Пустыня как сад цветущий

0
237
Время на чтение 6 минут

...Дело было полторы тысячи лет назад. Подростка укусил скорпион, и мальчик умер. Что же мать? Она взяла тело ребёнка и понесла его в ближайший монастырь. Принесла, положила возле чьей-то келии и принялась звать на помощь. Сошлись монахи, но, увидев, что мальчик уже мёртв, только развели руками: «Кто же теперь поможет тебе, женщина? Теперь молись только о упокоении его души, а мы присоединим свои молитвы к твоим». - «Нет, - ответила мать. - Я знаю, что вашу молитву Господь слышит и что Он силён воскресить моего сына. Молитесь о его воскресении». Монахи покачали головами: никто не чувствовал в себе столько сил, чтобы своей молитвой воскрешать мертвецов. «Это только старец Иосиф сможет!» - сказал кто-то. «Но старец Иосиф в затворе, - возразили ему. - Он не принимает мирян да и с братией-то не часто общается». Всё же пошли к старцу Иосифу и - вернулись с решительным отказом.

Монахи разбрелись по своим послушаниям, а женщина не захотела сдаваться. Она взяла тело сына, положила его у келии старца Иосифа в такой позе, будто мальчик совершал земной поклон. После этого она постучалась и спряталась. Вышел авва Иосиф, увидел, что кто-то кланяется ему в ноги, и с досадой сказал: «Ну что ты кланяешься мне? Я разве Бог? Встань на ноги и гряди отсюда с миром!» И, послушный приказу святого старца, мальчик ожил, встал на ноги и пошёл.

На этом история не кончается. Мать, конечно, была счастлива, а вот старец сильно опечалился. Он-то старался скрывать от всех, как велика благодать Божия, почивающая на нём: не хотел похвалы от человеков, не хотел, чтобы слава мирская отдалила его от славы небесной. И вот собрался он и покинул любимый монастырь. Монахи, узнав, что осиротели, горько восплакались, особенно скорбел любимый духовный сын старца Иосифа. И через восемь лет кто-то постучался к нему в келию. «Это я, твой авва Иосиф, открой». Ученик открыл дверь, упал к ногам старца и заплакал: «Почему ты оставил меня сиротой на восемь лет? Разве ты не знал, как я страдал без твоей помощи?» И старец ответил: «Я тебя не покидал. Я приходил сюда каждую неделю, чтобы повидать тебя». - «Но я тебя никогда не видел!» И авва Иосиф рассказал своему чаду, что испросил у Бога дар невидимости. Он, оказывается, постоянно бывал в монастыре, молился на Литургии - и даже причащался! - но никто его не видел. Всю ночь авва и ученик говорили о Христе, а когда приблизилось утро, старец улёгся на свою циновку, запечатлел ученика крестом, пожелал ему доброго терпения, простился до встречи в Царствии Небесном, сложил руки на груди и скончался.

Авва этот известен теперь как св.прп. Иосиф Невидимый. А подвизался он в египетской пустыне, в Раифском монастыре. Монастырь этот существует и посейчас - правда, ныне, после многих бед и разрушений, он стал лишь подворьем более крупного Синайского монастыря.

Вы читали «Лествицу» прп.Иоанна Лествичника? Если нет, то это сущее безобразие: «Лествицу» каждый православный должен знать. Многие века она была любимым духовным чтением русских людей, по ней тысячи наших монахов учились восходить к святости. А знаете ли вы, что если бы не Раифский монастырь, то Русь не получила бы этого драгоценного подарка? Именно настоятель Раифского монастыря в древности попросил св.Иоанна (тогда настоятеля Синайского монастыря) изложить в книге свой духовный опыт.

И вот на днях Раифский монастырь прибыл в Санкт-Петербург. Прибыл почти в полном своём составе: из трёх подвизающихся там монахов к нам приехали двое. Один из них - настоятель обители схиархимандрит Арсений - выступил перед посетителями Троицкой православной выставки. Наши петербуржцы задали ему немало вопросов. Вот некоторые из них.

- Знаете ли вы, отче, что в России есть свой Раифский монастырь? Он расположен в Поволжье. Существует ли какое­то общение между двумя Раифскими пустынями?

- Я думаю, что русские монахи назвали свой монастырь Раифским из благоговения перед жизнью египетских отцов-пустынников. К нам приезжали отцы из русского Раифского монастыря. Мы приняли их с великой радостью и великой любовью: они наши братья. Чтобы выразить свою радость, мы даже принялись звонить в колокола, когда они приехали. Надеемся, что и нам удастся посетить эту поволжскую обитель. А вообще я знаю, что многие монастыри называются в честь всемирно известных святынь, - вот хотя бы Новый Иерусалим под Москвой. На Афоне есть местность, которая называется Египет, есть там своя Вифания, свой Вифлеем. Это древний монашеский обычай - заявлять о своём духовном родстве с прославленными подвижниками.

- Какое отношение к Синайскому монастырю и его Раифскому подворью имеет Коптская Христианская Церковь?

