- Александр Викторович, вы наблюдали в Праге своего рода чешский «майдан», прошедший 17 ноября в день празднования 25-летия знаменитой «бархатной» революции, которая и для советских людей была важным этапом «перестройки» - разрушения СССР и нашего партнерского восточного блока, перехода к новым европейским и мировым реалиям. Как встретила Чехия эту знаменательную дату своей новой истории?
- Отмечу, что как раз перед самым началом тех революционных событий, 25 лет назад я впервые приехал в Прагу. Несмотря на ноябрьскую мрачность, черность, жёлтость и серость, несмотря на редкие и тусклые, как нарисованные на каких-то старых картинах фонари, город произвел на меня фантастическое впечатление. Был он до краев наполнен «Гениус лоци» - своим неповторимым волшебным духом. И как это в жизни случается, я в Прагу влюбился... Кстати, потом чуть охладел, но сейчас у нас ровные уважительные отношения. Революция тогда, честно говоря, прошла мимо меня. Но вот уже попозже, когда я начал регулярно бывать в Чехословакии, потом - в Чехии, я с результатами революции стал встречаться часто и вплотную. Я занимался здесь серьезным бизнесом и жил. Все местные пертурбации касались меня уже непосредственно. Я внимательно следил за выборами, болел за «своих» кандидатов, просматривал газеты, телепередачи. потом все более интернет-порталы, чтобы разобраться в коррупционных, властных и светских скандалах и быть «in».
Периодически, по юбилеям страна возвращалась к ноябрьским событиям 1989-го, при этом то славя, то критически оценивая пройденный путь. По мнению человека, который устраивает дела по Европам и Америкам, в России и на Украине, который может сравнить и макро-, и микроэкономическое и житейское состояние стран, Чехия и ее жители живут очень хорошо. Мы не сравниваем ее с Германией или Данией, но с восточноевропейскими странами и с бывшим Советским Союзом. Приведу только один пример. 23 года назад чехи и словаки с ужасом наблюдали в витринах магазинов последствия «шоковой терапии» - цены выросли за месяц на 53%. Соответственно реагировал отпущенный на свободу курс доллара - 28 крон теперь платили за него чехи и всячески ругали министра финансов - в последующем и премьера, и президента Вацлава Клауса. А теперь - внимание русских, украинцев, поляков, венгров, переживших инфляционные скачки в сотни процентов! Курс 28 чешских крон за доллар США продержался с 1991 до 1998 года! Потом он падал и рос в рамках от 18 до 38 крон. Сегодня он составляет 22,263 CZK/USD. И все! Ворчливые чехи не знают, точнее, не хотят знать об этом среднеевропейском экономическом чуде и продолжают всячески бранить своих финансистов и экономистов. И так уже 25 лет. Национальный характер...
- Но, насколько мы можем судить по фотографиям и видеолентам, по Праге 17 ноября прокатились именно протесты, встречи противостоящих демонстрантов, стычки с полицией...
- Да, ворчат по поводу сегодняшней ситуации не только обыватели, но и политики, и ученые. Они считают, например, что относительное, примеренное к мировому развитию улучшение экономического положения за все послереволюционные времена произошло только у каждого седьмого чеха. И тоже каждый седьмой чех сегодня по официальным данным бедствует. К суммарной валовой продукции, достигнутой в 1980-х, «успешная» капиталистическая Чехия приблизилась только в 2003 году. После мирового кризиса 2008 года и до сих пор стране так и не удается вернуться на позиции, где она была перед ним. Чехия вращается в заколдованном кругу стагнации. Для того, чтобы хотя бы выглядеть прилично, она вынуждена постоянно брать в долг, который записывается на последующие поколения. Подавляющее большинство чехов работает на предприятиях, принадлежащих заграничному капиталу. Они стали гастарбайтерами в своей стране, в которой еще недавно им принадлежало практически всё. Эти гастарбайтеры к тому же не обладают никакой практической властью - она все более и более сосредотачивается в Брюсселе. А тот живет и растет прямо-таки по закону Паркинсона... По информации Европарламента, участие в его выборах в этом году было 42,54 % - самым низким от первых выборов в 1979 году. Дальнейшая передача полномочий в ЕС уничтожает структуры власти на местах - на недавних дополнительных выборах в сенат Чехии в этом году участвовало 8,75 % (!) избирателей. Не могу это комментировать... Но это означает, что сложившиеся демократические - а Чехия безусловно одна из показательных исторических европейских демократий, - механизмы перестают работать. На наших глазах идет формирование новых институтов власти. И новых методов обладания этими институтами. Название одного из этих методов, инструментов, сконструированных и оформившихся на наших глазах - «майдан».
