Крестный ход по России с мощами святителя Феофана и чудотворной иконой Божией Матери «Казанская Вышенская» организован по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святого, который будет отмечаться в 2015 году. Святыни уже побывали во многих регионах России и вот, наконец, прибыли в Саратов.
Игумения Вера говорит, что святителя Феофана почитает и знает лишь определенный слой верующих людей - это читающие люди.
- Много нам пришлось проехать с крестным ходом,- рассказывает матушка.- Я вижу, что далеко не в каждом храме можно найти икону святителя. Обязательно есть иконы преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, других святых, а вот святителя Феофана нет. Люди часто спрашивают, с какими просьбами можно обращаться к святителю. Как и к любому святому, можно обращаться с любыми просьбами, полезными для души. Известно много случаев помощи святого в учении, исцелении и избавлении от уныния.
«Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!»
Святитель Феофан, когда был наречен во епископа в 1858 году, положил немало трудов на управление делами во вверенных ему епархиях, но желал уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Святой Церкви. Свое внутреннее состояние он выразил в одном из писем: «В делах никакой трудности не вижу, только душа к ним не лежит». Он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни и после долгих колебаний со стороны высшего начальства был назначен на должность настоятеля Вышенской пустыни. Через два месяца святитель Феофан послал в Святейший Синод прошение об увольнении его от управления Вышенской обителью. А позднее ушел в строгий затвор.
Частично райское блаженство он испытал уже здесь, на земле, в этом самом уголке необъятной России. Кому уж теперь не известны слова святителя-затворника о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное»?! Такие еще встречаются строки в его письмах об этом благословенном крае: «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!» или: «Выша - преутешительная и преблаженная обитель... у нас рай растворенный. Такой глубокий мир!». До самой своей блаженной кончины святитель чувствовал себя вполне счастливым. Занятия Вышенского затворника не ограничивались одной молитвой, богомыслием и чтением. Он видел свое служение Церкви в реализации писательских способностей. Святой оставил после себя богатейшее духовное наследие для потомков - свои труды. Зная языки, он занимался также переводом. Одна из самых неоценимых заслуг в этой области его деятельности - перевод «Добротолюбия» с греческого языка.
Мощи святителя Феофана в годы советского лихолетья пребывали в ТроицеСергиевой Лавре, позднее - в селе Эммануиловка (2 км от Выши). В 2002 году были перенесены в Успенскую церковь Вышенского монастыря.
«Я - твоя Заступница»
Помощница игумении Веры, монахиня Иулиания (Муравьёва), рассказала нам историю чудотворной иконы Божией Матери «Казанская Вышенская».
Эта икона - точная копия с чудотворного образа, обретенного в 1579 году в городе Казани. Она была родовой иконой московских дворян Аденковых, которые благословили ею свою дочь Марию на семейную жизнь. После смерти мужа молодая вдова поступила в Московский Зачатьевский монастырь. В 1812 году, когда французы вступили в Москву, послушница Мария отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, взяв с собой лишь этот образ. Ямщик, везший ее, заподозрил у нее большие деньги и решил ими воспользоваться. Мария, поняв, какая ей грозит опасность, обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты, и услышала в ответ: «Не бойся, Я - твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, но тут же раскаялся, исповедав перед Марией свой замысел, и просил у нее прощения. После усердной совместной молитвы пред иконой ямщик прозрел и благополучно доставил женщину в Вознесенский монастырь.
Мария приняла постриг с именем Миропия. За несколько лет до ее кончины сама Матерь Божия в сонном видении повелела ей передать Свою икону Вышенской обители. Помимо иконы монахиня отдала в монастырь и другую свою святыню - крест с частью крови святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и с частицами мощей апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского. Этот крест монахиня собственноручно возложила на Казанскую икону Божией Матери 25 ноября 1829 года. В таком виде икона стала сокровищем обители. Особенное почитание она приобрела после неоднократных избавлений жителей ближних городов от свирепствовавшей эпидемии холеры.
Монахиня Иулиания говорит, что, путешествуя со святынями, видела многие чудеса исцеления от неизлечимых болезней.
