800 лет: Ржев в истории и современности России

800 лет: Ржев в истории и современности России

Ржевский район - родина великих святых. В городе Ржеве родился будущий архимандрит Троице-Сергиевой Лавры - Дионисий Радонежский, оставивший яркий след в истории Отечества своими окружными посланиями, поднявшими боевой дух на защиту Отечества в смутное время. Здесь родился и Арсений Новгородский - основатель монастыря в Великом Новгороде. Деревня с русским названием «Береза» дала миру равноапостольного святителя Николая, просветителя Японии. Город Торопец, до сих пор сохранивший колорит древнерусского города, - родина Патриарха Тихона, которому было суждено возглавить Русскую Православную Церковь в 1917 году в тяжелые годы для России и после почти двухсотлетнего перерыва Патриаршества в нашей стране. С городом Торопцем связана история с почитаемой иконой Божией Матери - Корсунской.[1]

Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 года, в Торопецком уезде Псковской губернии (ныне входящем в Ржевский район), с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Василий родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в семье потомственного священника Иоанна Тимофеевича Беллавина (1824-1894); позднее родитель был переведён в приход Спасо-Преображенской церкви города Торопца. Фамилия Беллавин была довольно распространена среди лиц духовного звания.[2]

У Василия Беллавина было трое братьев, которые умерли, не дожив до старости. Мать, Анна Гавриловна, скончалась в ночь с 29 на 30 апреля 1904 года, после чего у него не осталось близких родственников. С юных лет Василий отличался религиозной настроенностью, любовью к Церкви, кротостью и смирением. Девяти лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании училища, покинул родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской духовной семинарии. По словам современника, «Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества»; среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей». Товарищи уважали его за блестящие успехи в науках и всегдашнюю готовность помочь, особенно в составлении и исправлении многочисленных в семинарии сочинений.

15 августа 1917 года, в день Успения, литургией, совершённой митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлёвском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживлённая дискуссия о потребном высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После революции и прихода к власти большевиков в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества.

Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей) архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесённой из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон». Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший наименьшее количество голосов.[3] Русская Православная Церковь с восстановленным патриаршеством вступала в самый сложный период своего существования, когда судьба православия в России буквально висела на волоске и могла оборваться в любую минуту. Канонизирован Патриарх Тихон в лике святителей Архиерейским собором РПЦЗ 19 октября 1981 года и Архиерейским собором Русской православной церкви 9 октября 1989 года.[4]

Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов) о значении прославления святого Патриарха Тихона:

Церковь без патриарха как семья без родителей. Когда после долгих лет без предстоятеля церкви патриархом был избран святитель Тихон, появилась возможность и надежда на новую жизнь церкви. В сложный, тяжелый период лихолетья патриарх сумел сохранить церковь, сохранить епископат, дать возможность людям быть в церкви. Исключительные личные качества этого человека позволили в тот период сделать церковь сильной, несмотря на проводящуюся большевиками политику ее тотального уничтожения. Под церковью я в первую очередь имею в виду ее лучших иерархов, лучших мирян, лучших клириков. Память о восстановлении патриаршества и память о патриархе Тихоне очень важна для нашего времени, для нынешних поколений, поскольку и сейчас происходит потеря ориентиров нравственной духовной жизни. Церковь же является хранительницей тех величайших духовных ценностей и законов, которые могут дать будущее человечеству. Ими нельзя пренебрегать.[5]

До середины XII века Ржев входил в состав смоленских земель, что подтверждается уставной грамотой Ростислава Мстиславича, князя Смоленского, за 1150 год (первое официальное упоминание о городе в письменном источнике). От князя Ростислава Ржев переходит к его сыну Мстиславу Храброму, а от того к Мстиславу Мстиславичу Удатному.[6] С ним связано летописное свидетельство о событиях 1216 года, где город был назван «Ржева, город Мстиславль на верхе», то есть находящийся в верховьях Волги. В тот год владимиро-суздальский князь Святослав Всеволодович осадил Ржев. Мстислав Удатный вместе с братом Владимиром Псковским выступил на помощь осаждённому городу и освободил его. В. Л. Янин составил подробное описание географии Ржевской земли[7], принадлежавшей в этот период потомкам Мстислава Храброго и входившей в состав Торопецкого княжества[8].

