Малоизвестный период биографии Антония Печерского

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
244
Время на чтение 12 минут

Преподобный Антоний Печерский является одной из самых интересных личностей раннего периода истории Русской Православной Церкви. Нельзя отрицать тот важный вклад, который он внес в будущее Церкви. В связи с этим изучение жизни святого не может не представлять интереса для современных исследователей. В данной статье Тулянов Владислав Андреевич делает попытку восстановить ход событий в один из малоизученных периодов жизни подвижника: до возвращения его на Русь со святой горы Афон. Одной из самых важных и интересных личностей ранней истории Русской Православной Церкви по праву считается преподобный Антоний Печерский. Он был одним из основателей русского монашества, основоположником Киево-Печерского монастыря - первого на Руси монастыря, основанного без участия великого киевского князя, т.е. не ктиторского, - а также учителем преподобного Феодосия Печерского. Последнего можно с уверенностью назвать одной из ключевых фигур всей истории Русской Православной Церкви.

В лице Феодосия Печерского Русь на многие столетия получила свой идеал святости, которому следовали ещё во времена Сергия Радонежского. Сколь бы ни возникало новых монашеских школ и направлений, но все они оставались верны заветам святого Феодосия Печерского. Житие же, написанное Нестором, вообще стало образцом всей русской агиографии[i]. По-видимому, именно Антоний Печерский сыграл важнейшую роль в жизни преподобного Феодосия. Его советы и наставления помогли Феодосию Печерскому достигнуть того образа, который Г.П. Федотов справедливо называет идеалом русского святого.

Именно из-за этой, безусловно, важной роли, сыгранной Антонием Печерским в жизни преподобного Феодосия и, вместе с этим, во всей истории Русской Церкви, требуется дальнейшее изучение его жизни, в которой до сих пор немало «белых пятен». В этой статье мы и постараемся прояснить один из малоизученных периодов биографии преподобного Антония Печерского. А именно начальный период жизни святого до возвращения на Русь со Святой горы Афон.

Древнерусские летописи содержат крайне скудную информацию о детстве, юности и происхождении Антония Печерского, или точнее - человека, который позднее будет пострижен в монахи под этим именем. Летописец Переяславля-Суздальского, поздний и очень ненадежный источник, даёт нам мирское имя Антония - Антипа[ii]. Однако к этому следует относиться с известной долей осторожности из-за своеобразия источника. Единственное, что мы знаем точно, это то, что Антоний был «от града Любча»[iii]. Видимо, услышав от местного священника, скорее всего, греческого или южнославянского происхождения, о византийских монастырях, «он же оустремися вь Святую Гору ити»[iv].

Далее летописец приводит сведения о деятельности Антония уже на Афонской горе: «виде ту манастырь сущи и обиходивъ, възлюбивъ чернечьскый образ»[v]. Первым, на чем стоит заострить внимание, является то, что Антоний, уже будучи на Афоне, полюбил монашеский образ. По-видимому, он ехал туда как паломник, а не изначально как желающий постричься в монахи, затем следует учесть, что Антоний увидел и обошел если не все афонские монастыри, то, вполне вероятно, большую их часть («обиходивъ» в летописи - имеется в виду, видимо, именно это). Очень важно понять, что Антоний мог там увидеть.

По ранней истории Афона достаточно мало источников. По большей части это агиографическая литература. Средневековые хронисты, в свою очередь, крайне мало времени уделили Святой горе до Афанасия Афонского, её реформатора. Долгое время гора Афон была пристанищем отдельных монахов-отшельников. В житии Афанасия Афонского говорится, что когда святой прибыл на Афон, то «он посетил многих отшельников и, при посещении их, видя чрезвычайно строгое их житие, дивился им»[vi]. Далее житие описывает жизнь отшельников на Афоне: «не возделывали земли, не торговали, не имели никакого телеснаго попечения, не держали рабочего скота, не строили для себя даже келий; ...пищею для них были только каштаны и другие подобные плоды»[vii]. Таким образом, на Афоне существовала некая группа обособленно живущих монахов-отшельников, а организованных монастырей не было вовсе[viii].

Такое бессистемное положение дел у афонских монахов во второй половине X века несколько исправил уже упомянутый святой Афанасий Афонский. Он ввел на Афоне общежитийный устав. Большая часть монахов была организована в несколько монастырей, которые находились под патронатом главного монастыря - Лавры святого Афанасия, или Великой Лавры. Был создан обязательный для всех устав[ix], отклонение от которого пресекалось.

Итак, по всей видимости, Антоний Печерский попал на Афон после проведения общежитийной реформы святого Афанасия и утверждения Афонского общежитийного устава. Если мы обратимся к самому уставу афонских монастырей, то сможем предположить, как жил и что делал Антоний на горе Афон. Статья 3 устава гласит следующее: «всем приходящим к нам и обещающим постричься в монашество надлежит искать приема у всех игуменов и отнюдь не помещаться вне духовного приюта. Не должно постригать их скоро, доколе они не навыкнут в монашеском житии, соблюдая монашеский канон в течении целого года, и доколе не докажут непоколебимой твердости своего намерения. Но после такого искуса, по рассуждению игумена, пусть они облекутся в иноческий образ»[x].

