В 1962-1965 гг. в базилике св. Петра в Риме проходил так называемый «21-й Вселенский» внутри Католической Церкви, а более известный как II Ватиканский, церковный собор. Собравший практически всю полноту высшего католического духовенства собор проходил с девизом церковного обновления или «осовременивания».
В ходе работы собора были выработаны и приняты решения, навсегда изменившие облик Римо-Католической Церкви. Масштабная богослужебная реформа, нововведения в догматическом учении РКЦ и другие решения, продиктованные стремлением к улучшению миссионерского служения церкви привели в итоге к массовому отказу некогда правоверных католиков от своей веры - костеолы стали резко пустеть.
о почему итоги собора оказались столь плачевными? Кто стоит за этими
нововведениями, которые в ходе работы собора были озвучены как возврат к
истокам христианского учения, к обновлению «затуманенного» со временем
Христова учения? Следует назвать французского архиепископа Марселя
Лефевра и основателя Опус Деи Хосемарию Эскрива.
И если архиепископ принимал непосредственное участие в соборе, то
Хосемария являлся «серым кардиналом», исподволь влияя на соборные
решения. Что более всего удивительно, Хосемария Эскрива был простым
священником, а его организация Опус Деи не являлась монашеским орденом -
это было сообщество мирян, ищущих пути спасения.
Что же выдающегося совершил Хосемария Эскрива чтобы иметь столь высокий
авторитет в церкви? Как известно из истории собора, основатель Опус Деи
был официально приглашен принять полноценное участие в работе собора, но
отказался, ссылаясь на неудобство такого положения, особенно учитывая,
что в соборе участвуют его духовные чада - архиепископы.
Также он отказался и от чести быть экспертом собора, ссылаясь на все то
же неудобство положения. Но поскольку в то время штаб-квартира Опус Деи
находилась в Риме, Хосемария Эскрива имел возможность полноценно следить
за деятельностью собора. И что интересно - к нему ежедневно приезжало
несколько делегатов собора за советом и духовным наставлением!
Фактически, Хосемария Эскрива все три года проведения собора был
негласным духовником его участников. А в его биографии Евгений Пазухин
прямо пишет, что приезжавшие епископы не только внимательно
прислушивались к его советам, но всегда пользовались ими.
Отсюда становится понятно, почему Хосемария Эскрива был очень доволен
результатами собора - на нем были утверждены все спорные моменты
организации Опус Деи, осуждавшиеся ранее, и возведены в ранг догматов
РКЦ. Особое внимание Хосемария уделял значению мирян в церкви,
проповедуя идею всеобщего священства всех крещенных католиков или идею
Народа Божия. И именно эта идея утверждается на соборе и становится
отправной точкой для реализации богослужебной реформы.
Действительно, не могло быть иной причины для разворота мессы лицом к
народу. Если до II Ватиканского собора священник служил спиной к людям и
лицом к Богу, возглавляя общую молитву, то после он встал лицом к
людям, образуя круг и являясь первым среди равных - среди священников. А
именно равенства духовенства и мирян и добивался Хосемария Эскрива в
рамках Опус Деи еще до собора.
Так что же сам Хосемария Эскрива? Известно, что он урожденный марран
(христианин из евреев), в возрасте 23 лет он стал священником, посвятил
очень много времени социальному служению среди бедных и обездоленных,
написал докторскую диссертацию по гражданскому праву. 2 октября 1928
года Хосемария Эскрива основал организацию Опус Деи, которая в
кратчайшие сроки стала довольно быстро разрастаться. А в 1943 году
Хосемария основал Священническое общество Святого Креста для
рукоположения мирян из Опус Деи во священники. Священник организовал
общество, рукополагающее его духовных чад во священники... и никто не
возразил этой инициативе, а общество Святого Креста существует по сей
день. Налицо достаточно серьезная лояльность Папы к Опус Деи, которая
впоследствии выльется в дарование организации статуса Папской Прелатуры.
Итак, мы видим совершенно уникальную благосклонность Пап (а в годы жизни
основателя Опус Деи сменилось несколько Пап) как к самой организации,
так и к Хосемарии Эскрива. Опус Деи - единственная немонашеская
организация, получившая столь высокий статус и авторитет в
Римо-Католической Церкви, а ее основатель в 2002 году причислен к лику
святых.
Что еще более интересно, Опус Деи - единственная католическая
организация, которой стараниями Хосемарии Эскрива было даровано Папское
разрешение принимать помощников из других конфессий и даже нерелигиозных
людей. Сам Хосемария проповедовал всеобщность Дела Божия (а именно так и
переводится название организации), он называл некатоликов в рамках Опус
Деи братьями, которых привлекает Святой Дух Дела Божиего. Как мы видим,
именно Хосемария Эскрива является родоначальником и распространителем
идей экуменизма еще до того, как это стало официальной позицией РКЦ,
отмечу, на все том же II Ватиканском соборе.
Организация Опус Деи в лице своего основателя Хосемарии Эскрива была не
просто довольна итогами II Ватиканского собора - она была источником
идей и решений, принятых на соборе. Все вероучительные наработки,
достигнутые Хосемарией за 40 с лишним лет с момента основания Опус Деи
до начала работы собора, нашли отражение в итоговых документах и стали
новым догматическим учением Римо-Католической Церкви. А результатом
принятых решений, как уже упоминалось в начале статьи, стал массовый
отток католиков, пустеющие храмы, стремительное падение духовности и
обмирщение церкви.
Неужели такой явно умный и опытный человек, как Хосемария Эскрива не мог
предугадать возможных последствий нового учения? Конечно мог, иначе не
стал бы специально организовывать Опус Деи, в рамках которого новое
учение применялось согласно строгой системе, разработанной самим
Хосемария Эскрива, чего, конечно, не было во всей полноте католической
церкви. Другой вопрос, зачем он тогда советовал принимать именно такие
решения на соборе, самыми важными из которых стали идеи всеобщего
священства, возвышение роли мирян и политика экуменизма? Возможно, это
приготовления церкви к чему-то большему в будущем, мог ли Хосемария
Эскрива быть одним из основателей новой политики Римо-Католической
Церкви, плоды которой стало возможным почувствовать лишь сегодня? Ведь
идеи нынешнего Папы Римского Франциска и то, как он их доносит до
простых католиков, очень похожи на учение Опус Деи и самого Хосемарию
Эскрива. Но этот вопрос пока остается открытым.
Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев
http://sozidatel.org/vera-i-czerkov/4921-opus-dei-i-ii-vatikanskiy-sobor.html