества» (1983, на русском - 2001). Концепция Андерсона разработана в рамках «теории нации» и описывает основные факторы, повлиявшие на возникновение и развитие национализма. Нация является воображённой, говорит Андерсон, «поскольку члены даже самой маленькой нации никогда не будут знать большинства своих собратьев по нации, встречаться с ними или даже слышать о них, в то время как в умах каждого из них живёт образ их общности». Умозаключения Андерсон произвели на Говоруна впечатление, и он решил соотнести эту концепцию с «русским миром», отождествить «русский мир» и «нацию». При этом в отношении «русского мира» Говорун всё-таки употребляет слово «фантом» и тем самым чуть было даже не устанавливает, что и Русская православная церковь как составная часть Русского мира - «фантом». Опомнившись, автор вдруг решает вычленить Русскую православную церковь из Русского мира. Он считает - это возможно. Вышло у него неловко, пришлось выкручиваться, противореча самому себе: «Воображаемое сообщество «русского мира» радикально отличается от другого сообщества - церковного, то есть Церкви как таковой. Разница между ними в том, что последняя отнюдь не воображаема и основывается на критерии ученичества Христова, а «русский мир» - воображаемое сообщество, сконструированное с помощью идей цивилизации и ценностей, восходящих к советскому прошлому...». Почему - «к советскому прошлому»? Неизвестно. Но это же нелепость: Русский мир не рождён в советском прошлом, как и его «концепция в мировой повестке». Более того, Русский мир невозможен без Русской православной церкви, это его душа. Цель автора вполне ясна: «демонтировать» - то есть вытрясти душу из тела. Вот только что у Говоруна мы слышали о включённости РПЦ в концепт «русского мира» (который является «воображаемым сообществом»), и вдруг оказывается, что часть воображаемого воображаемым не является.
Говорун запутался. И не только в философии...
Заветы и дела майданных «богословов»
Патриарх Кирилл в своё время принял участие в судьбе Говоруна. В 2005 году, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, он рукоположил Сергея Говоруна в сан диакона, позже - в сан священника. Говорун много учился и сделал карьеру. В УПЦ он возглавил Отдел внешних церковных связей («церковный МИД») в 34 года. Он проявил чрезвычайную активность в налаживании внутренних связей с раскольническим «Киевским патриархатом». Когда активность приобрела скандальный оттенок, он был отозван из Киева в Патриархию. Некоторые подумали: «На перевоспитание». Но скорее, это была попытка уберечь молодого священнослужителя от политических страстей и искушений Киева, от «драбинковщины». Не удалось. Пропаганда украинского национализма его уловила.
Известна фотография Говоруна на Майдане под плакатом, который не выглядит случайным. Говорун под «йолкой» в компании двух завзятых украинских автокефалистов. Текст плаката - перифраз из песенки «Пуси Райт»: «Богородица, Яника прожени». Тогда же, на огненном стыке 2013/2014 гг. в Киеве были обнародованы «Заповеди мирного сопротивления», подписанные 25 членами «оранжевой поп-группы» УПЦ. Архимандрит Кирилл (Говорун) - в первой тройке поддержавших шабаш Майдана подписантов.
Слово «Заповеди» в названии документа, составленном выпускниками духовных учебных заведений, явно содержит насмешливое желание «дополнить» Заповеди Ветхого и Нового Завета. В их заповедях мы слышим глумливое: «Не бойся», «Улыбайся встречным», «Помогай ближнему, чем можешь» (ближний - обитатель Майдана), «Гаси агрессию. Силовики и "титушки" - тоже твои ближние»... - это технологические приёмы цветной революции. В документе декларируется задача: «сближение с христианской Европой и базовыми европейскими ценностями». Святоотеческого христианства для спасения души этой группе мало, нужно «европейское».
При этом умалчивается, что в Евросоюзе христианство в европейские базовые ценности не включено. Для плебса лозунг: «Украина - це Европа!», с обещанием: «Европа без виз!» А здесь вон какая высота: ценности. И такая же ложь.
Непременно стоит вспомнить трогательные слова обращения: «... Привозимые не по своей воле на "антимайданы" - тоже наши братья и сестры. Просто они не знают, какие мы на самом деле. И что мы им не враги. Мы не против Донбасса, Севастополя, Луганска или Одессы...».
Сладкое мурчанье напоминает слова идеолога «жидобандеровщины»: обещать всё, вешать - потом. Севастополь счастливо избежал разгрома, а Одесса и Донбасс вполне узнали, «какие они на самом деле». Судя по всему, подписанты не ужаснулись, увидев горящих православных в Одессе, «горловскую мадонну», сожженные храмы, вдребезги разбитый Донбасс - практические дела, к которым приложили руку они, «богословы» Майдана.