Долгое время святым покровителем города Ржева почитался князь Владимир, похороненный с женой Агриппиной в Успенском кафедральном соборе. Ещё в начале XX века каждый житель города мог рассказать легенду о защитнике Ржева князе Владимире: «Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир. И каждый раз по взмаху его руки враги бежали от города. Каждую ночь князь дозором обходил свой город, и каждый вечер горожане у стены ставили новую пару сапог. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились горожане или забыли поставить новые княжеские сапоги... С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город».

Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров, а также древним преданием о том, что и по успении святой князь Владимир, являясь на белом коне, продолжал защищать город от иноземных войск. Несмотря на распоряжение тверского архиерея многие иконы святой четы продолжались храниться в домах. Кроме того, две их иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине.[9]

В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку. Видимо, это вызвано тем, что в период Макариевских соборов середины XVI века сведения о канонизации наших святых отсутствуют. Но это недоумение легко объясняется тем, что почитание святых было только местное.

В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божьей Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик». В Вознесенском соборе Ржева также находится чтимые святыни - иконы нашей княжеской четы.

Русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский - это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью, как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский. Вот что он пишет: «В старое время Ржев назывался... Ржевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой... со всей вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее... своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания   и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным.» В.Л. Янин уточняет, что Торопецкая и Ржевская земля были вотчиной потомков Мстислава Храброго, и утверждает, что ржевскими князьями были и Владимир Мстиславич и его потомки.[10]

Москва придавала Ржеву большое значение как крепости, охранявшей её западные границы от польско-литовского вторжения. В Смутное время во Ржеве бывали самозванцы, поляки, шведы. Первого самозванца жители Ржева поддерживали, «предались тени Лжедмитрия», как видно из летописи. С поляками Лисовского они вели активную борьбу. Осаждённый поляками город под командованием боярина Фёдора Шереметева оказал врагам достойный отпор, хотя сам очень пострадал, а многие его защитники погибли. С изгнанием поляков город начинает восстанавливаться. Границы Руси отодвигаются от Ржева, но ещё несколько десятилетий он продолжает оставаться надёжной тыловой базой и крепостью. При первых Романовых в крепости Ржева сохраняется большой гарнизон, сам город остаётся сборным пунктом дворянского ополчения и стрелецких полков во время военных действий.

Возрастает и экономическое значение Ржева. Поток обозов с товарами по радиально расположенным от города большакам (большим дорогам) и караванов судов по Волге возрастает с каждым годом. Важнейшим промыслом Ржева становится извозный, а одной из главных фигур экономической жизни Ржева делается ямщик. Всё больше строится в городе постоялых дворов. К концу XVII века на торговой стороне начинают возводиться каменные строения, на берегу Волги встают новые пристани и склады. К началу XVIII века Ржев выдвигается в число значительных торгово-промышленных центров Российской империи.

Согласно административному делению в течение XVIII века Ржев был приписан вначале к Ингерманландской губернии, затем стал городом Тверской провинции Новгородской губернии, а в 1775 году - уездным городом Тверского наместничества. К середине века здесь работали 25 заводов и фабрик, на базе местного сырья работали маслобойная, льнообрабатывающая, лесопильная, кожевенная, кирпичная мануфактуры. На строительство Санкт-Петербурга ежегодно поставлялось множество рабочих инструментов, дерева и кожи, для флота здесь ткали парусное полотно, вили верёвки и канаты. Из западных губерний и с Украины во Ржев доставляли хлеб и другие продовольственные товары, а из Ржева они уходили в новую столицу. В течение лета более 100 барок, а зимой до семи тысяч обозов развозили товары в другие города России. На торговой площади Ржева, где стоял гостиный двор со 105 каменными лавками, ежегодно проходили две ярмарки - Сборная и Петровская. Из окрестных сёл и деревень в город приходило до 8 тысяч человек для работы на многочисленных пристанях и предприятиях грузчиками, трепачами льна и пеньки, бурлаками и лоцманами.