- Мы как-то привыкли, что «майдан» - это сугубо наше, русское и украинское словцо и явление. Как вы разглядели его в Праге?
- Последний год сопровождался в Европе фантастическим давлением властных СМИ на местное гражданское общество. Так случилось, что это мейнстримовское давление было связано во многом с событиями на украинском «майдане». «Прорусский» Янукович, «европейская» и быстро выбитая из игры Тимошенко, расстрелянная непонятными снайперами «небесная сотня», новые, совершенно «демократические» олигархи, ничего не имеющие общего с нацизмом крики «Украина понад усе», правящие Крымом «руководители организованных преступных группировок», отчаянно защищающие свою землю «плохие» ополченцы и «хорошие» наемные бойцы из частных батальонов, расстреливающие своих бывших граждан баллистическими ракетами «Точка-У»... Ну и, конечно, несчастный "Боинг", многократно сбитый разве что не лично Путиным. Ежедневная ложь, внушаемая с экранов и мониторов, привела на Украине, где иное мнение и нецентральные СМИ практически отрезаны от масс населения, к тотальному помешательству. Или к этакому впадению в летаргический сон, в зимнюю спячку, - до оттепели, до весны... В Европе атака прогосударственных СМИ на право получать иную информацию и иметь свое мнение вызвала неожиданное мощное противодействие. Например, частный интернет-портал «Парламентские страницы» увеличил свой трафик до более чем 300 000 посетителей в месяц. Это существенно выше, чем у какого-либо печатного издания страны. Он позволил себе - всего лишь - размещать материалы без «цензуры на соответствие мейнстриму». То есть, по работе или по учебе ты можешь ему соответствовать, но можешь и иметь свое мнение. Которое, правда, особо нигде тебе выразить не дадут. Кроме, конечно, знаменитых чешских пивных. Или вот «Парламентских страниц». Интересно, что это явилось и вполне успешным коммерческим решением. Портал проводит оригинальные голосования среди лояльных чешских посетителей, на которых - о ужас! - Путин по популярности вчистую выигрывает у Обамы и Меркель. При этом число голосующих зашкаливает и за 100 000. Голосующие поддерживают и непривычные в «правильной», либеральной Европе высказывания президента Чехии Милоша Земана. Законно избранный Президент небольшой страны позволил себе, например, дословно перевести на чешский непонятное отсталым членам общества название авангарда мировой демократии - группы «Pussу Riot». Кроме того, он также по народному назвал членов группового полового акта этой группы. Интересно, что при голосовании на «Парламентских страницах» по этому вопросу его поддержали 89% респондентов. А вот по опросам агентуры, на которую ссылается центральное телевидение, его поддерживает только 10% опрошенных. Так 10% или 89%?
Шумное обсуждение президента-грубияна было, однако, лишь прикрытием куда более важных проблем контроля начальства над мыслями и действиями европейских вассалов. Президент Земан, поддерживаемый чешским обществом, например, позволил себе утверждать:
- «Нечто иное - взятие Крыма, который никогда Украине не принадлежал, его Никита Хрущев Украине подарил в 1954 году, причем никого не спрашивая. Ну и совсем иное - это нападение на территорию чужого государства. Потому что, если будете аргументировать проблемами национальных меньшинств, так запустите цепную реакцию, а если довести до абсурда, то русские бы могли потребовать охраны своих граждан в Карловых Варах, а этого бы, наверное, никто из нас не хотел». ЧТК, Прага, 9.04.14.
- «Те, кто поддерживает санкции, используются как средство политической войны и выступают против привычного диалога цивилизаций. И вместо диалога наступит тишина, ничего более». Родос. 26.09.14.
