«40 вопросов родителей о детях» - таков подзаголовок у новой книги издательства «Никея» «Душа вашего ребенка». На вопросы, которые часто возникают у родителей, отвечают педагоги, священники, психологи, публицисты и просто... другие родители.
Эта книга появилась благодаря рубрике «Детский вопрос» журнала «Нескучный сад». В этот сборник редакторы издательства «Никея» попытались включить самое интересное из журнала, но не только журнальные вопросы-ответы вошли в книгу, есть в ней и новые.
Сорок вопросов?
Сорок вопросов... Кажется, что это большое количество. И даже, наверно, может с первого взгляда померещиться, что в них много «воды». Но нет. Открываю содержание и не вижу ни одного вопроса, с которым бы не сталкивалась. Если не в роли мамы по причине того, что сын у меня еще дошкольник, а вопросы касаются и школьников, и студентов, то уж точно сталкивалась с этими ситуациями, будучи ребенком.
Эти вопросы не какие-то узкоспециальные, научные, из раздела науки под названием «педагогика» или «воспитание детей» - это жизненные вопросы, которые приходится решать, когда растут наши дети.
Здесь есть вопросы об отношениях между братьями и сестрами, о различии в воспитании девочек и мальчиков, о том, как выбрать детский сад (и нужно ли это вообще делать) и школу, о свободном времени и о детских страхах...
Вопросы поставлены... А ответы?
Можно ли, прочтя десять страниц, ответить себе на вопрос о том, надо ли наказывать ребенка, а если надо, то как: мягко или жестко? Именно столько страниц в этой книге занимает главка «Пороть или гладить по головке?». Наверное, нет.
Но эта книга и ответы в ней - не инструкция по обращению с детьми. Ее скорее можно сравнить с собеседниками, которые размышляют вместе с читателем на тему поставленных вопросов. Стоит отметить, что на большинство из них отвечает не один человек, а несколько - и ответы, конечно, разнятся, что дает возможность читателю самому делать выводы. Может случиться даже, что на часть этих вопросов у нас есть уже свои собственные ответы. Ответы, которые мы дали «в уме» или уже даже применили в жизни.
К примеру, сложно себе представить родителя, который ни разу не задавался вопросом о том, как строить отношения с бабушками и дедушками. Это интересует даже будущих родителей, поскольку общение с бабушками и дедушками начинается с того момента, как те узнают о беременности дочери или невестки.
Для меня самой этот вопрос - довольной болезненный. Правда, не в том ракурсе, с которого он освещается в книге. Кажется, что даже давно для себя все решила. Но совершенно неожиданно в ответе педагога Дмитрия Тюттерина я нашла интересное сравнение мер ответственности родителей и бабушек-дедушек. Он сравнил родителей с тренерами команды, а бабушек с дедушками - с болельщиками. Всем обидно, если спортсмены проигрывают. Только вот ответственности болельщиков в проигрыше нет, а тренер несет персональную ответственность за неуспех команды и должен каждый раз решать, как ему действовать дальше.
Возможно, это в чем-то спорное сравнение, однако многое расставляет, на мой взгляд, по местам вне зависимости от ракурса, с которого рассматривать проблему отношений между родителями и бабушками-дедушками.
Справедливости ради надо сказать, что лично для себя я нашла в этой книге и вопрос, ответ на который не знала, но который меня волнует «здесь и сейчас». Это вопрос о бранных словах, которые появляются в лексиконе детей из садика. Столкнувшись с этой ситуацией дома, я сначала себя успокаивала тем, что «все это проходят» и «ничего в этом страшного нет», но это объяснение меня не удовлетворяло. И новая лексика сына не нравилась. Дмитрий Тюттерин рассказал, как правильно себя вести взрослому, который услышал от ребенка «плохие слова». Он логично и спокойно объяснил, как найти грань между тем, чтобы не ругать ребенка, но при этом твердо выразить свое резкое негативное отношение к таким словам.
Ответ на тот же вопрос протоиерея Максима Первозванского и вовсе я практически дословно процитировала сыну и мужу. Батюшка напоминал читателям о том, что мы иногда говорим слова, не вдумываясь в их смысл. А этого делать нельзя никогда, поскольку сказанные слова, заполняющие пространство вокруг, влияют на нас самих самым серьезным образом.
Выводы?
Выводы каждый сделает, конечно, сам. Найдет ответы. Или не найдет и пойдет искать дальше, читая другие книги или задавая вопросы другим психологам, педагогам, священникам и просто знакомым родителям.
Но очень важно ставить вопросы - в каждом правильно сформулированном вопросе содержится часть ответа. А еще потому, что только отвечая на эти вопросы, мы сможем хоть немного понять, что же это такое - «воспитывать детей». Впрочем, думаю, скорее вопрос стоит поставить по-другому - «как жить рядом с детьми и как им передать то, что является важным для нас самих».
А в заключение я бы хотела привести слова того же самого отца Максима Первозванского. «Вообще, когда человек растет, ему предстоит пройти через самые разные испытания и искушения. И погибает не тот, кто падает, а тот, кто не хочет вставать».
Так и с родителями, с «тренерами». Мы тоже растем вместе с детьми, и у нас обязательно будут провалы, ошибки и падения. Но всегда важно знать, что мы должны после каждой неудачи не опускать руки, а вставать и идти дальше.
Это и есть самое важное. Наш настрой на то, чтобы замечать свои промахи, но никогда не сдаваться.
Газета «Православная вера» №13 (513)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/voprosy-o-dushe-rebenka