Вся жизнь - один чудесный миг

0
207
Время на чтение 7 минут

Известному петербургскому пастырю, настоятелю храма во имя свв.первоверховных апп.Петра и Павла в Шуваловском парке архимандриту Нектарию (Головкину), исполнилось 60 лет, а также 30 лет его иерейского служения. Сегодня о.Нектарий - наш гость.. А родился о.Нектарий (в миру Николай Иванович Головкин) в 1954 году в посёлке Карманово Смоленской области, который расположился на берегу р.Яузы. Детство было трудное: четверо детей у родителей, а время голодное, послевоенное. Зарплаты у отца с матерью были маленькие, так что приходилось и детям подрабатывать. Николай перево­зил в лодке с берега на берег людей весной, когда ледоход сносил кладьи - так назывался небольшой мост через реку. Силёнок у Николая было маловато, поэтому пассажиры сами нередко садились за вёсла. Эхо войны коснулось Николая и другим, страшным образом. Когда ему исполнилось шесть лет, нашёл он в поле гранату-лимонку, выдернул кольцо, а гранату зажал в руке. Недалеко в поле стоял самолёт-«кукурузник», мальчик влез в кабину и, разжав ладонь, показал находку лётчику. Тот не растерялся, схватил гранату и зашвырнул подальше, раздался взрыв... Так Господь уберёг маленького Николая от неминуемой гибели... А о том, как сложилась жизнь мальчика дальше, батюшка расскажет сам.

- Закончив школу, я служил в ракетных войсках Советской армии в Монголии. Вернувшись, жил как все, в 1975 году женился... Мне было 25 лет, когда я сказал себе: «Всё, больше я не могу и не хочу жить по-прежнему. Хочу учиться в семинарии и служить Богу». А о вере я узнал от моей бабушки Ани - у неё была старая Библия, которую она читала и берегла, как безценное сокровище. Осуществить мою мечту о служении Господу было не так-то легко - время-то было советское, богоборческое. К тому же у меня была семья - жена Елена и двое детей. Когда я сообщил о своём решении, тесть решительно воспротивился, напоминая, какие трудности ожидают семью, в том числе и материальные. Но я услышал тихий зов Господа, и уже ничто не могло меня остановить - я поступил в семинарию. А поскольку поступил сразу во второй класс, экзамены за первый сдавал потом экстерном. А трудности и впрямь не заставили себя ждать. Слава Богу, у нас были кое-какие сбережения, которые при весьма скромных наших жизненных потребностях помогли протянуть несколько месяцев. А с приходом зимы я устроился работать дворником. В четыре часа утра - подъём, шёл расчищать снег во дворе, потом душ - и бегом в семинарию, занятия начинались в восемь часов утра. Тесть смирился, но всё допытывался, что главнее всего в жизни. «Да что же тут непонятного? - отвечал я. - Если мы признаём Иисуса Христа как Сына Божия и верим в Него - значит, мы должны доверять Ему и Его Промыслу о нас. А ещё Бог хочет видеть добрых, совершенных людей. «Будьте совершенны, как  совершен  Отец ваш Небесный» (Мф.5,48), - говорит Иисус. Да весь текст Евангелия, если внимательно читать, говорит нам о том, чтобы мы соблюдали заповеди Божии, любили Господа и своих близких, как самих себя, каялись в грехах». Такие беседы - о Боге и вере - случались потом не раз.

В 1984 году я был рукоположен в диаконы, а через год, когда я закончил четвёртый класс семинарии, митрополит Антоний рукоположил меня в иереи и направил служить в Покровский храм с.Борисово Новгородской области. Трудно передать радость, которая переполняла мою душу: свершилось, я буду служить Богу и людям, а всё земное ничтожно и малозначаще. Поначалу я ездил в Борисово на службы из Ленинграда, а под Рождество решили с матушкой перебраться туда жить. Наступило лето, и я задумался о ремонте храма. И то сказать: балки пола сгнили, стены все в копоти, да и иконостас не мешало бы переделать. Правда, уполномоченный по делам религии строго предупредил: «У нас в области ни один храм не реставрируется, и ты ничего в церкви не переделывай. Крестный ход совершать можно только раз в году. В священническом облачении вне храма не показываться. На кладбище панихиды не служить. А случится причащать больных на дому - смотри, чтобы только вы вдвоём были. О религии и Боге с сельчанами не заговаривать. В храме проповедовать только то, что будешь читать в Евангелии, - никаких посторонних разговоров». Спорить было безполезно, но и выполнять эти требования я не собирался. И когда наступила Димитриевская родительская суббота, я, сказав себе: «Будь что будет, на всё воля Божия», отправился на сельское кладбище служить панихиду по павшим за Родину воинам.

А когда из соседнего села приехали в гости о.Василий и псаломщик Алексий, я попросил их помочь мне оторвать несколько гнилых досок половых. Мы дружно взялись за лом и топоры и не только сняли все старые доски, но и настелили новый пол. Дальше надо было покрасить купол, но леса строить было не по средствам. Что ж, голь на выдумки хитра: из окна в окно перекинули бревно, привесили к нему бочку на верёвке, и в этой бочке, раскачиваясь, Алексей летал от одной стенки купола к другой, успевая сделать кистью на длинной палке мазок. Вот было зрелище: летает псаломщик в бочке в храме и красит купол! Со временем удалось и забор вокруг храма поставить, и иконостас новый с позолоченными Царскими вратами справить.