- «Наши мнения (с Г. Киссинджером и Г.-Д. Геншером) по Украине во многом сходны, их можно заключить в одно предложение - то, что происходит на Украине есть именно гражданская война... В Испании тоже была гражданская война, причем с одной стороны помогали русские и французы, а с другой стороны - немцы и итальянцы. Но ведь никто не утверждает, что это не была гражданская война, никто не утверждает, что это была немецкая, итальянская, русская или французская агрессия. Воевали там испанцы против испанцев, естественно, с помощью своих заграничных союзников». Лейпциг. 9.10.14.
- «На мой взгляд, важно понять, что на Украине идет просто гражданская война. Нельзя заниматься какими-то фантазиями о поддержке, включая экономическую поддержку Украины, потому что в условиях гражданской войны экономическая поддержка - просто бессмыслица». РТВ, 1-й канал. 17.11.14.
- «Я думаю, что спор на Украине разрешится. Русские не могут долго выдержать без денег и технологий с Запада, а поэтому примут компромисс. Куда большую опасность вижу в растущем исламском терроризме, который все более угрожает нашей безопасности в Европе». Bild. 19.11.14.
Чувствуете, как это отличается не только от мнения бывшего соперника Земана, кандидата в президенты Чехии «князя» Шварценберга, но и его покровителя Барака Обамы о главной сегодняшней "угрозе" человечеству?! Неудивительно, что слова Земана немедленно «вызывают обеспокоенность» сенатора Маккейна и министра Климкина. Однако необходимо отметить, что многие высказывания Земана очень неприятны и для России, но это дело как бы дежурное, внутринатовское, и на него никто не обращает внимания.
Поэтому на знаменитые «революционные» площади и улицы Праги в праздничное утро 17 ноября вышли молодые и не очень молодые противники президента Чехии и другие «неравнодушные» граждане. Они были созваны по заранее созданным группам в Фейсбуке и подогревались в режиме онлайн ударными речевками и «мнениями». В центре несколько тысяч человек встретили и повели активисты, в том числе почему-то англоговорящие. Они получили яркие штрафные красные карточки в формате А4 - кто же по ТВ увидит маленькую судейскую красную карточку - и проследовали на протест. Впоследствии съемки демонстрантов велись с таких ракурсов, чтобы красные карточки заполняли весь экран. Был использован и фотошоп - для копирования фрагментов краснокарточной толпы и дополнения ими пустых мест на ударных протестных снимках. Были на демонстрации и молоденькие мамы с детскими колясками, украшенными призывами бросить Земана в мусорный ящик, и мамы с уже шагающими детишками, выстраивающимися в рядок с побуквенными ругательными табличками. Зрители умилялись - «они же - дети»! Не хотел бы утверждать, что яйца для метаний были закуплены как когда-то «печеньки» ведомством Виктории Нуланд. Но попали яйца и в чешского, и в немецкого президентов. Земан под обстрелом держался мужественно и обратил внимание толпы на тот факт, что он ничего не боялся в 1989 году, не боится и теперь. Йоахим Гаук счастливым или гордым при этом не выглядел... Для меня вершиной применения майдановских технологий было устное и рисованное клонирование похабной украинской речевки о Путине. В чешском варианте она была направлена против Земана. Особо это резало ухо потому, что чехи, в отличие от русских, украинцев и, кстати, венгров уж никак не матерщинники. И будто в насмешку над суверенными чехами реяли желто-голубые украинские знамена... Тоже шок. Но он как раз вот и лег в этот новый «майданный» ряд. Это не чешскому президенту прозвенел звоночек, это всей европейской политической системе показана штрафная красная карточка - если вы не будете действовать по нашим правилам, то до следующих выборов вы не дотянете.
Да и кому собственно, нужны эти выборы?! Один из влиятельных - в этом контексте уже смешное слово - чешских сенаторов Ян Велеба тут же на демонстрации сказал: «Кажется, у нашей демократии есть владелец, но этим владельцем не является народ Чешской республики, как это записано в Конституции. Не хочу вас пугать чертовщиной, но как иначе объяснить нападки на президента, который получил мандат на прямых выборах от 2 740 000 избирателей...». Для справки: Земан получил 54,8% голосов.
- Вы всерьез полагаете, что чешские избиратели могут допустить такой нажим и поддаться ему, вплоть до новых выборов?