Выводы
Работа Говоруна, представляющая собой «сочинение на заданную тему», сдобренная, как винегрет - колбасными обрезками (в пользу любезно пригласившей стороны), соображениями немецких историков, философов, теологов, стратегов, вводит читателя в окопы Донбасса, в зону «конфликта».
Автору всё сложнее преодолевать противоречия в своих построениях. Вот он уверяет, что «ещё слишком рано делать всесторонние социологические оценки конфликта». Но тут же заявляет, что «достаточно хорошо известно, что на сепаратистской стороне воюет лишь меньшинство граждан Украины. Большинство из них - это «казаки» и военнослужащие, рекрутированные в России различными способами...». Стоп! Если отсутствует статистика, а все «частные» опросы показывают, что до 90% ополчения Новороссии - как раз местные, то откуда Говоруну «хорошо известно» обратное? Разумеется, из сообщений порошенковского «5-го канала» - флагмана киевской пропаганды. Больше неоткуда. Иначе бы, как говорится, «CNN» показало. Таким образом, Говорун, если и не является прямым пропагандистом хунты, то стал жертвой пропаганды. Далее он уверяет, что «добровольческие батальоны», каратели, состоят «в значительной степени из местных жителей». Откуда такие данные? Ответ: «Эти люди разговаривают на русском языке». Ещё бы сказал: судя по названиям - «Азов», «Айдар», «Донбасс»... Однако говорят по-русски вовсе не потому, что местные. Говорун, который застал советскую школу (ему 41 год) знает, что русский язык был обязательным предметом во всех школах СССР. По-русски говорят и на заседаниях правительства Украины, которое теперь находится под прямым управлением Запада. Им «так удобнее». Так удобнее и в карательных батальонах. Сказав, что в батальонах «местные», автор ничтоже сумняшеся заявляет, что эти «местные» посещают «ту же Церковь», что и ополченцы. Так и видишь перед глазами: нацисты, оставив в притворе свои знамёна, прикрыв татуировки чёрных солнц и свастик, стоят в очереди к Причастию... Представить - сложно. Хотя для любого из них это не исключено в будущем, после покаяния. Карательные батальоны сформированы из люмпенизированной молодёжи, маргинальных группировок, далёких от церкви, взращенных на атеизме, подхваченные на содержание ЦРУ, а позже Коломойским, строителем Новой Хазарии.
Они относятся уже не к Русскому миру, не к Русской цивилизации, а к инструментам строителей «нового мирового порядка» - глобалистского проекта, автором которого святые отцы называют сатану.
Говорун делает вид, что ему это неизвестно. И вот он подходит к главному, ради чего и составлялся доклад и статья писалась: «конфликт на востоке Украины - это не конфликт «русского мира» с западной цивилизацией, но конфликт внутри «русского мира»... Однако это то же самое что заявить: «конфликт армии Власова с Красной армией - это не конфликт Запада с Россией». Власов стал инструментом, как и эти каратели. Процессы сложные, но это «конфликты» именно Запада с Русской цивилизацией. На теле любого живого организма случаются болезненные образования, например, у некоторых людей случается геморрой, но это не повод для «демонтажа» человека на органы.
Во всём у Говоруна натяжки и передёргивания. Автор полагает, что «русский мир» на востоке вдохновляет людей убивать друг друга. «Одна сторона делает это во имя «русского мира», а другая - потому, что отказывается идентифицировать себя с «русским миром». Ну и вывод: «Чтобы остановить боевые действия в восточной части Украины, концепция «русского мира» должна быть демонтирована». То есть Русская цивилизация должна быть убита и тем самым осуществится идефикс Запада. Но как это практически сделать? Какова логистическая цепочка? Об этом философ умалчивает. Очевидно, подразумевается (исходя из реалий), что должно быть «демонтировано» всё то, что носит имя русского, в том числе язык, история, церковь, сама цивилизация...
Придуманное философами иногда берётся на вооружение политиками; политтехнологи создают проекты, под которые заинтересованные корпоративные группы выделяют средства, порой огромные. Нам известно, что для борьбы с Церковью и Святой Русью сатанинские силы за ценой не постоят. Они прежде уже не раз обламывали на этом зубы. Им вновь кажется: ещё чуть-чуть, и «колосс на глиняных ногах» рухнет.
Выстояли предки. Выстоим, даст Бог, и мы. Но и плошать нельзя.