- Никакого. Конечно, мы с коптами соседи и стараемся поддерживать с ними человеческие, братские отношения. Но Коптская Церковь - это не православная, а монофизитская Церковь! Мы не можем молиться, а тем более причащаться вместе с ними, потому что у нас разные догматы. Монофизиты неверно исповедуют Христа, и, соответственно, у нас нет и не может быть церковного общения. Но дружественные связи имеются. Мы помогаем им в том, в чём они нуждаются, несколько раз мы ходатайствовали за них на государственном уровне, мы гостеприимствуем их, когда им случается к нам приходить, поздравляем их с праздниками... Но не причащаемся вместе! И соответственно, мы не имеем никаких связей в управлении: они управляются своим патриархом, мы - своим архиепископом.

- В Раифской обители подвизались великие святые. Понятно, что современный человек не может повторить тех подвигов, что совершали древние монахи... Но всё­таки расскажите, как вы подвизаетесь? Как протекает обычный день в вашем монастыре?

- Мы начинаем наше молитвенное правило в 2:30 утра. В этот час ответственный монах - отец Дионисий - звонит в колокол. Сейчас колокол в Раифе не звонит, потому что отец Дионисий вместе с нами в России. Мы встаём на молитву в полтретьего, читаем молитвы в наших кельях, а в 4 часа нас созывают на утреню. Когда служится Литургия (а обычно она служится), мы покидаем храм в полвосьмого. Отдыхаем до девяти, завтракаем - немного творога и сыра. С девяти начинаются наши послушания. Нас всего-то три человека, а нам надо обслуживать весь монастырь. У нас есть ещё четверо служащих и есть, так сказать, бюро. Отец Дионисий идёт в бюро: у него обязанности эконома и ответственного по связям с общественностью. Отец Мелитон трудится на кухне и следит за порядком в монастыре. Я занимаюсь шитьём одежды и приготовлением трапезы. В 12 часов звонит колокол: начинается обед. Мы едим весьма немного. После обеда идём по келиям. Потом - зимою в 4 часа, а летом в полшестого - у нас служится девятый час, вечерня, повечерие с акафистом. Потом некоторые работы до девяти, а если день был тяжёлым, то мы молимся по келиям. Вот и вся наша дневная программа. К сожалению, 24 часа - это очень мало для монастыря: мы не успеваем сделать всё, что хотим. У нас много работы: и церковь, и трапезная, и гостеприимство, и контакты с правительством, с местными властями... И просим ваших молитв, чтобы дал Господь здравия нашему архиепископу Дамиану, удивительному человеку, который по внешнему виду ничем не отличается от простого монаха. У него всегда мир в душе и улыбка на устах. И все местные бедуины называют его владыкой, хотя они и мусульмане. По профессии владыка - врач. У бедуинов есть свой доктор в деревне, но они не верят ему, а верят только владыке. Кстати, и сама Раифская обитель была в своё время названа в честь св.вмч. Георгия именно потому, что мусульмане тоже чтут этого святого и боятся его.

Недавно у нас вышла крупная неприятность. Один египетский офицер, принадлежащий к организации «Братья-Мусульмане», стал угрожать Синайскому монастырю и сделал 72 жалобы в суд, желая изгнать монахов, упразднить обитель, разрушить церкви на вершине Синайской горы, искоренить здесь всё, что связано с христианством, и самое название местности изменить. Вы понимаете, как нам было трудно!.. Но нас выручило то, что наши бедуины пришли на телевидение (хотя мы, отцы, им не дозволяли этого делать). Они сказали так: «Если «Братья-Мусульмане» изгонят монахов, то мы, бедуины, примем православных отцов в наши дома. Пусть они у нас молятся! Мы не допустим, чтобы владыка Дамиан остался без монастыря: он всегда делал добро и нашим детям, и нашим родителям!»

Так что, слава Богу, у нас прекрасное общение с бедуинами: хотя они и мусульмане, но помнят о прежних раифских и синайских отцах, которые действительно были святыми людьми. Дай Бог, чтобы мы оказались достойны древних отцов - как и воспринимают нас нынешние бедуины, - чтобы мы следовали цели монашества, которая состоит в святости. Вот в чём цель монашества: не в красоте монастырей, не в колоколах, не в прекрасных одеяниях - и даже не в служении Литургии!.. В конечном счёте, цель монашества - это святость. Дай Бог нам всем её достичь.

Алексей БАКУЛИН

Паломники могут приехать в обитель только на один день: самостоятельно (на автобусе или такси) или с экскурсией, которую предлагают в любом египетском отеле.

Адрес обители: Греческий православный монастырь св.вмч. Георгия Победоносца, город Эль-Тор, провинция Южный Синай, Египет. Saint Georgy greek monastery, El Tour, South Sinay, Egypt.

http://pravpiter.ru/pspb/n271/ta011.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Анатольевич Бакулин
Кто-то должен шагнуть из окопа первым
Рецензия на книгу Б.А. Орлова «Добро и зло»
04.09.2023
Русский мир – это мы с вами
Слово русского писателя
22.06.2022
Все статьи Алексей Анатольевич Бакулин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06