Господи, прости, не ведают, что творят. Спрашиваю двух журналистов, которые приехали к нам по своим газетным делам: «А у вас какое отношение к Церкви, к Богу». Отвечает один из них - Гавриил: «Я крещёный, но в храм не хожу, не тянет».
Отвечает с некоторым вызовом, и это понятно, учитывая цель его визита.
Очень часто отступники оправдывают себя тем, что среди церковного клира находятся ещё большие злодеи. Так произошло и с бывшим священником Дионисием Вандышевым, который когда-то бывал в Визябоже, - оказался извращенцем. Именно о его падении Гавриил и приехал пытать меня. Не он один, звонят со всей республики, требуя подробностей, потому что сообщение о взятии Дионисия под стражу прошло по всем федеральным СМИ. Мне даже отключить телефон пришлось.
Многие злорадствуют, получив повод пораспинать Бога, похулить Его священство, очернить православие, епархию и благословенный Визябож. Они забывают, что извращенцем Вандышева сделал мир, а не Церковь, за стенами которой он находился большую часть жизни, в том числе последние годы. Его запретили в служении за другие тяжкие грехи, разве что уголовно не преследуемые. Церковь не смогла спасти его, это правда, но невозможно спасти насильно. Не кающийся грешник наказывается безумием, отпадает от тела Христова, и хотя его продолжают считать христианином, он перестаёт быть таковым, тем более перестаёт быть священником, переходит на сторону мятежников против Бога. Он - ваш, а не наш.
Здесь, в Визябоже, его никто не помнит, здесь течёт другая жизнь, которая никогда не была близка этому человеку - жизнь самоотвержения себя ради других. Чтобы укрепиться, утвердиться в этом, мы хотим создать в Визябоже Воскресенский мужской монастырь - пора готовиться к двухтысячелетию Воскресения Христова. А что касается души грешного узника Дионисия - кто найдёт в себе силы молиться о его спасении, молитесь. Это по-христиански. Кто, будучи крещён, соблазнялся осуждением Церкви и священноначалия - на исповедь, кайтесь. Чтобы семя греха не давало всходов в наших душах, находитесь в трезвении и покаянии, не уподобляясь журналисту Гавриилу, слова которого о том, что он крещён, но отступил от данных обетов, очень меня огорчили.
После разлучения души и тела мы устремляемся в вечность: одни в жизнь вечную, другие - в смерть вечную. Начало этого пути на земле, нужно жить не как хочешь, а как учит Бог и Святая Церковь. А для смерти вечной вот что мир советует: «Один раз живём, набивай житницы свои, ешь, пей, наслаждайся, ты этого достоин». Многие, как евангельский богач, не заметят точки невозврата, когда можно было одуматься, и, подобно этому несчастному, услышат однажды печальные слова Господа: «Безумный, сию ночь душу твою возьмут у тебя...». Многие, не получив обещанных материальных благ и наслаждений, начинают враждовать с Творцом, болеют и вымирают целыми родами, и всё же всегда находятся желающие последовать по этому гибельному пути.
Всё это мне хотелось бы сказать и Гавриилу, но ему некогда, нужно делать «дело»: писать для читателей, донести до них мысли, но не свои и даже не редактора, а диавола - этого заказчика соблазнов. Один наш брат любит играть с кошкой фонариком-указкой. Так и заказчик соблазнов через ТВ, через СМИ играет с нами в душегубительную игру - люди не задаются вопросами: зачем я живу? что Богу от меня надо? почему так трудно строятся отношения с родителями? почему рушится крепость семьи? Вместо этого гоняются за огоньком указки. А указывает дьявол этим фонариком на дела зла.
Наш общий предок - первый человек Адам - ослушался своего Творца, не исполнил легчайшую заповедь: не вкушать плодов с Дерева добра и зла. Вкусил, совершил преступление и не смог исправиться, а стал оправдываться, что, мол, это змей виноват, виновата жена, виноват Господь, Который дал такую супругу. Если водитель автобуса уснёт за рулём и съедет в пропасть, то по вине одного человека пострадают все пассажиры. Так и по вине худого водителя первогрешника Адама пострадало всё человечество, долго выбирается из ущелья.
Чтобы помочь нам, «нас ради человек и нашего ради спасения» сходит с Неба, рождается от Марии Девы, вочеловечивается Спаситель мира и душ наших. Но одни постарались не заметить этого, другие захотели убить Его. Сын Божий выкупает нас у зла, молится за злодеев-распинателей: «Не вмени во грех, не ведают, что творят», снимая с них вину за Свою казнь, уничтожая этим мятеж зла. Своим Телом и Кровью Он соединяет нас с Собой и друг с другом, освобождает от рабства греха. Для спасения Он оставляет нам заповеди Нового Завета: «Возлюби Бога своего и возлюби ближнего своего, как самого себя», а также Церковь со святыми таинствами.
Начало спасения полагает в себе святое крещение. В этом Таинстве батюшка возлагал руки на Гавриила, журналиста, которой пришёл пытать меня, и просил Бога отставить от него ветхую ложь, исполнить его веры, надежды, любви, читал запретительные молитвы: «Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его... духов лжи и всякой нечистоты, действующих по научению диавола». Потом Гавриил или его крёстный за него трижды отрекался от сатаны. Совершалось Таинство миропомазания, сходила на Гавриила благодать Духа Святого, пострижением волос он благословлялся в жизнь вечную...
Но семя греха и после крещения остаётся в человеке. Если он не живёт духовной жизнью, оно прозябает и разрастается. В этом случае человек, даже если руководствуется благими намерениями, творит зло, не может разобраться, что хорошо, а что плохо. Так он становится богоборцем.
Макарий Великий спросил у черепа языческого жреца, есть ли в аду те, кому хуже, чем ему. Последовал ответ, что есть. Это те, кто принял христианство, но так и не стал христианином. Среди таковых и священники, и миряне, и те, кто совершал общепризнанно страшные грехи и кто, глядя на великих грешников, радовался тому, что выглядит на их фоне едва ли не праведником.
Игумен Игнатий (Бакаев)