Опус Деи и II Ватиканский собор

0
186
Время на чтение 4 минуты
Опус Деи и II Ватиканский собор

В 1962-1965 гг. в базилике св. Петра в Риме проходил так называемый «21-й Вселенский» внутри Католической Церкви, а более известный как II Ватиканский, церковный собор. Собравший практически всю полноту высшего католического духовенства собор проходил с девизом церковного обновления или «осовременивания».

В ходе работы собора были выработаны и приняты решения, навсегда изменившие облик Римо-Католической Церкви. Масштабная богослужебная реформа, нововведения в догматическом учении РКЦ и другие решения, продиктованные стремлением к улучшению миссионерского служения церкви привели в итоге к массовому отказу некогда правоверных католиков от своей веры - костеолы стали резко пустеть.

о почему итоги собора оказались столь плачевными? Кто стоит за этими нововведениями, которые в ходе работы собора были озвучены как возврат к истокам христианского учения, к обновлению «затуманенного» со временем Христова учения? Следует назвать французского архиепископа Марселя Лефевра и основателя Опус Деи Хосемарию Эскрива.

И если архиепископ принимал непосредственное участие в соборе, то Хосемария являлся «серым кардиналом», исподволь влияя на соборные решения. Что более всего удивительно, Хосемария Эскрива был простым священником, а его организация Опус Деи не являлась монашеским орденом - это было сообщество мирян, ищущих пути спасения.

Что же выдающегося совершил Хосемария Эскрива чтобы иметь столь высокий авторитет в церкви? Как известно из истории собора, основатель Опус Деи был официально приглашен принять полноценное участие в работе собора, но отказался, ссылаясь на неудобство такого положения, особенно учитывая, что в соборе участвуют его духовные чада - архиепископы.

Также он отказался и от чести быть экспертом собора, ссылаясь на все то же неудобство положения. Но поскольку в то время штаб-квартира Опус Деи находилась в Риме, Хосемария Эскрива имел возможность полноценно следить за деятельностью собора. И что интересно - к нему ежедневно приезжало несколько делегатов собора за советом и духовным наставлением! Фактически, Хосемария Эскрива все три года проведения собора был негласным духовником его участников. А в его биографии Евгений Пазухин прямо пишет, что приезжавшие епископы не только внимательно прислушивались к его советам, но всегда пользовались ими.

Отсюда становится понятно, почему Хосемария Эскрива был очень доволен результатами собора - на нем были утверждены все спорные моменты организации Опус Деи, осуждавшиеся ранее, и возведены в ранг догматов РКЦ. Особое внимание Хосемария уделял значению мирян в церкви, проповедуя идею всеобщего священства всех крещенных католиков или идею Народа Божия. И именно эта идея утверждается на соборе и становится отправной точкой для реализации богослужебной реформы.

Действительно, не могло быть иной причины для разворота мессы лицом к народу. Если до II Ватиканского собора священник служил спиной к людям и лицом к Богу, возглавляя общую молитву, то после он встал лицом к людям, образуя круг и являясь первым среди равных - среди священников. А именно равенства духовенства и мирян и добивался Хосемария Эскрива в рамках Опус Деи еще до собора.

Так что же сам Хосемария Эскрива? Известно, что он урожденный марран (христианин из евреев), в возрасте 23 лет он стал священником, посвятил очень много времени социальному служению среди бедных и обездоленных, написал докторскую диссертацию по гражданскому праву. 2 октября 1928 года Хосемария Эскрива основал организацию Опус Деи, которая в кратчайшие сроки стала довольно быстро разрастаться. А в 1943 году Хосемария основал Священническое общество Святого Креста для рукоположения мирян из Опус Деи во священники. Священник организовал общество, рукополагающее его духовных чад во священники... и никто не возразил этой инициативе, а общество Святого Креста существует по сей день. Налицо достаточно серьезная лояльность Папы к Опус Деи, которая впоследствии выльется в дарование организации статуса Папской Прелатуры.

Итак, мы видим совершенно уникальную благосклонность Пап (а в годы жизни основателя Опус Деи сменилось несколько Пап) как к самой организации, так и к Хосемарии Эскрива. Опус Деи - единственная немонашеская организация, получившая столь высокий статус и авторитет в Римо-Католической Церкви, а ее основатель в 2002 году причислен к лику святых.

Что еще более интересно, Опус Деи - единственная католическая организация, которой стараниями Хосемарии Эскрива было даровано Папское разрешение принимать помощников из других конфессий и даже нерелигиозных людей. Сам Хосемария проповедовал всеобщность Дела Божия (а именно так и переводится название организации), он называл некатоликов в рамках Опус Деи братьями, которых привлекает Святой Дух Дела Божиего. Как мы видим, именно Хосемария Эскрива является родоначальником и распространителем идей экуменизма еще до того, как это стало официальной позицией РКЦ, отмечу, на все том же II Ватиканском соборе.

Организация Опус Деи в лице своего основателя Хосемарии Эскрива была не просто довольна итогами II Ватиканского собора - она была источником идей и решений, принятых на соборе. Все вероучительные наработки, достигнутые Хосемарией за 40 с лишним лет с момента основания Опус Деи до начала работы собора, нашли отражение в итоговых документах и стали новым догматическим учением Римо-Католической Церкви. А результатом принятых решений, как уже упоминалось в начале статьи, стал массовый отток католиков, пустеющие храмы, стремительное падение духовности и обмирщение церкви.

Неужели такой явно умный и опытный человек, как Хосемария Эскрива не мог предугадать возможных последствий нового учения? Конечно мог, иначе не стал бы специально организовывать Опус Деи, в рамках которого новое учение применялось согласно строгой системе, разработанной самим Хосемария Эскрива, чего, конечно, не было во всей полноте католической церкви. Другой вопрос, зачем он тогда советовал принимать именно такие решения на соборе, самыми важными из которых стали идеи всеобщего священства, возвышение роли мирян и политика экуменизма? Возможно, это приготовления церкви к чему-то большему в будущем, мог ли Хосемария Эскрива быть одним из основателей новой политики Римо-Католической Церкви, плоды которой стало возможным почувствовать лишь сегодня? Ведь идеи нынешнего Папы Римского Франциска и то, как он их доносит до простых католиков, очень похожи на учение Опус Деи и самого Хосемарию Эскрива. Но этот вопрос пока остается открытым.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

http://sozidatel.org/vera-i-czerkov/4921-opus-dei-i-ii-vatikanskiy-sobor.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Федосеев
Все статьи Протоиерей Александр Федосеев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
25.11.2024 20:19
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
25.11.2024 19:28
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Владимир Петрович
25.11.2024 19:14
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16