24 октября 2014 года Белград. Проливной дождь, который просто стоит стеной и не дает возможности выйти из дома, зонт не спасает, порывистый ветер, температура +1, в общем не типичная для Белграда в это время погода. Но предстоящий день обещает быть содержательным. За мной заезжает мой сербский друг, монах Пантелеймон, украинец, больше двадцати лет живущий в Сербии. Он обещал показать мне монастыри Белграда. Мы едем в первый монастырь святого архангела Михаила - Раковица. Примерно в 8 км от центра города расположен этот уникальный монастырь. Уникальность его в том, что он построен в 14 веке по повелению и на средства былинного сербского героя Влашского воеводы Радула I Черного и архитектура его выполнена в так называемом моравском стиле (достаточно редком для современной Сербии). Монастырь был построен между 1377 и 1385 гг.
Во время туркократии монастырь неоднократно подвергался разорению и разграблению. Однажды в его части возник пожар, в связи с чем он неоднократно перестраивался. Этот монастырь сыграл огромную роль в истории сербского народа. В 1699 г. в стенах монастыря была положена основа заключению Карловицкого мира, где монах Григорий был посредником в переговорах между Россией и Турцией. По этому случаю монастырю была оказана значительная помощь от России. В 1833- 1868 гг. после окончательного освобождения от туркократии началась масштабная реставрация монастыря. Финансировали ее члены династии Обреновичей (правящий дом Сербии 19 века). Самым известным ктитором монастыря был князь Милош Обренович. Окончательный вид монастырь приобрел в 1862 г. после полной реконструкции.
Между 1949 и 1958 гг. в монастыре функционировало отделение Православной семинарии, иконописная школа и школа церковного пения. Это неудивительно потому, что с начала 30-х годов настоятелем монастыря являлся епископ Митрофаний, ранее занимавший Сумскую кафедру на Украине, но из-за преследований советской власти выехавший в Королевство СХС и перешедший в юрисдикцию Сербской православной церкви. Вот, что пишет о епископе Митрофании открытая православная энциклопедия: « Митрофан (Абрамов), в схиме Макарий (1876 - 1944), епископ бывший. Сумский, викарий Харьковской епархии.
В миру Абрамов Николай Иванович, родился в 1876 году в слободе Старой Меловой Богучарского уезда (ныне село Старомеловая Петропавловского района Воронежской области) в семье священника.
В 1892 году окончил Павловское духовное училище], в 1898 году - Воронежскую духовную семинарию по I разряду.
В 1902 году окончил Казанскую духовную академию.
В 1904-1915 годах состоял епархиальным миссионером Волынской епархии.
В 1907 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. С 1910 года - архимандрит.
5 июня 1916 года был хиротонисан в епископа Сумского, викария Харьковской епархии.
Был давним сотрудником владыки Антония (Храповицкого), пользовался особым его доверием. Временно управлял епархией в 1917 году, во время отлучки архиепископа Антония на Поместный Собор.
В декабре 1919 года покинул Сумы.
Возглавил созданный в начале декабря 1919 года при Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России Комитет помощи беженцам духовного звания, но уже в январе 1920 года прекратил занимать этот пост в связи с отъездом из Екатеринодара.
В 1920 году эмигрировал в Болгарию, но вскоре переехал в Югославию. Принимал участие в первом Карловацком Всезарубежном Соборе 1921 года.
В 1922 году перешёл в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. С 1922 по 1933 год настоятельствовал в разных сербских монастырях - Св. Стефана и Св. Романа, затем в монастыре Раковица.
Являясь знатоком церковного устава и пения, он создал при монастыре Раковица школу церковного пения. Позднее, владыка Митрофан был назначен настоятелем Дечанского монастыря и был там начальником духовного училища (монашеской школы). Вскоре после разгрома югославской армии ученики и наставники работавшей до 8 апреля 1941 года монастырской школы покинули обитель и уехали в Сербию.