Экономические изменения никак не повлияли на жизненный уклад горожан. Наоборот, новшества в быту, связанные с реформами Петра I, во Ржеве были встречены неодобрительно. «Дела Петровы ещё дела антихристовы», - говорили купцы-старообрядцы, которых в городе было немало. Всё, что нарушало старый порядок, вызывало бурное противодействие, даже новый план городских властей по благоустройству и расширению улиц привёл к бунту. Во Ржеве, разделённом рекой на две части, со времён церковного раскола исторически сложились два религиозных центра. На правой, Князь-Дмитровской, стороне «правили» купцы-старообрядцы. На левой, Князь-Фёдоровской, - никонианцы, сторонники Никона. Соперничество между ними носило крайне враждебный характер, и часто в разговорах звучало «наша сторона» или «та сторона». Ржев можно было назвать старообрядческим городом: по данным о распространении старообрядчества в Тверской губернии в XVIII-XIX веках их «основным местным центром был город Ржев, где из общего числа старообрядцев губернии 7775 человек, проживало 6416». Влиятельное купечество с его капиталами, большинство которого было старообрядцами, обеспечивало себе большой вес и экономическое господство в городе.

В 1870-х годах Ржев среди городов Тверской губернии был наиболее значительным торговым пунктом после самой Твери; в нём проживало свыше 30 000 жителей. С прокладкой железных дорог торговое значение города упало, весьма развитые прежде льнотрепальное и пенькопрядильное производства сократились. В 1890 году в городе насчитывалось 21 397 жителей, среди которых более 50 % составляли старообрядцы (в основном беспоповского толка). В 1896 году имелось 27 фабрик и заводов. Главными предметами торговли выступали хлеб, лён и пенька[11].

Ржев был один из первых городов, где появилась почтовая связь: с 1866 года здесь была своя земская почта, выпускались ржевские конверты и марки. Почта была конной, уходила из города по четвергам и воскресеньям со скоростью 40 вёрст в сутки. Много лет Ржев называли «голубиным городом». В городе было множество голубятников и голубей. В результате скрещивания и отбора были выведены породы голубей получившие названия «ржевской»: Ржевский ленточный турман, Ржевская чайка.

29 октября (11 ноября) 1917 года во Ржеве Совет рабочих депутатов создал Военно-революционный комитет и провозгласил установление в городе Советской власти (утвердилась в середине декабря)[12]. Генеральный план и схема планировки Ржева была разработана в 1927 году архитектором-градостроителем А. П. Иваницким.

До Великой Отечественной войны население города составляло 56 тыс. человек. В результате боевых действий в 1941-1943 годах за 17 месяцев оккупации Ржев был разрушен до основания. Из 20 тыс. человек, оказавшихся в оккупации во Ржеве, и приблизительно стольких же в районе, в день освобождения - 3 марта 1943 года - в городе осталось 150, вместе с районом - 362. Из 5 443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297. Общий материальный ущерб, нанесённый оккупантами городу и району, по определению Чрезвычайной Государственной комиссии составил полтора миллиарда рублей. По оценке участника этих событий, маршала Советского Союза В. Г. Куликова, в Ржевской битве общие потери Красной Армии составили свыше 1 млн человек[13]. После войны город был отстроен заново.

Ржевская битва - боевые действия советских и немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, проходившие в районе Ржевско-Вяземского выступа с 5 января 1942 года по 21 марта 1943 года с перерывами от полутора до трёх месяцев.[14] Включают в себя четыре наступательные операции советских войск Западного и Калининского фронтов против немецкой группы армий «Центр», имевшие целью нанести поражение основным силам «Центра», освободить города Ржев, Сычёвку, Вязьму и тем самым ликвидировать Ржевско-Вяземский выступ. Завершилась ликвидацией Ржевско-Вяземского выступа.

