В самый разгар антииммигрантской кампании, наблюдаемой сегодня во многих европейских странах, Рим посетил монсиньор Антуан Аудо, Халдейский католический епископ Алеппо, обратившийся к международной общественности с призывом: «Христиане не хотят покидать Сирию. Помогите нам остаться!»
Во время пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов, он особо подчеркнул: то, что сейчас происходит в Сирии, не имеет никакого отношения к ее традициям, истории и культуре, где на протяжении многих веков христиане и мусульмане жили бок о бок, и в стране никогда не было преследования по религиозным мотивам, но была свобода вероисповедания.
Ситуация, которая на сегодняшний день сложилась в Алеппо, по-настоящему трагична. Город разделен на две части: одна находится под контролем правительственных войск, другая, в основном старая часть, подчинена террористам. Повседневная жизнь его жителей проходит в экстремальных условиях. Почти два месяца в городе нет воды и электричества, он подвергается постоянным обстрелам, так что его жители, особенно по вечерам, не имеют возможности выйти из дома.
В этом положении вещей епископ, не колеблясь, обвиняет международное сообщество, которое медлит с принятием политического решения сирийского вопроса.
А также Турцию, на территории которой формируются и вооружаются террористические банды, которые затем проникают в Сирию.
«Эта война имеет своей целью уничтожение и разделение Сирии в интересах отдельных стран, - уверен он. - Те же самые «стратегические интересы» в прошлом привели к разрушению Ирака и Ливии, а в настоящее время еще и Йемена».
Нетрудно заметить, что нынешняя война в Сирии ведется прежде всего именно против христиан, и многие из них боятся, что их постигнет та же судьба, что и христиан Ирака, которые в 2003 году при впечатляющем молчании мирового сообщества были изгнаны из своих домов. Частично это уже происходит, и самым ярким примером тому может служить именно Алеппо, где до начала войны христианская община насчитывала 150 тысяч человек, а сегодня (хотя это весьма приблизительная цифра) осталось всего около 50 тысяч христиан.
В Италию с начала этого года прибыло 6.546 сирийских беженцев, хотя большинство из них стремится уехать в другие европейские страны, прежде всего в Германию.
Но вряд ли, однако, средний европейский гражданин, знакомый с войной лишь понаслышке и немало уставший от непрекращающегося потока иммигрантов и беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, может в полной мере представить себе, что переживают эти люди, видевшие разрушение своих домов, потерявшие родных, оставившие родину. Сегодня они устремляются в «цивилизованный мир» не столько за лучшим будущим, сколько чтобы избежать верной смерти. В Сирии, например, в одночасье без работы и без средств к существованию осталось много людей с высшим образованием, еще недавно занимавших в обществе привилегированное положение, среди них - врачи, инженеры, адвокаты, предприниматели.
Бомбардировки, убийства, запугивание, похищения стали обыденной реальностью. Среди похищенных, находящихся в руках различных бандитских группировок, много христиан, поскольку целью террористов является именно угрозами и насилием прогнать их из Сирии, чтобы насадить исламский фундаментализм.
В этом году произошло несколько массовых похищений христиан исламскими боевиками.
В феврале были атакованы деревни на северо-востоке страны и около 90 христиан взяты в плен, поскольку отказались снять кресты с церквей и платить террористам унизительную дань.
В августе в окрестностях города Хомс были также похищены 230 гражданских человек (и среди них 60 христиан), которых обвиняют в «сотрудничестве с режимом» Башара Асада.
До сих пор ничего не известно о судьбе двух православных епископов - представителей Антиохийской церкви Павла Язиги и сирийской церкви Григория Ибрахима, - похищенных, предположительно чеченцами, в ночь с 22 на 23 апреля 2013 года, когда они возвращались в Алеппо после гуманитарной миссии на турецко-сирийской границе. Вначале многие надеялись на их быстрое освобождение, но затем в прессе появились сообщения, что «ситуация осложнилась» (возможно, из-за того, что террористические группировки часто передают заложников одна другой, и их следы теряются), и пока никаких конкретных результатов не достигнуто.
Ничего не известно и о судьбе итальянского священника, падре-иезуита Паоло Даль'Ольо, жившегов Сирии с начала 80-х годов и известного тем, что он нашел и восстановил стены монастыря Дейр Мар Муса аль-Хабаши. С началом волны протестов против правительства Башара Асада падре Даль'Ольо горячо поддерживал «революционеров», за что в 2011 году получил предприсание покинуть страну. В 2013 году он самовольно въехал на север Сирии, находившийся под контролем повстанцев, и в ночь с 28 на 29 июля 2013 года был похищен одной из исламских группировок, близких к Аль-Каиде.
В августе того же года появились сообщения о предполагаемой смерти священника недалеко от города Ракка, однако МИД Италии не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные. Однако недавно папа Франциск упомянул его имя в списке религиозных лиц, которых он призывал освободить из плена, и это позволяет надеяться, что падре Даль'Олио, заплативший дорогой ценой за свои заблуждения, может быть, еще жив.
Сирийские христиане обращаются с призывом к Западу: «Перестаньте вооружать террористов!».
Переживая настоящую гуманитарную катастрофу, каждодневный страх за собственную жизнь, рискуя умереть мученической смертью, как это случилось с христианами, распятыми в прошлом году, многие из них все же упрямо отказываются покидать свои дома, поскольку понимают, что если все христиане уедут из Сирии, многовековая христианская история на этой земле закончится навсегда. В Алеппо, несмотря на бомбардировки, открыты некоторые религиозные школы и институты, а на территориях, отвоеванных у террористов, постепенно начинают восстанавливать разрушенные церкви.
Однако этот мир - очень и очень хрупкий. Именно поэтому монсиньор Аудо обратился к правительствам европейских стран с призывом не ограничиваться только гуманитарной помощью и приемом беженцев, но прекратить войну и найти политическое решение по Сирии, которую он назвал «прекрасной страной, в которой есть все, чтобы хорошо жить», но которую, к сожалению, с начала вооруженного конфликта уже покинули миллионы человек.