Выступая 12 мая в Будапеште, Орбан в крайне резких тонах высказался о положении соплеменников в «незалежной». «Ситуация, в которой оказались 200 тысяч этнических венгров, проживающих на Украине, делает этот вопрос актуальным. Венгерская община должна иметь двойное гражданство, все общественные права, а также должна получить возможность самоуправления. Этого мы ждём от новой Украины», - сказал глава венгерского правительства.
Реакция МИД Украины не заставила себя долго ждать: во внешнеполитическое ведомство вызвали венгерского посла. Ещё бы - ведь Орбан фактически потребовал пересмотреть унитарное устройство государства, за которое так держатся нынешние хозяева киевских властных кабинетов. Однако слова, прозвучавшие из Будапешта, лишний раз напомнили, что построить Украину на необандеровской основе в нынешних границах крайне трудно. И недовольны воинствующим национализмом не только русскоязычные жители Юго-Востока.
Наследие былых времён
Согласно переписи населения Украины 2001 года, в стране насчитывается более 150 тысяч венгров, живущих почти исключительно в Закарпатье (12% населения региона), возле границы со своей этнической родиной. Они составляют порядка 90% населения Береговского района, свыше трети - в Ужгородском, более четверти - в Виноградовском, свыше 10% - в Мукачевском районах. Сам Орбан привёл цифру в 200 тысяч - так что нельзя исключать, что на самом деле процент венгров в крае несколько выше, чем рисовала украинская статистика.
Мадьяры появились на территории нынешней самой западной области Украины ещё в 896 году, совершив переход через Карпаты. В XI веке венгерские короли подчинили себе все земли Киевской Руси, лежавшие за карпатскими горами. С тех пор судьба Закарпатья на долгие годы оказалась связана с Венгерским королевством. Вместе с ним оно входило в состав Австрийской империи, а с 1867 года - в венгерскую часть Австро-Венгрии (Транслейтанию). Все века здесь преобладало восточнославянское население, однако и мадьяры имелись.
В 1918 году Австро-Венгрия по итогам Первой мировой войны потерпела крах и развалилась.
4 июня 1920 года был подписан Трианонский договор, резко урезавший границы территории, подчиняющейся Будапешту. Тем самым миллионы венгров были отрезаны от этнической родины.
Закарпатье на 20 лет вошло в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. В марте 1939 года союзная Гитлеру Венгрия вновь включила эти земли в свой состав. Вторую мировую венгры, как известно, опять проиграли, и их вернули в границы 1920 года. А более 100 тысяч мадьяр остались жить в вошедшей в состав Украинской ССР Закарпатской области.
Когда Советский Союз распадался, на Украине 1 декабря 1991 года прошёл референдум о независимости. Одновременно жители Закарпатья провели свой региональный плебисцит, 78% участников которого высказались за предоставление краю автономии. Власти в Киеве, взявшие курс на построение унитарной Украины с националистическим душком, предпочли закарпатское волеизъявление не заметить. Только вот никуда не делись ни проблема признания русин как нации, ни тем более венгерский вопрос.
Часть «большого» венгерского вопроса
Проблема мадьяр в Закарпатье представляет собой часть вопроса о положении венгерского меньшинства в соседних с Венгрией странах - Словакии, Румынии, Сербии. Так, сегодня в Румынии проживают около 1,4 млн венгров (7% населения). В сербском автономном крае Воеводина венгры составляют 14% населения, в Словакии - около 10%. И во всех означенных государствах действуют венгерские организации, требующие как минимум автономии, а как максимум - присоединения к Венгрии.
Есть сторонники радикальных мер и в самой Венгрии.
Ультраправая партия «Йоббик», пользующаяся поддержкой пятой части избирателей, открыто говорит о территориальных претензиях к соседям. Орбан по форме выглядит умереннее, но по содержанию...
Первый раз он занимал кресло премьера в 1998-2002 гг., и тогда в Венгрии приняли два закона. Первый предоставлял мадьярам из соседних государств льготы в области здравоохранения, образования и трудоустройства на венгерской территории. Второй и вовсе упрощал процедуру получения венгерского гражданства.
Из-за возмущения Румынии и Словакии и недовольства Евросоюза второй закон пришлось отменить. В 2004 году, будучи оппозиционером, Орбан попытался протолкнуть его через референдум, но угрозы санкций со стороны ЕС и низкая явка помешали его планам. Однако от своей идеи он не отказался. Выступая в 2009 году в Закарпатье, он вновь повторил, что в случае возвращения к власти примет соответствующий закон, поскольку «речь идёт об объединении нации». Спустя год Орбан опять занял кресло премьера, и слово сдержал.