Перед наступлением участвующие в операции армии получили из резервов Ставки и с других участков фронта дополнительно стрелковые дивизии, танковые бригады, стрелковый корпус, саперные, артиллерийские, минометные, зенитные и другие части. По официальным данным, в полосах наступления ударных группировок фронтов было достигнуто более чем двукратное превосходство над противником и людях, артиллерии и танках.[15]

Известно, что фронты начали наступление с разрывом в несколько дней: 30 июля - Калининский, 4 августа - Западный. Также известно, что с 30 июля пошли дожди, которые крайне затруднили наступление советских войск. В результате ожесточенных боев наиболее ощутимые результаты в операции были достигнуты войсками 20-й и 31-и армий Западного фронта: в ходе Погорело-Городищенской операции 23 августа были освобождены от оккупантов г. Зубцов Калининской области и п. Карманово Смоленской области. Некоторых территориальных успехов добились и армии Калининского фронта: части 30-й армии 21 августа освободили д. Полунино севернее Ржева, бои за которую шли около двадцати дней, и подошли к северо-восточным окраинам Ржева, части 29-й армии вышли к Волге между Ржевом и Зубцовом. Днем завершения операции считается 23 августа.

Операция считается успешной, так как противник вынужден был не только оставить здесь, на центральном участке фронта, части, подготовленные к переброске на юг, но и направить сюда резервы с других участков фронта. Как правило, приводятся слова К. Типпельскирха: «Прорыв удалось предотвратить только тем, что три танковые и несколько пехотных дивизий, которые уже готовились к переброске на южный фронт, были задержаны и введены сначала для локализации прорыва, а затем и для контрудара».[16]

В то же время, операция считается не завершенной, так как ни Ржев, ни Сычевка не были освобождены, а значит, главная цель не была достигнута. В качестве причин незавершенности операции называются климатические условия - дожди и недостаток сил и средств. Опять же почти всегда приводятся слова Г.К. Жукова, в те дни командующего войсками Западного фронта, а с 5 августа координировавшего действия войск двух фронтов: «Если бы в нашем распоряжении были одна-две армии, можно было бы во взаимодействии с Калининским фронтом... не только разгромить ржевскую группировку, но всю ржевско-вяземскую группировку немецких войск...».

В рамках этой операции упоминалось мощное встречное сражение, когда обеими сторонами в бой были введены все войска, предназначенные для действий на зубцовском, сычевском и кармановском направлениях. По данным начальника штаба 20-й армии генерал-майора Л.М. Сандалова, Западный фронт ввел в бой 800 танков, а с немецкой стороны в сражении участвовало 700 танков, то есть с обеих сторон 1500 танков. И это на год раньше знаменитого Прохоровского сражения! Но подробно это сражение никогда не освещалось. Лишь в 1990-е годы появились публикации с острой критикой использования танков в этом сражении. Общие потери фронтов в операции, по официальным данным, составили 193 683 человека.[17]

По накалу, по ожесточенности, по методам ведения, потерям августовско-сентябрьские бои в районе Ржева газеты обеих сторон в те дни сравнивали с боями под Сталинградом. И. Эренбург, бывший в Ржеве в сентябре, писал позднее в своих воспоминаниях, используя фронтовые репортажи: «Мне не удалось побывать у Сталинграда... Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального - неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок... Наши заняли аэродром, а военный городок был в руках немцев... В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа... Несколько раз я слышал немецкие песни, отдельные слова - враги копошились в таких же окопах...» Немецкий военный журналист Ю. Шуддекопф в октябре 1942 г. в статье «Засов Ржев» писал: «В двух местах достигло Волги немецкое наступление на Востоке: у стен Сталинграда и у Ржева... То, что разворачивается у Сталинграда..., происходит в меньших масштабах у Ржева уже почти год. Почти день в день год назад немецкие войска в первый раз достигли Волги... С тех пор три больших сражения развернулись за кусок земли в верхнем течение Волги - и идет четвертое, самое ожесточенное, не прекращающееся уже больше двух месяцев».[18]

Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов) о значении Ржевской битвы:

Трагедия Ржева в том, что он, будучи длительное время оккупирован немцами и являясь их важным опорным пунктом, был разрушен родной армией. Ржевская битва - это не сражение за город, а операция по уничтожению основных сил мощной армейской фашистской группировки на ржевско-вяземском плацдарме. Битва разворачивалась не только в районе города Ржева, но и на территории Московской, Тульской, Калининской, Смоленской, Калужской и других областей. Город Ржев, так же как Москва, Сталинград, Курск, дал название битве, хотя бои за город были лишь ее частью.

Тверские историки и ржевские краеведы, занимаясь давно и профессионально историей Ржевской битвы, считают, что в истории Великой Отечественной войны не было более масштабного по количеству задействованных войск, по охватываемой территории, по изощренности маневров, да и по длительности сражений, чем битва в 1942-1943 годах за Ржев. Город по картам военного времени был центром огромной территории, именуемой «Ржевским выступом». Он угрожающе нависал над нашими северо-западными позициями, будучи отделен от Москвы всего 150-ти километровым отрезком. Бои здесь шли практически непрерывно 14 месяцев. К сожалению, битву на Ржевском плацдарме можно считать самой трагической, самой кровопролитной и самой неудачной из всех проведенных операций нашей армии: из пяти стратегических операций четыре не увенчались успехом. Неуспех породил замалчивание и искажение трагедии, унесшей жизни многих наших воинов, сражавшихся на Ржевском плацдарме. На проведение операций было задействовано 5 фронтов, 17 армий. Во всех операциях участвовало более трех миллионов солдат и офицеров, входивших в соединения и постоянно пополнявшихся. Некоторые соединения, окруженные в «безымянных болотах», погибли полностью, в других же частях живыми и невредимыми оставался только каждый десятый, не более, а каждый третий погибал. Потери убитыми и ранеными, по официальным данным, с января 1942 года по март 1943 года составили более одного миллиона трехсот тысяч человек. По мнению же некоторых исследователей, оспаривающих официальную точку зрения, число общих потерь в тех же операциях - более полутора миллионов человек. И все-таки они выстояли - солдаты сорок первого - сорок третьего. Выстояли во имя победной весны сорок пятого.

Страницы российской истории буквально испещрены описанием страшнейших испытаний, а ведь именно в то время и формировался дух русского человека, основа которого - в христианском сознании нашего народа. Вспомните советские времена: Церковь была сдвинута на периферию, священнослужителей - гнали и уничтожали физически, тем не менее, в своем сознании наши воины (а ведь процентов на 80 армия состояла из крестьянства, выходцев из деревни) несли этот дух христианства. Несмотря на вражеские провокации самого начала войны: давайте сбросим коммунистическое иго! - никто ведь не стал предателем (да, были исключения, но я сейчас не об этом). И Церковь не пошла на поводу у провокаторов, хотя мы прекрасно знаем, сколько она понесла утрат. Такое понятие, как Отечество, и побуждало народ жизнь свою отдавать - нет, не за конкретную личность, а за свою родную землю, своих предков, свою семью, наконец. Массовый героизм в годы войны сконцентрировался здесь, на Ржевской земле. Казалось бы, театр военных действий как таковой не имел никакого великого значения - все-таки это маленький провинциальный город, но все знали: позади Москва, поэтому здесь надо стоять намертво. Не было бы Ржевской битвы - не состоялась бы победа под Сталинградом, под Москвой. Все взаимосвязано! Да, огромная жертва была принесена здесь, на Ржевской земле, но эти испытания не напрасны, ибо в конечном итоге послужили делу нашей победы.[19]

Сегодня Ржевский район живет общей жизнью с Тверской областью, со всей Россией, участвуя в делах государства по мере сил и возможностей, с учетом тех перемен, которые произошли в жизни нашего Отечества. Несмотря на закрытие многих предприятий и оскудение сел, миграции населения в Тверь и Москву, Ржев все еще остается культурно - историческим центром западной России, в которой бережно сохраняются исторические памятники и уделяется большое внимание развитию православной веры, укреплению семейных ценностей и воспитывается в подрастающем поколении любовь к своей Родине на примере героических защитников Отчества, сложивших свои головы во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов. Сегодня в Ржевской епархии 29 приходов, имеющих юридическую регистрацию; 7 приходов без юридической регистрации; 1 монастырь (Торопецкий Тихоновский, женский); 54 храма (из них 22 приписных), 37 часовен, 3 молитвенных помещения (молитвенные дома и комнаты), 5 молитвенных помещений при светских учебных заведениях, воинских частях, больницах, исправительных учреждениях; 48 священников, 9 дьяконов (за 2015 рукоположены четыре новых клирика).[20] Возглавляет Ржевскую епархию епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов), много делающий для своей епархии, для ржевской земли, для наших граждан. Но не только забота о вверенных приходах занимает время архипастыря, владыка печалуется и заботится о будущем Ржева, о будущем Тверской области, о всей России:

