Зависть

0
303
Время на чтение 5 минут
Протоиерей Александр Федосеев: Зависть

Совсем недавно я подвергся клеветническим нападкам и необоснованной критике. Размышляя о возможных причинах этого случая, я пришел к мысли о зависти. Именно зависть часто толкает людей на совершение не лучших поступков, становится в них источником злого умысла. К сожалению, не всегда человек отдает себе отчет в том, что толкает его на совершение того или иного злого поступка, особенно если дело касается зависти.

Современный мир с каждым днем все больше и больше теряет очень важную составляющую нравственного общества - внутреннюю мораль. Теряют свое значение такие наиважнейшие понятия как Бог, Его воля и грех. Грех уже стал неотъемлемой частью жизни многих людей, в их желаниях и поступках превалирует греховное стремление. Меньше всего люди стали предавать значение греху зависти - это греховное чувство чаще всего классифицируется нормальной реакцией на успешность другого. Тот факт, что зависть - это грех и непосредственное нарушение Божьего Закона очевиден уже далеко не всем. Поэтому необходимо разобраться, что же такое зависть, в чем ее греховность и что святые отцы говорят о ней.

Со времен Адамова грехопадения человеческая сущность перестала быть идеальной, какой ее создал Бог. Непосредственное познание греха сделало человеческую природу удобоприклонной ко греху: нам легче отказаться от воли Божией, чем соблюдать ее. Именно склонность ко греху явилась причиной необходимости четкого разграничения: что есть грех, а что доброе дело. Пребывая во грехе, не зная Бога, человечество постоянно забывало кто такой Создатель и что значит творить волю Божию. Из Священного Писания мы знаем, к чему искаженная грехом человеческая сущность привела людей: это и Всемирный потоп, и Вавилонская башня, и Содом и Гоморра.

Безусловно, Господь через пророков постоянно взывал к своему народу, но праведников были единицы: огромные города Содом и Гоморра могли быть помилованы ради десяти праведников - но и их не нашлось среди покалеченного грехом человечества. И тогда Господь дает всему миру Десять Заповедей, 10 установлений, точно характеризующих грех и позволяющих понять, что есть воля Божия.

«Человеку даны в духе сознание и свобода, но не затем, чтобы он зазнавался и своевольничал, а затем, чтобы осознав, что все имеет от Бога и для того, чтобы жить в Боге, все свободно и сознательно направлял к сей единой цели», - писал святитель Феофан Затворник.

Все мы знаем Десять Заповедей, но сегодня хотелось бы остановиться на последней, Десятой Заповеди: «Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». Если коротко - не завидуй.

Грех зависти есть прямое следствие другого греха - гордыни. Завидующий другому человек считает себя ничуть не хуже, а чаще даже лучше того, кому завидует, и поэтому считает, что также заслуживает объекта зависти: будь то материальные блага, успешность, семейное благополучие, уважение или даже набожность. Любое качество, особенно положительное, вызывает зависть у гордеца, считающего себя в этом случае в чем-то ограниченным, поэтому первопричиной зависти является гордость. Об этом писал святой Василий Великий:

«Гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был выше его и был в благополучии, поэтому негодует о возвышении его. Смиренный человек завидовать не может, ибо видит и сознает свое недостоинство, прочих же признает более достойными. Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, завидовал он Богу и был свержен с неба. Не довольствовался первый человек Адам тем, что был в раю, хотелось ему быть «яко бози», и был изгнан из рая. Зависть породила причину первого человекоубийства, а потом и Богоубийства. По зависти Каин убил Авеля, братья продали Иосифа в Египет, Саул искал убить Давида, книжники и фарисеи распяли Господа Иисуса Христа».

В словах святителя мы видим конкретные отсылки не только к источнику зависти, но и к последствиям этого греха. Самое страшное для нас заключается в том, что именно зависть стала первопричиной ужасающего поступка иудейских старейшин - распятия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. История знает немало примеров, когда зависть становилась камнем преткновения для многих правителей и военачальников, зависть убивала людей и рушила города и страны - настолько пагубны последствия этого греха!

Причем снедаемый завистью человек находиться в постоянной борьбе с самим собой, поскольку зависть доставляет ему мучения, от которых он зачастую не в состоянии избавиться, не искоренив сам грех. Таким образом, зависть становится источником постоянных душевных терзаний, что выливается в общее подавленное состояние и может даже привести ко греху уныния. Святитель Тихон Задонский писал о зависти:

«Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя мнимая, сласть есть, а завистливый грешит, купно и мучится».

Первым средством для борьбы с завистью, как и с любым другим грехом, является ее осознание. Только обратившись внутрь себя, устремив свой духовный взор в глубины собственной души, можно узреть истинный корень любого греха, в том числе и зависти. Поэтому чтобы бороться с завистью, мы должны постоянно спрашивать свою совесть о праведности дел наших, а чтобы наша совесть пребывала в трезвении духовном и могла бы быть истинным Законом Божиим в нас, нам следует прибегать к покаянию. Как мы можем просить у Бога помощи для осознания собственных грехов? Через молитву мытаря: «Боже, буди милостив мне, грешнику!» Осознание собственной греховности очень важно для всякого православного христианина, о чем свидетельствует Святитель Игнатий Брянчанинов:

«Лучше грешник, осознающий себя грешником, чем праведник, осознающий себя праведником».

Очень важно помнить, что пресекать в себе грех зависти необходимо, чтобы он не перерос в нечто худшее. Чаще всего завистник в течении некоторого небольшого времени лелеет свое самомнение мыслью о собственном достоинстве объекта зависти и осуждает человека, которому завидует, якобы ни за что получившем такие блага. Но если не осуждать в себе этих чувств, то зависть из иногда тревожащей пагубы может перерасти в настоящую страсть, ежедневно и ежеминутно наносящую новые раны изъязвленной грехом душе. Каковы плоды этой страсти? Об этом писал преподобный Амвросий Оптинский:

«Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Но самое важное заключается в том, что завистник совершенно забывает о Божием Промысле. По свидетельству Священного Писания Господь знает, что нам необходимо в нашей земной жизни и, как любящий Отец, всегда подает нам необходимое - об этом говорил сам Христос:

«Не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся: душа больши есть пищи, и тело одежды. Ваш же Отец весть, яко требуете сих. Обаче ищите царствия Божия, и сия вся приложатся вам (Лука, 12)».

Господь не оставляет нас во всей нашей жизни, но нужно проявить терпение и научиться не идти на поводу у своих желаний - в отличие от нас, Бог знает, что для нас действительно лучше, и подает необходимое точно тогда и таким образом, как нам лучше. Удобопреклонность ко греху, которой подвержена всякая человеческая природа, нередко становиться источником ложных желаний, а не получая просимого легко впасть в грех зависти. Поэтому так важно следовать словам Христа и в первую очередь стремиться в Царствие Небесное и желать вечной жизни. Исполняющий волю Божью уже здесь, на земле, получает свою награду, нужно лишь не забывать, что завидовать - это идти наперекор Божьей воле и сознательно лишать себя не только Небесного Иерусалима, но и земной награды.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

http://sozidatel.org/articles/obchestvo/5431-protoierey-aleksandr-fedoseev-zavist.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Федосеев
Все статьи Протоиерей Александр Федосеев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06