Дальше - больше. День подписания Трианонского договора, урезавшего венгерскую территорию, превратился с подачи Орбана в День национального единства. В 2011 году парламент Венгрии разрешил мадьярам из соседних стран голосовать на венгерских выборах. Тогда же страна председательствовала в Евросоюзе, и венгерская делегация доставила в Брюссель ковёр, на котором была изображена карта средневекового Венгерского королевства, втрое превышавшего по размерам современную Венгрию.
А спустя год вступила в силу новая конституция, содержащая такие формулировки: «Венгрия, руководствуясь идеей единства венгерской нации, несёт ответственность за судьбу живущих за её пределами венгров». Или же: «У каждого венгерского гражданина есть право на защиту Венгерского государства во время его пребывания за рубежом». Исходя из данных формулировок и всей предыдущей политики, Орбан и сделал своё громкое заявление по Украине.
Медленное отторжение от Украины
Венгрия никогда не забывала о соотечественниках в Закарпатье. В регионе работают десятки школ с преподаванием на венгерском языке, а в Берегово есть свой венгероязычный университет. Учебники для них отнюдь не всегда пишутся на Украине. И когда в 2009 году Виктор Ющенко решил проводить местный ЕГЭ исключительно на украинском языке, Венгрия возмутилась, и президенту-бандеровцу пришлось дать «задний ход». В Закарпатье существуют газеты и журналы, радио и телевидение на венгерском языке, сюда постоянно приезжают венгерские артисты.
Раздача венгерских паспортов негласно осуществлялась в Закарпатье много лет. Власти Венгрии прямо не говорят, сколько «корочек» они оформили. Неофициально же можно встретить цифру в 200 и даже 300 тысяч человек. А как же не взять - жители региона массово ездят на заработки в Европу, а венгерский паспорт даёт право свободно ездить по «шенгену». Украина фактически утратила связь со многими своими венграми. Многие закарпатские мадьяры сегодня на украинской мове двух слов связать не могут.
Политически закарпатские венгры объединены лучше, чем любое другое национальное меньшинство на Украине. В регионе существуют две мадьярские партии - Демократический союз венгров Украины и Общество венгерской культуры Закарпатья.
Обе они представлены и в местных советах, и в областном. Их депутаты воспользовались тем правом, которое предоставил им подписанный в 2012 году Виктором Януковичем закон «О языках». Венгерский получил официальный статус в Береговском и Виноградовском районах.
Сама Венгрия тоже не сидела, сложа руки. В 2012 году её посол в Киеве Михай Байер выступил с инициативой создать в Закарпатье венгерскую национальную автономию и венгерский округ на выборах в Верховную Раду. Осенью 2013 года партия «Йоббик» при попустительстве прежних украинских властей демонстративно провела свой съезд в Берегово. Параллельно украинские националисты несколько раз оскверняли в Закарпатье памятники венгерским деятелям, чем только подливали масла в огонь.
Развязка может быть близка
Проголосовав после бегства Януковича за отмену закона «О языках», Верховная Рада сама дала в руки венграм совершенно справедливый повод для возмущения. Уже в апреле текущего года один из депутатов «Йоббика» в Совете Европы назвал Украину «искусственным государством» и потребовал вернуть Закарпатье. Политические акции с подобным требованиям не раз проходили в центре Будапешта. Орбан до поры до времени молчал, но теперь высказался, и высказался в самой жёсткой форме.
Итак, Венгрия открытым текстом требует пересмотра административного устройства Украины.
Венгры в Закарпатье уже создают отряды самообороны, чтобы защищаться от бойцов «Правого сектора» и рьяных активистов «Свободы». Речи лидеров означенных организаций Дмитрия Яроша и Олега Тягнибока, мягко говоря, не вызывают восторга закарпатских венгров.
Им не хочется славить чужого для них Степана Бандеру, они не желают отказываться от своего языка, не хотят пасть жертвой «чёрных человечков». И естественно, что в Венгрии заботятся о своих соплеменниках.
Власти в Киеве возмутились высказываниями Орбана, упёршись в необандеровщину и унитарную Украину. Однако подобного рода твердолобость способна скоро обернуться утратой как минимум части Закарпатья. Нищая воинственно-националистическая Украина, объятая гражданской войной, совершенно не привлекает закарпатских венгров. И даже не самая богатая Венгрия, сильно пострадавшая от мирового экономического кризиса, смотрится на украинском фоне просто «раем земным».
Случай с закарпатскими венграми не так уж сильно отличается от того, что имело место в Крыму или Донбассе. Имея на руках паспорта граждан Венгрии и очевидную поддержку из Будапешта, венгры вполне могут сменить государственную принадлежность своих населённых пунктов. А «спасибо» за утрату ещё одной части территории украинцам надо будет сказать Тягнибоку, Ярошу, Ющенко, Тимошенко, Турчинову, Яценюку.
Орбан лишь пользуется моментом.
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/vengerskaja_bomba_dla_ukrainy_324.htm