Согласуясь с этой статьей устава, мы вполне можем предположить, что Антоний, прибыв на Афон, ознакомился со всеми местными правилами, понял устройство византийского монашества, после чего стал «искать приема у всех игуменов», чтобы получить разрешение самому стать монахом. Так, видимо, продолжалось в течение целого года. Успешно выдержав это испытание, Антоний «приде в манастырь ту и оумоли игумена того дабы на нь възложилъ образ мнишьскыи»[xi]. И в этом монастыре, «по рассуждению игумена», Антоний был пострижен в монахи.

Ипатьевская летопись сохранила для нас весьма любопытную фразу: «и приде въ единъ манастырь от сущихъ ту манастыревъ и моли игоумена того да бы на нь възложилъ образъ мнискыи»[xii]. Ещё во время жизни самого Афанасия его Лавра считалась первой и главнейшей на всем Афоне. Скорее всего, под «единым монастырем от всех сущих» подразумевалась именно Лавра. Все монастыри, основанные после общежитийной реформы на Афоне, были построены по образцу Лавры святого Афанасия и, видимо, считали её главнейшей. Помимо этого, в самом уставе есть статьи, напрямую указывающие на первоочередное положение Лавры среди остальных афонских монастырей[xiii]. Однако, даже если Антоний был пострижен не в Лавре, а в другом афонском монастыре - этот монастырь, скорее всего, был общежитийным.

Итак, исходя из обрывочных сведений летописи и афонского устава, мы предположили, что Антоний Печерский объездил все афонские монастыри (или большую их часть), в итоге был пострижен в одном из общежитийных монастырей Святой горы, возможно, в Лавре св. Афанасия. Таким образом, Антоний, будучи пострижен в общежитийном монастыре и проведя там какое-то время, приобщился идее о совместном проживании братии монастыря, чем он уже позднее поделится с преподобным Феодосием Печерским. Последний же воплотит эту идею в Печерской обители. Однако появляется новый вопрос: как тогда быть с тем, что Антоний в итоге оказался в пещерке под Киевом, живя как монах-отшельник?

Если внимательно взглянуть на устав святого Афанасия, то статья 10 допускает в общежитийном монастыре возможность отшельничества («тем послушникам, которые посредством упражнения в добродетелях успели сделаться духовными и подвижниками и которые от игуменов их признаны способными вступить на поприще безмолвия, таковым и мы соизволяем и соблаговоляем жить наедине и подвизаться по изволению и присуждению их игуменов»)[xiv]. Возможно, Антоний прожил на Афоне некоторое время, потом же, в согласии с уставом, начал «подвизаться» отдельно от братии. В то же время в летописи сказано, что игумен «его постриже и нарекъ имя ему Антонии, наказавъ его и наоучивъ чернечьскому образу, и реч ему иди на Русь опять»[xv]. Но каковы же причины того, что Антоний был отправлен на Русь, а не оставлен на Афоне в уединенной пещере в горах? Ответ, скорее всего, кроется в политических отношениях Руси и Византийской империи в этот период. Вся история поездки преподобного Антония на Афон и его возвращения на Русь записана под 1051 г. Однако, ясно видно, что такое количество событий не могло совершиться всего за один год. По-видимому, летописец знал только то, что Антоний Печерский поселился в пещере Иллариона в 1051 г., а все остальные события у него остались не датированными и просто вписанными в летописную статью под этим годом. Постараемся примерно датировать возвращение Антония Печерского на Русь и ответить на вопрос, почему это случилось.

В 1043 году, как нам сообщает Повесть Временных Лет (ПВЛ), «посла Ярославъ сына своего Володимера на грькы»[xvi]. Этот поход окончился полной неудачей: часть русского флота попала в шторм, сухопутная рать воеводы Вышаты потерпела поражение, а сам воевода был ослеплен. Военное вторжение русских войск, пусть и неудачное, было вызвано всплеском национального чувства у греков, что повлекло за собой крайне негативное отношение к русским, находившимся в Византии[xvii]. Скорее всего, именно это и вызвало возвращение Антония обратно на Русь. Таким образом, возвращение Антония на Русь стоит датировать началом или серединой 40-х гг. XI в.

Летопись дает нам только одну, видимо, точную дату. Это 1051 г., когда Илларион стал митрополитом, а преподобный Антоний поселился в его опустевшей пещере близ Киева. В связи с этим возникает новый вопрос: где был преподобный Антоний с момента прибытия на Русь около середины 40-х гг. до 1051 г.?

ПВЛ дает нам основания ответить на этот вопрос. Летописец пишет: «Антоний же приде къ Кыеву, и мышляше кде житии, и походи по манастыремъ, и не возлюби... и поча ходити по дебремъ и по горамъ»[xviii]. Таким образом, после прибытия на Русь Антоний хотел поселиться в одном из киевских монастырей. В летописи под 1037 г. мы находим упоминание о строительстве в Киеве двух монастырей: «... посемъ святаго Георгия манастырь и святыя Ирины и при семь нача вера хсьяньска плодитися и расширяти и черноризьци почаша множитися»[xix]. Имена небесных покровителей этих монастырей были выбраны, видимо, не случайно: крестильное имя великого князя Ярослава было Георгий, а великой княгини Ингегерды - Ирина. Таким образом, первые киевские монастыри были ктиторскими, основанными по велению светского правителя - великого князя Ярослава Мудрого.

Есть основания полагать, что монастыри Георгия и Ирины в Киеве в нравственном отношении далеко отстояли от афонских монастырей, к которым привык преподобный Антоний. Приведем пример из жития святого Феодосия Печерского: «Придя туда (в Киев - Т.В.), обошел он (Феодосий Печерский - Т.В.) все монастыри (видимо, включая монастыри святого Георгия и святой Ирины - Т.В.), желая постричься в монахи и упрашивая принять его. Но там, увидев простодушного отрока в бедной одежде, не соглашались его принять»[xx]. Исследователи справедливо замечают: «что представляли собой обители, где на одну из добродетелей монашества (нестяжание) смотрели с презрением?»[xxi].

По-видимому, когда Антоний вернулся с горы Афон, с ним случилось то же самое, что через несколько лет случится с преподобным Феодосием - его не приняли в киевском монастыре из-за бедности. Видимо, тогда он отправился странствовать по окрестностям Киева. Так продолжалось до 1051 г., когда он поселился в пещере Иллариона. Именно там его и нашел будущий ученик Феодосий.

Итак, в этой статье мы постарались восстановить малоизвестный период биографии преподобного Антония Печерского, а также примерно продатировали его возвращение на Русь со Святой горы Афон. Помимо этого мы предположили, что Антоний Печерский для Руси стал первым носителем идеи об истинно монашеском общежитийном монастыре, принесенной им с Афона. Преподобный Антоний, будучи учителем Феодосия Печерского, привил последнему идеал общежитийного монашества, который впоследствии Феодосий, видимо, воплотил в жизнь. В жизни Антония Печерского по-прежнему остается множество неизвестных событий, которые требуют изучения.



[i] Федотов Г. Святые древней Руси. - М.: Московский рабочий, 1990. - с. 25.

[ii] Летописец Переяславля-Суздальского. - М.: Университетская типография, 1851. - с. 45.

[iii] ПСРЛ. Т.2. Летопись по Ипатскому списку. - СпБ., 1871. - с. 110.

[iv] Там же.

[v] ПСРЛ. Т.1. Лаврентьевская летопись. - Л.: Издательство АН СССР, 1926-28г. - с. 157.

[vi] Афонский патерик или жизнеописание святых, в святой афонской горе просиявших. - 2 том - М.: типография Ефимова, 1897. - с. 14.

[vii] Там же.

[viii] Еп. Порфирий (Успенский) История Афона. - 1 том. - М.: Даръ, 2007. - с. 355.

[ix] Устав святого Афанасия Афонского был переписан и опубликован во второй половине XIX в. епископом чигиринским Порфирием (Успенским), который совершил несколько поездок на Афон.

[x] Устав афонский//Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. - с. 389.

[xi] ПСРЛ. Т.1 - с. 157.

[xii] ПСРЛ. Т.2 - с. 110.

[xiii] Статья 23: «И о волах постановляем: не держать их никому из игуменов; только одной Великой Лавре дозволяется иметь пару для необходимой замески хлеба...». Не имея своих волов, другие монастыри оказывались в экономической зависимости от Лавры святого Афанасия.

[xiv] Устав афонский//Еп. Порфирий (Успенский). История Афона. - с. 391.

[xv] ПСРЛ. Т.1 - с. 157.

[xvi] Там же. - с. 155.

[xvii] Литаврин Г.Г. Внутренняя и внешняя политика Византии во второй половине X-первой четверти XIв.//История Византии (под ред. Сказкина С.Д.) - М.: Наука, 1967. - с. 215.

[xviii] ПСРЛ. Т.2 - с. 110.

[xix] ПСРЛ. Т.1 - с. 152.

[xx] Житие Феодосия, пер. Творогов О.В. (цитируется по электронной публикации с сайта Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН). http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4872 (свободный).

[xxi] Болхова М.И. Монастыри на Руси XI- середины XIVв.//Монашество и монастыри в России XI-XX вв.: исторические очерки - М.: Наука, 2002. - с. 28.

http://www.bogoslov.ru/text/4132138.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Андреевич Тулянов
Все статьи Владислав Андреевич Тулянов
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06