Два километра до Причастия
...Для меня прибытие святынь в Саратов - событие особое, так как мои бабушка и дедушка жили на Выше, и родители привозили меня туда на каникулы. Там впервые я причастилась Святых Христовых Таин. Сознательности еще не было, и приступала я к Таинству без трепета. То, что бабушка тащила меня и других своих внуков в немыслимую рань в церковь, заставляла вычитывать молитвы, я считала исключительно ее блажью. Дом бабушки находился рядом с монастырем, но храмы обители были полуразрушены, на куполах и кровле росли березы, а в монастырских постройках располагалась психиатрическая больница. Действующая же церковь находилась в Эммануиловке. В народе это село называли Засечное. Туда мы и должны были топать два километра лесом. Даль, казалось, неимоверная! Я и мои братья и сестры ныли, роптали на бабушку, конечно, но когда сонливость пропадала, мы начинали слышать пение птиц, чувствовать ароматы соснового леса, цветов, что росли по овражкам, улыбаться солнечным зайчикам, которые проникали сквозь густые кроны сосен и заставляли меня жмуриться. Душа моя наполнялась какой-то необъяснимой радостью, которую я никогда раньше не испытывала. Это сейчас я понимаю, что радовалась душа предстоящему Причастию - соединению с Господом.
В церкви бабушка первым делом подводила нас к раке с мощами святителя Феофана и велела прикладываться. Мы послушно это делали, но всегда было чувство страха, непонимания - зачем?.. Службу стоять было тяжело. Но ближе к Причастию я успокаивалась. Сердце мое непонятно от чего словно замирало... А дорога домой была самым радостным событием для нас. Бабушка выбирала красивую полянку в лесу, расстилала платок и выкладывала на него из сумки вареные яйца, картошку, молоко и пирожки. Мы набрасывались на эту еду, как волчата...
Однажды мне пришла в голову мысль, что можно и не ждать трапезы так долго. Во время Литургии мы вытащили часть продуктов из бабушкиной сумки и съели во дворе храма. Я пошла за следующей порцией еды. Пробравшись к заветной сумке, присела на корточки и стала тихонько там рыться, но вдруг почувствовала, что на меня смотрят. Испуганно подняла голову, огляделась - все были увлечены молитвой. Но внезапно я поняла, что за мной наблюдает... человек из раки. Я поняла, что он вовсе не мертвый, а живой и недоволен моим поступком. Я смотрела на раку и не могла пошевелиться от страха. Около мощей стояла женщина, вдруг она резко повернулась и встретилась со мной взглядом. Затем подошла к моей бабушке и стала что-то шептать ей на ухо. Я опрометью кинулась бежать из храма. Следом выбежала бабушка, она причитала и ругалась одновременно, а потом неожиданно для нас обессиленно села на лавку и расплакалась. Лавка была свежее-окрашенная, и баба Настя заплакала еще горше - испортилось платье, которое она надевала только в храм. Домой мы пошли одни, без бабушки, лишенные Причастия. Она пришла после окончания Литургии... Так тяжело мне не было никогда. Нужно ли говорить, что потом мои визиты в храм и Причастие уже не были формальностью?
Полученное на Выше
В период моего воцерковления первыми напутствующими книгами стали, конечно же, творения святителя Феофана. Опираюсь я на его поучения и по сей день. Всегда думаю о том, что было бы со мной, если бы не заронила бабушка искорку веры в мое сердце? Обратилась бы я к Богу, не имея того багажа, что получила на Выше?..
На кладбище, которое располагается рядом с церковью в Засечном, лежит моя бабушка. Ее дом продан, и Выша для меня потеряна. Мне не к кому туда приезжать. Очень часто снится мне эта удивительная красивая деревня, окруженная густыми лесами, и я тоскую до слез по этому месту, по благодати, которая отчетливо ощущается там.
- А ты приезжай к нам,- говорят мне на прощание игумения Вера и монахиня Иулиания. И я снова обретаю Вышу...
Фото Ивана Привалова
Газета «Православная вера» № 5 (505)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/Get/s-vyshi-nebo-blizhe