О духовном воскресении

0
313
Время на чтение 8 минут
Воскрешение Лазаря. XVI в. Афон, монастырь Дионисиат
Воскрешение Лазаря. XVI в. Афон, монастырь Дионисиат

Лазаре, гряди вон!
(Ин. 11: 43)

Возлюбленные верующие!

Чудо воскрешения Лазаря известно всем нам. Мы слышали о Марфе и Марии, сестрах Лазаря. Слышали, что они жили неподалеку от Иерусалима, в Вифании, где часто останавливался Иисус Христос с учениками, утомившись в пути. Мы знаем также, что Лазарь заболел и умер, был похоронен, но наконец был воскрешен Господом, Который на глазах у всех вызвал его из могилы словами: Лазаре, гряди вон!

Итак, мы можем рассказать об этом чуде, знаем, что Иисус так любил Лазаря, что даже прослезился (см.: Ин. 11: 35), но нам трудно понять всё значение этого чуда.

Несомненно, воскрешение Лазаря было прообразом Воскресения Господа, которое совершилось через несколько дней. Таким образом, Иерусалим олицетворяет собой небо, Вифания - землю, Лазарь - Иисуса Христа, воплотившегося спасения нашего ради. Марфа и Мария олицетворяют собой род человеческий, мертвый душой и телом, а плач Иисуса являет любовь, с какой Бог возлюбил этот мир. Воскрешение Лазаря олицетворяет также общее воскресение всех людей на последнем Суде.

Но есть и другое толкование воскрешения Лазаря, на котором мы остановимся подробнее. Это чудо, в самом таинственном смысле слова, служит образом воскресения каждого христианина в истинном покаянии для жизни новой, чистой. Таким образом, это воскресение повторяется с каждым из нас каждый раз, когда мы каемся со слезами.

Лазарь прежде своей смерти являет нам образ души до вкушения ею греха. Марфа олицетворяет собой ум человека, постоянно занятый земными, житейскими попечениями. Мария, обладающая более тонким восприятием, олицетворяет совесть человеческой души.

Болезнь Лазаря являет нам преклонность воли человеческой ко греху, а его смерть - само совершение человеком смертного греха

Болезнь Лазаря являет нам преклонность воли человеческой ко греху, а его смерть - само совершение человеком смертного греха. Скорбь Марфы и Марии о Лазаре указывает на глубокую печаль, смятение и отчаяние, охватывающие ум и совесть человека, совершившего грех. Утешения, которыми множество собравшихся старается отвлечь сестер, чтобы они не думали о смерти брата, - это разные земные удовольствия и наслаждения, которыми люди пытаются обмануть свой ум и совесть, когда согрешат, чтобы забыть о совершённом грехе и перестать плакать о нем. Так сатана привык делать с нами всегда.

Погребение Лазаря означает погружение души человеческой в мрак всякого греха, а обвитие его погребальными пеленами и запечатание могилы камнем означает скручивание души цепями привычки и отдаление благодати Духа Святого от оскверненной темницы души. Погребение Лазаря на окраине Вифании и оставление его всеми друзьями означает выход грешника из круга добрых людей и оставление его всеми естественными чувствами. Одни только Марфа и Мария, то есть ум и совесть человека, не покидают его какое-то время, после того как он совершит грех, и всё тянутся к нему, как к изголовью дорогого покойника.

Четырехдневное пребывание Лазаря в могиле толкуется по блаженному Августину так. Первый день - это сладость греха, второй - согласие совести на грех, третий день - само совершение греха, а четвертый - привыкание человека ко греху. Человек, привыкший к тяжким грехам, подобен четверодневному мертвецу: он тяжко смердит, как непогребенный труп, душа его взята в рабство сатаной, ум помрачен и более не может судить верно, совесть уже не слышит собственного голоса, силы оставляют его, благодать отходит, чувства грубеют, радость его покидает; друзья и родные, то есть Ангелы и люди, изолируют его от себя, выносят вон, хоронят в глубокой и темной могиле, как раба диавола, связанного по рукам и ногам цепью привычки.