Лето в тот год выдалось жарким, земля трескалась от зноя, на полях все посадки увяли и пожелтели. Старушки-прихожанки стали просить меня отслужить Акафист пророку Илии. Что делать? Не чувствовал я в себе такой силы веры, чтобы вот так просить у Бога дождя... Ну, собрались бабушки в храме и вместе со мной на коленях перед старинной иконой пророка Илии горячо, многие со слезами на глазах, молили Господа о ниспослании дождя. Господь всегда даёт людям по вере их. Часа в четыре пополудни на горизонте появилось тёмное пятнышко и стало двигаться к селу. Тучка была небольшая, но ливень был знатный, он напитал живительной влагой посевы. «Хвала Богу, - подумал я. - Если так велика вера в наших бабушках - вымолят они и Россию».

Вскоре меня перевели служить в тихвинский храм «Крылечко», что является надвратным храмом Успенского монастыря, затем я был переведён в Александро-Невский храм в Парголове, где прослужил два года. В те годы много людей шли креститься, в том числе и молодёжь. После десятилетий духовного голода народ открывал для себя Бога. Тогда я решил открыть при храме, по сути, подпольную воскресную школу для детей и взрослых - школ не было тогда ещё ни в одном храме города, их разрешили открывать только после 1990 года. Поэтому к нам шли разные люди - от старшеклассников до профессоров университета. А однажды меня пригласили даже в общеобразовательную школу, выступить перед десятиклассниками. Как я волновался! Но завуч потом сказала, что она впервые за многие годы присутствовала на уроке, где дети не издали ни единого звука, боясь упустить хоть слово.

Летом 1989 года мы с матушкой и детьми поехали отдохнуть в Шуваловский парк. И вот, прогуливаясь по его тенистым аллеям, набрели на необычное прямоугольное сооружение. Не сразу поняли мы, что это церковь, так как храм в честь свв.апостолов Петра и Павла, а это был именно он, был построен в 1830-1840­е годы в готическом стиле. Архитектор А.П.Брюллов как раз в 1829 году вернулся из-за границы на Родину, полный творческих планов, и его-то и пригласила Варвара Петровна, вдова графа Павла Шувалова, строить храм на искусственно насыпанном холме... Прошло несколько дней после той памятной прогулки, а чудный храм, покинутый людьми и разрушающийся, не выходил у меня из головы. Помолившись, поехал я в епархию просить владыку Иоанна (Снычёва), чтобы назначил меня восстанавливать этот храм. Так я стал настоятелем Петропавловского храма в Шувалове, который представлял собой, смело можно сказать, развалины. После уборки мусора и некоторых строительных работ мы совершили первую службу - это была Всенощная в ночь под Рождество 1990 года.  В том же году закончил я Ленинградскую Духовную Академию.

Ныне храм полностью восстановлен, и у нас находятся частицы мощей свв.апп.Петра и Павла, Свт.Николая Чудотворца, икона прп.Серафима Саровского с частичкой мантии, освящённая в день его прославления в 1903 году.

В ноябре я получил приглашение поехать делегатом в Москву на учредительный съезд Союза русского народа, который возглавлял известный скульптор В.Клыков. На съезде дали слово и мне. Я говорил о том, что казалось мне на тот момент самым важным, - о духовно-патриотическом воспитании молодёжи, о необходимости поднятия сельского хозяйства, ибо налицо была продовольственная зависимость нашего государства, о всемерной помощи тем, кто желает уехать жить в сёла и деревни. Увы, мало кто обратил тогда внимание на мои слова... Также я, будучи председателем общественной организации «Комитет защиты русской культуры», проводил различные конференции и форумы. Комитет защиты русской культуры, учреждённый по благословению владыки Иоанна (Снычёва),  возник как орган противодействия развалу государственности, начавшемуся в 1990­х годах, должен был оградить русскую культуру от проникновения всяческой бесовщины. Что я имею в виду? Ну, например, современные театральные деятели создают постановки по русским классикам, но добавляют в них нецензурную лексику или приписывают героям противоестественные наклонности. Такие прочтения классики неприемлемы, губят нашу культуру, растлевают души. В комитет входили доктора наук, профессора, деятели культуры. Комитет разрабатывал и подавал в Госдуму различные законопроекты.

В 2009 году я овдовел... и через год после смерти моей Алёнушки решил принять монашеский постриг: для русской культуры традиционен уход вдового священника в монашество. Митрополит Владимир благословил меня, и тогда я обратился к наместнику Александро-Невской Лавры владыке Назарию с просьбой принять меня в члены монашеской братии. Владыка Назарий, проверив серьёзность моего решения, совершил постриг с наречением иноческого имени в честь прп.Нектария Оптинского. Монах должен стремиться к уединению, и слава Богу, что я продолжаю служить в уединённом храме свв.апп.Петра и Павла в Шуваловском парке.

И дома и в храме молюсь я о многострадальной нашей России.

Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург» и читатели от всей души поздравляют замечательного батюшку давнего друга редакции архимандрита Нектария (Головкина) с 60-летием. Желаем крепкого здоровья, многих лет жизни и помощи Божией в Вашем служении на благо Отечеству и Русской Православной Церкви.

http://pravpiter.ru/pspb/n271/ta006.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Нектарий (Головкин)
Семья – основа русского общества
8 июля - память свв.блгвв.кнн.Петра и Февронии
07.07.2024
«Мистически Господь охраняет всех нас»
О невозможности заразиться коронавирусом через Таинства
10.03.2020
«Главное не в стенах, а в молитве…»
Начались богослужения в храме свв.Петра и Февронии Муромских в Петергофе
22.10.2019
Все статьи Архимандрит Нектарий (Головкин)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06