Пересказывать содержание любой книги (а уж тем более перечислять названия глав) - занятие неблагодарное, любой пересказ будет бледнее и скучнее оригинала. Очень хочется написать кратко: «Читайте, сами поймете». Но все же - а зачем читать?
Расскажу о личном прочтении. Так получилось, что эта книга оказалась у меня в руках уже после того, как я с некоторыми главами успела ознакомиться. Выдержки из нее в разных местах публиковались. Решила, что читать можно с любого места, поэтому открыла наугад и попала на главу «О внимании к себе». Можно, конечно, тут сразу же начать рассуждать о другой главе - «О Промысле Божием» - и рассказать о том, насколько вовремя мне довелось открыть именно тот текст. Это все будет правдой - никаких случайностей в нашей жизни нет, и ничего «просто так» мы не читаем.
Однако дело не в личных обстоятельствах, а в том, что когда я начала ее читать, у меня был некий скепсис: неужели можно передать настроение живого разговора на бумаге? Ведь главное в беседах - это сами беседы, живой разговор. Оказалось, что можно.
Очень простой язык подкупает сразу же: ты и правда будто бы оказываешься на самой приходской беседе, и кажется, что автор обращается именно к тебе. Откуда он все знает про меня?..
Ничего, конечно, автор «про меня» конкретно не знает. Просто вопросы и состояния у большинства, видимо, общие. Но благодаря этому узнаванию себя в том, о чем пишет автор, и получается разговор, а не просто монолог священника.
Но все же... Неужели мы не читали про исповедь и Причастие, ничего не знаем про духовное руководство и христианское чтение, не задумывались о посте и действии лукавых духов? Читали, знаем, слушали и спрашивали не раз у священников и более опытных мирян. Наверно, даже кому-то и сами объясняли. Зачем нам еще раз об этом читать?
Может быть, эта книга для тех, кто только-только входит в церковную жизнь? Для них, конечно, тоже. В ней новоначальные смогут найти ответы на самые основные вопросы, которые кажутся неразрешимыми в самом начале. Например, в главе «Почему Бог не отвечает на наши молитвы». Почему? А вот в книге и прочитаете.
Но не только для тех, кто стоит на пороге Церкви, эта книга. У автора есть замечательная способность раскладывать по полочкам сложные понятия, давать простые и логичные ответы.
Удивительно, но многим из нас, тем, кто в Церкви вроде уже далеко не первый год, не все ясно. В наших представлениях о самых важных вещах в нашей жизни часто все так намешано, что мы не можем отделить главное от второстепенного. Многое знаем о частностях, но совсем не видим сути. Эти бесконечные детали нас отдаляют от смысла все дальше и дальше.
Почему мы вообще так много разговариваем и читаем, например, об исповеди? Неужели люди, которые регулярно на протяжении длительного времени приступают к Таинству Покаяния, для себя не решили уже основные общие вопросы? Когда общие вопросы для тебя понятны, ведь остальные надо задавать уже священнику, у которого ты исповедуешься, духовнику? Но нет, и мы это видим по православной прессе: тема исповеди неизменно вызывает дискуссию. Почему так?
Мне кажется, оттого, что мы, обсуждая эти вопросы, начинаем разговоры с деталей. Причем деталей, возможно, важных. В случае с исповедью долгое время в разных СМИ шел спор о том, как часто надо исповедоваться. Это, несомненно, важный вопрос, и решать его можно по-разному. Но суть в разговоре об исповеди не в том, как часто необходимо каяться. К сожалению, из большинства дискуссий можно сделать вывод, что это и есть самый главный вопрос о покаянии - раз в неделю или четыре раза в год. Месяцами спорить о том, как будет правильно. Только никакой истины о Таинстве Исповеди в этом споре не рождается потому, что вопрос не главный. Не научимся мы исповедоваться правильно и глубоко, если будем концентрироваться на вопросах частоты или даже на вопросе, всегда ли следует исповедоваться перед Причастием.
Главным тут является вопрос о том, что такое покаяние вообще. Именно с этого и начинает игумен Нектарий беседу о покаянном делании. Сразу по прочтении как-то отпадают все многочисленные второстепенные вопросы, поскольку становится ясно основное.
Очень важно еще, что эта глава, как и книга в целом, построена не только на рассуждениях автора на заданную тему - в ней содержатся еще и практические рекомендации, как готовиться к исповеди.
Говорит отец Нектарий и о самых распространенных ошибках, которые мы совершаем. Причем ошибках как «тактических» (например, когда называем очень общими словами свои грехи), так и принципиальных - когда каемся в одном и том же грехе потому, что ощущаем его очень тяжким и нам до сих пор за него стыдно. Но так делать нельзя. Почему? А потому, что мы должны верить Богу и в Его милость к нам, кающимся.
Есть у автора еще одна замечательная способность - давать советы, приглашая к рассуждению того, кому советы даются. Это не указания: «Сделайте так, а не иначе», а скорее рассказ о своем опыте решения тех или иных вопросов. Так и возникает ощущение разговора: ты читаешь мнение автора, а дальше уже сам сравниваешь со своим опытом.
Мне бы хотелось закончить этот текст цитатой из книги: «...вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера "День восьмой". К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: "Что ты видишь?". Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: "А что ты видишь сейчас?". Юноша говорит: "Я вижу узор". И тогда проповедник произносит поразительные слова: "Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь". Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем».
Эта книга, конечно, не откроет нам весь узор. Это не в человеческих силах - его увидеть. Но мы должны стремиться к познанию жизни, к познанию этого узора и его Создателя. Вот в этом и может помочь книга «Что мешает нам быть с Богом» - увидеть небольшую часть его и сделать небольшой шажок в познании Того, Кто этот узор создал. Увидеть, задавая себе главные вопросы.
Газета «Православная вера» № 21 (521)
Ирина Кислинаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/glavnye-voprosy-zadany