Ум и совесть не могут вырвать человека из греха. Здесь требуется помощь Церкви

Выброшенный вон, покинутый всеми, погребенный и запечатанный... Кто вспоминает еще о мертвом человеке, христианине, замаранном всяческим грехом? Только два слабых создания - ум и совесть. Беспомощные, они вздыхают у двери его гроба. Но слишком поздно: сами они не могут вырвать человека из греха, оживить его покаянием. Здесь требуется помощь Церкви, благодать священства, великая милость Иисуса Христа, чтобы им можно было спасти эту грешную душу.

И вот Марфа и Мария зовут своего Друга, Иисуса Христа, то есть просят помощи у священника и Церкви. «Где вы положили его?» - спрашивает Господь (см. Ин. 11:34). То есть в какой грех впала душа? Когда? Как долго она пребывает в нем?

Воздыхание Господа о Лазаре говорит нам о любви, с какой любит нас Христос, делающий всё для нашего спасения, ищущий нас даже до ада, чтобы, найдя, оживить нас, спасти.

Отваление камня от гроба и тяжелый запах, исходящий из него, являют собой отвержение грехов у духовника путем искреннего исповедания их такими, какими мы их совершили. Молитва Господа возле умершего означает молитву духовника о прощении исповедавшегося. Воззвание Господа к Лазарю: «Лазаре, гряди вон!» - это громкий и повелительный призыв Христа, Церкви, священника ко грешнику: «Человек, оставь греховную привычку, выйди вон из могилы, восстань к жизни новой».

Возвращение Лазаря к жизни и его выход из гроба олицетворяют собой пробуждение к жизни того, кто кается со слезами. Высвобождение воскресшего из погребальных пелен означает освобождение души от греховных привычек, чтобы они больше не связывали ему ни рук, ни ног, ни чувств и он, свободный, мог бы идти вслед за Христом всю свою жизнь.

И, наконец, негодование фарисеев в ответ на воскресение Лазаря являет собой ярость диавола и его слуг, вызываемую воскресением грешника, человека кающегося: они делают всё, чтобы снова ввергнуть его в прежнее состояние.

Возлюбленные верующие!

Самым важным моментом в этом чуде является, конечно, миг, в который Лазарь воскресает по сладкому гласу Иисусову: Лазаре, гряди вон! Как счастлив был бы христианин, если бы тоже услышал голос Господа, Церкви, священника, непрестанно зовущий его к покаянию, говоря: «Человек, приходи на исповедь чаще; человек, постись, молись, подавай милостыню, ведь идет Великий пост! Человек, приходи чаще в храм, помирись с братом своим, ведь ты христианин. Человек, мало исповедаться поверхностно раз или два в году, нужно изменить свою жизнь. Ты, человек, молишься, а ведь сначала надо простить ближнего своего. Приходишь раз в неделю в храм, а надо бы и дома молиться побольше. Стоишь в воскресенье утром в храме, а надо бы и после обеда не убивать время в корчме или в пустословии. Человек, ты - достойный или недостойный - причащаешься Святых Таин, а надо бы сначала изменить свою жизнь. Итак, брось ты сначала блуд, пьянство, сквернословие, курение, всякую похоть и гордость житейскую и тогда приходи принять Божественные Тайны».

Как счастлив был бы христианин, если бы он покаялся всем сердцем, а не формально! Как счастлив был бы грешник, если бы услышал голос Господа, зовущий его к покаянию! И как хорошо было бы, если бы он расслышал воздыхание своих сестер - совести и ума, убеждающих его постоянно ходить в церковь, на исповедь, ко Христу! Как счастлив был бы христианин, если бы хранил себя чистым от всякого греха!

Когда душа привыкает к греху, она делается рабыней врага - рабыней блуда, пьянства, гнева, погибели. Тогда она забывает о Христе, начинает ненавидеть священников, высмеивает Церковь, отчаивается в спасении, умирает вся целиком, превращается в труп зловонный, потому и выбрасывается вон, в мрачную могилу, чтобы стать пищей червей и гореть вовеки.

Напрасно плачет Марфа вместе с Марией у изголовья бедного Лазаря! Уже слишком поздно! Они сами ничего не могут, как только призвать Друга своего, Христа, Который один может вернуть к жизни...

Если уж мы не ангелы, ибо много согрешаем, то не будем хотя бы уподобляться диаволу, который не кается.

Итак, если уж мы не ангелы, ибо много согрешаем, то не будем хотя бы уподобляться диаволу, который не кается. Станем каяться чисто, исповедуясь, мирясь с ближними, обновляя нашу жизнь, чтобы стать подобными ангелам и Лазарю, другу Господню!

Что может быть отраднее, чем видеть христианина, кающегося по-настоящему, полагающего начало новой жизни? Однако, увы, как редко встречаются такие люди! Видишь их приходящими в храм первыми, любуешься на то, с каким благоговением они молятся и слушают Святую Литургию, и смотришь - они последними уходят из дома Божия. Видишь их всегда довольными, мирными, улыбающимися, преисполненными любви ко Христу! Ни с кем они не ругаются, не сквернословят, не блудят, не пьют лишнего, не курят, не бывают поглощены мирскими попечениями. Храм для них - это дом, жена - сестра, дети - ангелы, христиане - братья, нищие - друзья, хлеб - манна небесная, болезни - радость, несчастья - наказание за грехи. Церковь для них - небо, священник - Сам Христос, Священное Писание - единственное увеселение, молитва для них - пища живая, пост - облегчение, странники - гости дорогие. Жизнь для них - жительство со Христом, смерть - радость. Ни из-за чего они не гневаются, ничем не возмущаются, ничему так не радуются, как чистой жизни.

Как редки и дороги такие христиане!

Самая великая боль для нас - то, что большинство христиан не исповедуются вообще. Или если исповедуются, то не хотят открыть всех своих грехов, не хотят начать новую жизнь, не хотят выйти из могилы, кишащей червями греха, не хотят отбросить погребальные пелены злой привычки, держащей их связанными по рукам и ногам. Они омываются и опять погружаются в грязь. Выходят из могилы и снова скатываются в нее, в смертельные страсти, в ужасающие беззакония. Наши христиане исповедуются, причащаются, молятся, но остаются почти не изменившимися потому, что не бросают грехов со всей решительностью.

Что же нам делать, братья? Пожалеем Марфу и Марию, плачущих по нам. Отправим их на поиски Христа! И когда Он придет в образе священника, разорвем окончательно узы греха и оковы страстной привычки. Потом, выйдя на голос Господа из мрака к свету жизни, начнем жить совершенно новой жизнью, полной любви, мира, милости и молитвы.

И в знак примирения устроим для Господа вечерю в доме нашего сердца. Тогда Марфа, то есть ум наш, исполненный усердия, приготовит нам угощение, а Мария, то есть наша совесть, полная любви, омоет ноги Жениха Христа. А мы, братья Лазаря, будем одними из возлежавших с Ним (Ин. 12: 2).

Попробуйте изменить свою жизнь - и тогда вы поймете тайну Воскресения Христова!

Радость этой вечери так велика, что не может быть выражена словами. Но попробуйте изменить свою жизнь, а затем приступите к Пречистым Тайнам со многой верой, и радость Духа Святого тотчас наполнит ваши сердца! Только тогда вы поймете тайну Воскресения Христова! И будете тогда самыми богатыми людьми на земле! Вы будете самыми счастливыми на свете смертными!

Архимандрит Иоанникий (Бэлан),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

http://www.pravoslavie.ru/put/69873.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зинаида Пейкова
Все статьи Зинаида Пейкова
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
О Святом Кресте и человеческом страдании
Проповедь в неделю третью Великого поста
21.03.2014
Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
08.11.2013
Все статьи Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06