Перед кончиной принял великую схиму с именем Макарий. Скончался в ноябре 1944 года в Белграде. Похоронен там же у Иверской часовни». В 2009 году согласно его завещанию на монастырском кладбище после отпевания в храме св. Саввы похоронен Патриарх Сербский Павел (1914- 2009). Рядом с его могилой находятся захоронения: Патриарха Сербского Димитрия (1920-1930), представителей Королевского дома Обреновичей, героя Первого сербского восстания воеводы В. Чарапича и других выдающихся исторических деятелей Сербии. Могила Патриарха Павла окружена всеобщим почитанием. Каждый день на нее приходят люди, почтить его память. Видя это, невольно вспоминаются слова самого усопшего Патриарха: «Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нём плакали, а он один радовался ».
Далее наш путь лежит в монастырь Введения Пресвятой Богородицы. Который был основан в 1936-37гг. на средства П.Миленковича по проекту архитектора Петра Поповича. Монастырь расположен на одном из холмов Белграда. Главный храм построен в сербско-византийском стиле, также рядом с ним расположена часовня св. Николая арх. Мирликийского. Монастырь известен тем, что иконы для него были написаны русскими иконописцами эмигрантами, выехавшими в королевство СХС после большевистского переворота. В монастыре находится кладбище, на котором покоятся многие сербские митрополиты изгнанные Иосифом Брозом из своих епархий после победы коммунистической партии в Югославии.
Дальше мы направляемся в пригород Белграда, женский монастырь Рождества Богородицы. Он впервые упоминается в летописях 1528 года, в турецких литературных памятниках он значится, как монастырь святой Райко. По преданию он был основан в 1456 году, но в 16 веке пришел в упадок и был частично разорен. В 1793 г. в монастыре производилась масштабная реконструкция одного каменного и двух деревянных храмов. Сегодня в нем сохранилась всего лишь одна каменная церковь 19 века. Там хранятся иконы русского художника- иконописца А. Колчина подаренные им монастырю в 1876 году. В 1996- 2002 г. производилась последняя реставрация монастыря. Теперь он представляет собой шедевр сербской архитектуры и если у вас есть возможность обязательно посетите его.
Далее мы едем в село Сланцы, которое находится недалеко от Белграда, примерно в 7 км от него. Там расположен великолепный монастырь Святого Стефана основанный в конце 12 века в период правления царя Драгутина (1276-1282). Во время натиска турок многие монахи из южных земель Сербии бежали в этот монастырь и стали его насельниками. Они принесли с собой традиции юга- православной Сербии. Во времена правления деспота Бранковича (1427-1456) монастырь получил наибольший рассвет, в нем основана иконописная и богословская школы известные на всю Сербию того времени. В монастыре святого архидьякона Стефана находилось большое количество мощей святых угодников Божиих выставленных для всеобщего поклонения. С приходом турок начались трудные дни для монастыря. Они преследовали православную веру пытаясь обратить население в мусульманство.
После нападения на монастырь (когда было убито около 10 монахов и 30 семинаристов, турки подожгли монастырь). После неоднократных набегов турок на монастырь, братия была вынуждена покинуть его и некоторое время он находился в полном запустении. В 1718 г. начинается возобновление монашеской жизни в монастыре святого Стефана. Медленно и с трудом происходило его восстановление почти до основания разрушенного в эпоху туркократии. Затем монастырь пережил немало трудных страниц в своей жизни, но монашеская жизнь в нем не прерывалась. На сегодняшний день это один из прекраснейших монастырей Сербии. К концу нашего паломничества прекратился дождь и солнце осветило купола монастырских храмов. И подумалось мне, что не смотря на все трудности претерпеваемые Сербией за всю свою историю высказывание святителя Иоанна Златоуста, как нельзя лучше подходит к увиденному мной в Сербии.
«Спаситель видел, что человеческая природа изнемогает под бременем (духовной) борьбы и уклоняется от нее по слабости. Поэтому Он восполняет недостаток ее силой Духа, чтобы утешить душу, удрученную нашей немощью. Он как бы уздой укрепляет ее Божественной благодатью, чтобы восприняв от благодати то, чего не имела по природе, (душа) вышла на борьбу (за бессмертие), пробужденная силой Духа». Святитель Иоанн Златоуст (37, 830).
Доктор богословия профессор протоиерей Александр Федосеев
http://sozidatel.org/articles/obchestvo/6124-svyatyini-belgradskoy-eparhii.html