- Я говорю о создании новых политических инструментов. Заполняющих пространство равнодушия, которое легко образуется в обществе потребления. Очень эффективных! В интернете свистнем и переголосуем! Как когда-то после первого оранжевого Майдана. И изберем нужного нам Ющенка... Ах, миром не хотите!? Тогда зажжем покрышки, намешаем коктейли, достанем снайперские винтовки - и выберем Порошенко. Параллельно с пражским Майданом был устроен подобный и в Венгрии, где Виктор Орбан тоже допускает неполиткорректные мысли о санкциях и сотрудничестве с Россией. Copyright USA... Майдан шагает по Европе...
- Недавно вы стали членом международной миссии наблюдателей на выборах в Новороссии и уже попали в списки персон нон-грата на Украине. Несколько слов о том, что произвело на вас наибольшее впечатление?
- Еще до войны - так теперь измеряется там время, - мы с вами говорили о том, что на киевском Майдане практически антиукраинские силы добились своего - была пролита кровь, пройден рубикон, страна начала погружаться во мрак, в исторический ряд «Кыргызстан-Ливия-Алжир-Египет». И что разрушительной силой для государства явились - поразительно! - украинские националисты. Тогда как молчаливое «прорусское» большинство Юго-Востока и на первой стадии Евромайдана, и много позже выступало в качестве ответственной государствообразующей силы.
Так вот выборы в Луганске, где я был в качестве наблюдателя, на мой взгляд, эту мысль подтвердили. На избирательные участки пришло огромное количество людей. Им было важно опять собраться вместе, после подвалов, окопов, лагерей беженцев, похорон, важно вернуться к мирной жизни. Стояли в многочасовых очередях. Кто-то пришел, посмотрел на очередь и ушел, мол, попозже разойдутся, я и появлюсь. Поэтому после обеда очереди бывали и длиннее, уже стояли до победного. В Луганске продлили голосование на два часа. Явка по республике была более 68%. Одна из организаторов сказала мне: «Я в эти выборы верю. Нам очень не хватает законного правительства. Пусть Америка и Европа его не признают, оно нужно нам. Чтобы строить, чтобы договариваться, чтобы работой обеспечивать. Конечно, сейчас выберут в основном тех, кто воевал. Но к следующим выборам все утрясется. Сейчас главное - начать! Но с украинцами мы в одной стране вместе больше не будем.» То есть, настрой Новороссии - строительство, созидание, опора на себя. Настрой Киева - война, месть, попрошайничество.
- Вы с чешскими коллегами по миссии тоже названы Украиной сепаратистами. Как к этому отнеслись в Чехии?
- Была какая-то истеричная масс-медийная кампания. При этом суть дела и сама Украина практически никого не интересовали, главный вопрос был: «Кто оплатил поездку?». Мейнстримовые СМИ не давали слова сказать, перекручивали информацию и лепили ярлыки: расисты, фашисты, радикалы, пособники террористов, сепаратисты...
Кстати, о сепаратистах. По мнению многих чехов, самым знаменитым сепаратистом был их первый президент Т.Г. Масарик, который сделал все, чтобы отторгнуть Чехословакию от Австро-Венгрии. В 1915-м, когда возникла угроза ареста, он бежал в Швейцарию. Жил по сербскому паспорту. Духовный руководитель тайной боевой организации «Чешская мафия». Умело избегал ареста. После февральской революции переехал в Россию, где все силы бросил на создании незаконного вооруженного формирования - чехословацкой армии. Другому сепаратисту и первому чехословацкому премьеру пришлось куда сложнее. Карел Крамарж как организатор подпольного сопротивления австро-венгерскому режиму был в 1915 году арестован, а в 1916-м за «измену родине» и шпионаж осужден на смерть. В 1917-м «попал под амнистию» - разваливающаяся монархия уже не нашла в себе силы выполнить страшный приговор и искала для своих функционеров смягчающие обстоятельства. Так что «у нас в Чехии» в компании сепаратистов мне стыдиться нечего.
- Александр Викторович, благодарим за интервью! Желаем вам успехов, а всему Русскому миру на западной и всех его окраинах - мира!
Беседовал Эдуард Попов
http://www.stoletie.ru/vzglyad/aleksandr_gegalchij_majdan_shagajet_po_jevrope_899.htm