Теперь я понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая войну в Венгрии, мало говорили о войне
- Будни священника, живущего под обстрелом - Вы уже привыкли, или к этому невозможно привыкнуть?
-
Признаюсь, как для любого мальчишки, образ войны с воинами - сильными
крепкими мужчинами в красивой форме и оружием, с парадами военной
техники и прочее - романтичен и привлекателен. Настоящую войну -
грязную, страшную, разрушительную - в фильмах не прочувствуешь.Обстрелы...
Всё происходит очень быстро. Это в кино про Великую Отечественную -
сирена, все идут строем в бомбоубежище, пересидели, сирена, все выходят
из бомбоубежища... А в реальности - обыденная жизнь, громкий хлопок и...
трупы людей, пожар, разрушения... А ещё смешанное чувство - убили другого,
а не тебя, прилетело в соседний район, а не к тебе домой... Вроде «Слава
Богу», а на душе гадко. Война - это ещё и стыд, унижение, страх. Теперь я
понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая
войну на озере Балатон в Венгрии в мае 1945-го, мало говорили о войне.
Нет в войне ничего хорошего.
Реакция на войну у Церкви одна - идет братоубийственная война, никакой героизации, только скорбь о погибших
- Работу ведь никто не отменяет. Как функционировала пресс-служба в этот сложный период?
-
Пресс-служба - это люди и события. Специфика церковной пресс-службы
реакционна, т.е. есть события - есть реакция на него. Ну, в крайнем
случае анонс. Реакция на войну у Церкви определённая - идет
братоубийственная война - человек убивает человека, никакой героизации
быть здесь не должно, только скорбь о погибших. Но мы бы хотели
напомнить людям о нормальной, мирной жизни, к которой призван человек,
поэтому наши новости кажутся такими «заоблачными» - престольные
праздники и гуманитарная помощь. На самом деле среди «чернухи» военных
сводок и «фейков» пропаганды слово о мире для многих становится надеждой
на лучшее.Конечно, мы не можем
подвергать риску жизнь своих корреспондентов на местах, поэтому многое
из того, что делают священники на местах, остается в тени. Православные
верующие помогают людям, стараются облегчить жизнь ближних во время
войны. Об этом не напишут в новостях, но Господь всё видит. И за всё
воздаст.
Понимание того, что для чего-то Бог попустил тебе быть в это время в этом месте, и ГО придают сил
- Что помогало держаться?
-
Слова святителя митрополита Филарета (Дроздова) - его ответ А.С.
Пушкину: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли
Бога тайной И на казнь осуждена...». Понимание того, что ты не случайность
в этом мире, что для чего-то Бог попустил тебе быть в это время в этом
месте, придавало сил. А ещё простые правила техники безопасности и ГО -
попробуйте просчитать экстремальную ситуацию, и многое станет понятней.
Мы на приходе снабдили храм огнетушителями, есть убежище, запас воды,
прихожане обменялись телефонами. Простые человеческие слова о мире
гораздо важнее геополитических и иных рассуждений, люди это чувствуют.
Я не фанат соцсетей, но в определённых ситуациях обязан сказать о том, что происходит в Донбассе
- Следим за Вашими постами, восхищает Ваше мужество и чувство юмора - юмор тоже помогает?
-
Какое мужество? Просто попытка сохранить разум в этом хаосе. Нам,
верующим, проще, мы к этому привыкли, Господь с нами, богослужение,
священник приходской - не замечаем многое. Для тысяч людей жизнь
изменилась на 180 градусов, кто "кем-то был, тот стал никем",
перефразируя известный гимн. Доброе слово, в том числе и умение с юмором
взглянуть на ситуацию, улыбнуться, когда хочется кричать и плакать,
наверное, дано не всем. Меня Господь миловал - чувство юмора
присутствует. Я не фанат соцсетей, но чувствую, что в определённых
ситуациях просто обязан сказать о том, что сегодня происходит в
Донбассе.
Самое страшное - от священника требуют соучастия в эмоциях - осуждайте с нами. А ты обязан проповедовать Его
- Говорят, что война, как катализатор, всё проявляет и усиливает - добрый становится ещё добрее, зло - тоже усиливается в человеке. Правда ли это?
- "Катализатор,
ингибитор, реактив"... Химия какая-то получается. Мне кажется с человеком
всё сложнее - здесь всеобщая Голгофа. Со Христом распятым и двумя
разбойниками. Формально все в одинаковых условиях, а реакция у всех
разная. Господь страдает не за Свои грехи - за все человечество,
разбойники - «достойное прият». Но один хулит Бога, а другой - просит
прощения, и при внешнем равном состоянии с нераскаявшимся входит духом в
рай. На войне тоже самое. Я говорю не о воюющих, а о мирных жителях -
жертвах войны. Страшно то, что
нас сделали разменной монетой в геополитике, что простые человеческие
потребности - свобода выражать свое мнение, свобода передвижения, право
на образование и труд - все исковеркано и подчинено правилам военного
времени. Жить в концлагере оказалось не так просто, особенно оттого, что
непонятно, кто тебе его устроил и что будет в перспективе. Это ломает
некоторых, кто-то отчаивается, наружу выходит сокрытое до времени зло -
уныние, гнев, жадность, осуждение. И самое страшное - от священника
просто требуют соучастия в эмоциях - осуждайте, проклинайте вместе с
нами. А ты обязан не просто «удовлетворять религиозные нужды», а
проповедовать Того, Кто дал людям Евангелие.
Верю, что Господь поможет нам преодолеть человеческое и прийти к Божьему
- Что бы Вы могли пожелать своим братьям по вере в нашей стране?
-
Сегодня очень напряженная ситуация в стране. Есть большое искушение
поддаться общему настроению, стать популярным, эдаким «халифом на час».
Для священника важно проповедовать вечное среди временного. Да,
понятными словами, да, реагируя на окружающие вызовы, оперативно и
искренне. При этом всё сверяя с Евангелием, помня, что мы всё равно не
от мира сего. Говорю это не в наставление, скорее, для себя самого. Верю, что Христос поможет нам преодолеть человеческое и прийти к Божьему.
http://www.pravlife.org/content/o-samom-glavnom-i-samom-strashnom-dlya-svyashchennika-donbassa-segodnya-prot-georgiy-gulyaev