Определение и стремление к нравственному закону для всего общества сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над пропастью» в условиях высокой социальной напряженности. Для оздоровления российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом, потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной, экономической и политической жизни страны - только таким образом можно будет достичь желаемого результата. Сейчас тяжелое время для нашей страны и есть только один путь - единство народа. Епископат это прекрасно понимает. Ведь церковное сообщество - значительная сила, направленная на объединение людей.

В настоящее время глава государства ясно понимает, что не существует иного пути, кроме объединения. Причем, это касается не только Церкви. Политические партии практически прекратили всяческую вражду между собой, потому что это ослабляет государство. Нельзя разваливать Отечество в угоду политическим амбициям. Беда в том, что влияние прозападных сил всё еще достаточно сильно. Но уже происходит понимание того факта, что, например, в средствах массовой информации не обойтись без цензуры. Не такой, как во времена СССР, но той, что четко обозначит грани допустимого. Никто не заставляет делить жизнь на черное и белое, есть ещё десятки оттенков, но все они находятся в единой цветовой палитре, у которой есть края. Национальные приоритеты должны задавать государство и Церковь: нравственность, доброта, солидарность, милосердие.  Со временем это придет. Но для того, чтобы это время наступило скорее, нужно следить за собой, за своими мыслями, желаниями, чувствами, которые являются истоками поступков. Именно их и нужно содержать в чистоте. Это простые истины, которые можно принять за идеалы. И хочется верить, что со временем Российское государство займет свое достойное место в мире.[21]

 

Доктор наук, профессор, протоиерей  Александр Федосеев

 

[1] Ржевская епархия - святыни. Официальный сайт Ржевской епархии.

[2] Бовкало А. А. К истории семьи Беллавиных Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006

[3] Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилл. Нью-Йорк, 1988

[4] Журн. Моск. патриархии. - 1990. - № 1

[5] https://tverlife.ru/news/v-toroptse-otmetili-100-letie-izbraniya-patriarkha-tikhona.html

[6] Янин В.Л. Ржевская земля (М.: МГУ, 1998)

[7] Там же

[8] Янин В.Л. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV веков (М.: МГУ, 1998)

[9] Волков В., Чистяков Г. Забытые князь и княгиня из Ржева - местные Петр и Февронья. Тверской еженедельник. 2004

[10] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1.

[11] http://www.tverobl.ru/rzhev-history/

[12] Великая Октябрьская социалистическая революция: энциклопедия. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 639 с. - С. 516.

[13] История Ржева Ржевская битва 1941-1943 гг.. - Ржев, 2000. - С. 149-222.

[14] Большая российская энциклопедия. - М.: Российская энциклопедия, 2004.

[15] АФАНАСЬЕВ Н.М., ГЛАЗУНОВ Н.К., КАЗАНСКИЙ П.А., ФИРОНОВ Н.А. Дорогами испытаний и побед. Боевой путь 31-й армии М. 1986

[16] ТИППЕЛЬСКИРХ К. История второй мировой войны. М. 1956

[17] САНДАЛОВ Л.М. Погорело-городищенская операция. М. 1960

[18] ЭРЕНБУРГ И. Люди, годы, жизнь. М. 1990

[19] http://xn--80aaelcctm1cdig2dxhg.xn--p1ai/2017/04/01/vystoyali-vo-imya-pobednoj-vesny-sorok-pyatogo/

[20] Архангельский Михаил, "Ржевская епархия: некоторые итоги уходящего года", официальный сайт Ржевской епархии, 27 декабря 2015

[21] «Ржевская правда» №6 12 февраля 2015г.

Созидатель

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий