Отрезвляющим путем перемен

Каждый Великий пост я по своему малодушию встречаю со страхом. Но и с радостью тоже. Страх - от того, что знаю себя, знаю, как трудно мне придется. Радость же - от того, что знаю при этом, как щедро и радостно встретит Господь всех, кто пройдет этот путь до конца. И будет все время рядом, утешая в падении и прощая в раскаянии.

Конечно же, Он всегда рядом. Просто я не всегда умею и хочу это видеть. Главное слово в этом предложении - «хочу». Великим постом чаще удается это слово забыть, пересилить себя хотя бы в мелочи (не ужинать плотно перед вечерним правилом, не спать утром еще «пятнадцать минуточек», не тратить время в пустопорожних разговорах в социальных сетях и так далее) - и обрадоваться тому, что происходит тогда. Нет, с неба не начинают падать с восхищенным визгом розовые слоны, да и жизнь в целом не становится в один момент счастливой. Нет, дело не в этом. Перемена, которая происходит с тобой в результате даже самого малого душевного труда,- это появление ощущения радостной встречи с Тем, с Кем, по сути, и расставаться нельзя. Борясь с собой, ты словно разрушаешь преграду, за которой стоит терпеливый Господь, ждущий хотя бы намека на приглашение войти и остаться...

С Богом быть непросто. Но и легко при этом. Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Непросто - потому что даже с самым любимым, с самым близким человеком, которого ты любишь со всеми его крестиками и ноликами, которого ты знаешь, как облупленного, порой бывает тяжело. И хочется уйти от него - потому что лень... любить его. Любовь - это же не беспрестанная эйфория и благодать, это еще и терпеливое ожидание, и настойчивое делание. Любовь - это ощущение постоянных перемен, живое дыхание жизни, которое не дает тебе превратиться в двигающегося мертвеца. А легко с Богом - как раз от того, что перетерпел, переломил свое «хочу». Точнее, «не хочу», свою лень.

Самое удивительное во время Великого поста - это когда ты смотришь на природу нашей среднерусской полосы, а видишь пустыню Иудеи там, где еще лежит снег, каменные стены Иерусалима, выросшие вдоль знакомых улиц, волны Генисаретского озера у берега Волги, пальмы вместо елей. И это вовсе не галлюцинация. Это подлинная реальность твоих настоящих переживаний. И можно сколько угодно ссылаться на статьи психологов о самовнушении. Для меня это не имеет значения. Важно только одно - ощущение присутствия Божия.

Оно, это ощущение, не постоянно. Оно переменчиво, как погода ранней весной - набегут тучи, нахмурится все вокруг, но нет-нет да и проглянет совершенно теплое солнце, от появления которого хочется жить. Кто-то скажет, что сравнение с погодой - натянуто. Но на самом деле, перемены в атмосфере - вещь, вполне зависящая от логики внутренних изменений Земли и от того, как человечество ведет себя на ее поверхности. Так и с ощущением Божиего присутствия: если ты готов быть с Ним, сделал для этого хоть что-нибудь, ты Его почувствуешь. А еще все очень субъективно и невыразимо - часто о каких-то явленных именно тебе чудесах невозможно рассказать даже близкому человеку, настолько это маленькое происшествие. Маленькое происшествие в твоей маленькой жизни, впрочем, не умаляет Божие величие. Совсем.

...Конечно, я знаю, что должна жить так, как во время Великого поста, всегда. Но это получается очень редко. И тогда Господь помогает, снова даруя возможность пройти спасительным и отрезвляющим путем Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы - к самой главной Перемене, которая только могла и может случиться,- к Светлому Воскресению.

Пасхальную радость тоже нельзя описать как-то прямо. Это как начать рассказывать о запахе весны человеку, живущему на берегу Северного Ледовитого океана. Хотя даже в условиях вечной мерзлоты бывает весна... Эта радость - очень трезвая. Потому что идешь ты к ней по очень отрезвляющему пути.

Фото с сайта www.orthedu.ru

Газета «Православная вера» №5 (505)

Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/Get/otrezvlyayushhim-putem-peremen

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора