В непрекращающемся потоке новостей о банкротстве предприятий, росте безработицы, новых больных вирусом Эбола и военных конфликтах информация о закрытии в сицилийском городке Багерия, недалеко от Палермо, музея выдающегося итальянского художника Ренато Гуттузо прошла почти незамеченной.
Вызывает удивление, что об этом сообщили только местные, сицилийские, средства массовой информации, как будто речь идет не об одном из самых известных, с мировым именем, художнике XX века.
Коллекции Музея Ренато Гуттузо расположены в залах величественной виллы Каттолика в городке Багерия, где художник 26 декабря 1911 года появился на свет. С конца XVII века Багерия стала излюбленным местом отдыха сицилийской аристократии, когда здесь, посреди обширных лимоновых плантаций, выросли роскошные летние резиденции. Одной из них была вилла Каттолика, построенная в 1736 году Франческо Бонанно, князем Каттолика и мировым судьей Палермо. Считается, что он специально выбрал для нее положение, доминирующее над округой, чтобы держать под наблюдением соседние виллы. То, что именно на бывшей вилле мирового судьи Палермо в 1973 году открылся музей художника такой яркой социальной направленности, как Ренато Гуттузо, позволяло надеяться, что Сицилия преодолела свою вековую отсталость, зияющую пропасть между богатыми и бедными, и искусство наконец-то станет востребованным всеми. Таковы были надежды художника... Надежды, которым не суждено было сбыться.
Сегодня, когда прошло больше 25 лет после смерти Гуттузо, наблюдается обратный процесс. Сицилия стала одной из первых жертв нынешнего экономического кризиса: условия труда и жизни людей на острове постоянно ухудшаются, а на культуру выделяется все меньше средств.
Основной причиной закрытия музея городская администрация называет его нерентабельность: музей приносит доход 20 тысяч евро в год, тогда как траты на его содержание достигают 480 тысяч.
В силу этого сейчас решается вопрос о том, чтобы перевести коллекцию (а это около 200 картин, рисунков и гравюр мастера) в другое место или доверить управление музеем частным лицам. Приемный сын художника Фабио Карапецца Гуттузо, директор «Архива Гуттузо» в Риме, обратился с открытым письмом к администрации Багерии, с просьбой позаботиться о сохранности работ Гуттузо во время будущих реставрационных работ на вилле Каттолика. Он не исключает возможности затем забрать их в Рим, справедливо считая, что «они должны быть доступны для публики».
Нельзя сказать, что проблема музея Гуттузо стала новостью для местных политиков. Общественность и раньше пыталась привлечь к ней внимание, говоря о необходимости найти новые формы управления музеем, а именно, сделать его жизнь более активной: устраивать выставки совместно с известными европейскими музеями, открыть на вилле книжный магазин и кафетерий, развивать внемузейные просветительские программы. Все это привлекало бы в Багерию больше туристов и помогало бы местной экономике. Но ничего не было сделано, и теперь с горечью можно констатировать, что музею Гуттузо в последнее время катастрофически не везло с руководством.
В отличие от них, людей случайных в искусстве, сам Ренато Гуттузо, добившись всемирной славы, думал о благе родного городка.
Решение подарить ему свои работы, организовать музей на вилле Каттолика, было продиктовано его желанием сделать культурную жизнь Багерии более богатой и интересной.
Родной городок сыграл большую роль в формировании личности художника: именно здесь юный Гуттузо приобщился к живописи через ремесленные искусства - Багерия всегда славилась своими мастерами по росписи знаменитых сицилийских повозок. В 1931 году он переехал в Рим, начав профессиональную карьеру, но никогда не забывал о своей родине. На картинах Гуттузо, поражающих яркими, солнечными красками, неизменно присутствует прекрасный и противоречивый мир Сицилии.
Во время войны Гуттузо активно участвовал в антифашистской борьбе (сохранилась серия его рисунков, посвященная партизанскому движению, которую он сделал чернилами из нелегальных типографий), а в послевоенные годы он посвятил себя социальной тематике и на его картинах все чаще появляются образы добытчиков камня в сицилийском поселке Аспра, рабочих серных копей, швей, крестьян.
С 50-х годов имя Ренато Гуттузо становится широко известным в мире. Его выставки проходят во многих европейских столицах.
В 1961 году ретроспективная экспозиция работ мастера проходит в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. В 1972 году художнику была присуждена Международная Ленинская премия, и Академия художеств СССР организовала еще одну его большую выставку.
Русская тема не раз появляется в творчестве Гуттузо: в 40-х годах он дебютировал как сценограф музыкального театра в постановке оперы И. Стравинского «История солдата», а позже создал сценографию и костюмы к опере «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича.
Близко знавшие Ренато Гуттузо говорят, что он был не только большим художником, но и человеком редкой душевной отзывчивости. Об этом свидетельствует история его преданного секретаря Рокко, запечатленного на многих картинах художника. Гуттузо познакомился с ним в Калабрии, куда выезжал на пленэр, чтобы создать серию рисунков из повседневной жизни рыбаков, одним из которых и был Рокко.
«Ренато позвал его с собой в столицу, изменив его жизнь и избавив от нищеты, - вспоминал близкий друг Гуттузо, художник Марио Торнелло. - Сам Рокко неоднократно отмечал невероятную щедрость мастера, перечислив мне однажды людей, которые стучались в дверь мастерской, чтобы получить в тяжелые моменты какой-нибудь рисунок Ренато, который они тотчас же продавали владельцам галерей, поджидавшим за дверью».
Печально, если имя мастера будет забыто. Гуттузо, умерший 18 января 1987 года в Риме, завещал похоронить себя в Багерии, и сейчас хранящий его прах саркофаг из синего мрамора, созданный другом художника, выдающимся итальянским скульптором Джакомо Манцу, находится в саду виллы Каттолика, откуда открывается изумительный вид на море.
Закрытие Музея Гуттузо, без сомнения, серьезно повлияет на культурный климат Сицилии.
Всех волнует и еще один вопрос: даже если живописные и графические работы художника переедут в Рим, что станет с установленной перед виллой единственной скульптурой мастера «Газетный киоск», а также с находящимися в музее собранием старинных сицилийских повозок и уникальной коллекцией кинематографических плакатов братьев Ло Медико?
http://www.stoletie.ru/kultura/nevostrebovannyj_guttuzo_848.htm