С Выши - небо ближе

0
225
Время на чтение 6 минут
С 9 по 16 марта в Саратове пребывали мощи святителя Феофана Затворника Вышенского и особо почитаемая им при жизни икона Божией Матери «Казанская Вышенская». Встретили святыни перед началом Божественной литургии в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Саратова. Под торжественное пение величания святителю духовенство внесло святыни в храм. Святые мощи и икону сопровождала сама настоятельница Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан) с сестрами обители.

Крестный ход по России с мощами святителя Феофана и чудотворной иконой Божией Матери «Казанская Вышенская» организован по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения святого, который будет отмечаться в 2015 году. Святыни уже побывали во многих регионах России и вот, наконец, прибыли в Саратов.

Игумения Вера говорит, что святителя Феофана почитает и знает лишь определенный слой верующих людей - это читающие люди.

- Много нам пришлось проехать с крестным ходом,- рассказывает матушка.- Я вижу, что далеко не в каждом храме можно найти икону святителя. Обязательно есть иконы преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, других святых, а вот святителя Феофана нет. Люди часто спрашивают, с какими просьбами можно обращаться к святителю. Как и к любому святому, можно обращаться с любыми просьбами, полезными для души. Известно много случаев помощи святого в учении, исцелении и избавлении от уныния.

«Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!»

Святитель Феофан, когда был наречен во епископа в 1858 году, положил немало трудов на управление делами во вверенных ему епархиях, но желал уединения, покоя и тишины для того, чтобы заняться трудами духовного писательства и тем послужить Святой Церкви. Свое внутреннее состояние он выразил в одном из писем: «В делах никакой трудности не вижу, только душа к ним не лежит». Он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни и после долгих колебаний со стороны высшего начальства был назначен на должность настоятеля Вышенской пустыни. Через два месяца святитель Феофан послал в Святейший Синод прошение об увольнении его от управления Вышенской обителью. А позднее ушел в строгий затвор.

Частично райское блаженство он испытал уже здесь, на земле, в этом самом уголке необъятной России. Кому уж теперь не известны слова святителя-затворника о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное»?! Такие еще встречаются строки в его письмах об этом благословенном крае: «Нет ничего на свете краше Вышенской пустыни!» или: «Выша - преутешительная и преблаженная обитель... у нас рай растворенный. Такой глубокий мир!». До самой своей блаженной кончины святитель чувствовал себя вполне счастливым. Занятия Вышенского затворника не ограничивались одной молитвой, богомыслием и чтением. Он видел свое служение Церкви в реализации писательских способностей. Святой оставил после себя богатейшее духовное наследие для потомков - свои труды. Зная языки, он занимался также переводом. Одна из самых неоценимых заслуг в этой области его деятельности - перевод «Добротолюбия» с греческого языка.

Мощи святителя Феофана в годы советского лихолетья пребывали в Троице­Сергиевой Лавре, позднее - в селе Эммануиловка (2 км от Выши). В 2002 году были перенесены в Успенскую церковь Вышенского монастыря.

«Я - твоя Заступница»

Помощница игумении Веры, монахиня Иулиания (Муравьёва), рассказала нам историю чудо­творной иконы Божией Матери «Казанская Вышенская».

Эта икона - точная копия с чудотворного образа, обретенного в 1579 году в городе Казани. Она была родовой иконой московских дворян Аденковых, которые благословили ею свою дочь Марию на семейную жизнь. После смерти мужа молодая вдова поступила в Московский Зачатьевский монастырь. В 1812 году, когда французы вступили в Москву, послушница Мария отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь, взяв с собой лишь этот образ. Ямщик, везший ее, заподозрил у нее большие деньги и решил ими воспользоваться. Мария, поняв, какая ей грозит опасность, обратилась с молитвою к Царице Небесной, прося Ее защиты, и услышала в ответ: «Не бойся, Я - твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, но тут же раскаялся, исповедав перед Марией свой замысел, и просил у нее прощения. После усердной совместной молитвы пред иконой ямщик прозрел и благополучно доставил женщину в Вознесенский монастырь.

Мария приняла постриг с именем Миропия. За несколько лет до ее кончины сама Матерь Божия в сонном видении повелела ей передать Свою икону Вышенской обители. Помимо иконы монахиня отдала в монастырь и другую свою святыню - крест с частью крови святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и с частицами мощей апостола и евангелиста Матфея, святителя Василия Великого и святителя Спиридона Тримифунтского. Этот крест монахиня собственноручно возложила на Казанскую икону Божией Матери 25 ноября 1829 года. В таком виде икона стала сокровищем обители. Особенное почитание она приобрела после неоднократных избавлений жителей ближних городов от свирепствовавшей эпидемии холеры.

Монахиня Иулиания говорит, что, путешествуя со святынями, видела многие чудеса исцеления от неизлечимых болезней.

Два километра до Причастия

...Для меня прибытие святынь в Саратов - событие особое, так как мои бабушка и дедушка жили на Выше, и родители привозили меня туда на каникулы. Там впервые я причастилась Святых Христовых Таин. Сознательности еще не было, и приступала я к Таинству без трепета. То, что бабушка тащила меня и других своих внуков в немыслимую рань в церковь, заставляла вычитывать молитвы, я считала исключительно ее блажью. Дом бабушки находился рядом с монастырем, но храмы обители были полуразрушены, на куполах и кровле росли березы, а в монастырских постройках располагалась психиатрическая больница. Действующая же церковь находилась в Эммануиловке. В народе это село называли Засечное. Туда мы и должны были топать два километра лесом. Даль, казалось, неимоверная! Я и мои братья и сестры ныли, роптали на бабушку, конечно, но когда сонливость пропадала, мы начинали слышать пение птиц, чувствовать ароматы соснового леса, цветов, что росли по овражкам, улыбаться солнечным зайчикам, которые проникали сквозь густые кроны сосен и заставляли меня жмуриться. Душа моя наполнялась какой-то необъяснимой радостью, которую я никогда раньше не испытывала. Это сейчас я понимаю, что радовалась душа предстоящему Причастию - соединению с Господом.

В церкви бабушка первым делом подводила нас к раке с мощами святителя Феофана и велела прикладываться. Мы послушно это делали, но всегда было чувство страха, непонимания - зачем?.. Службу стоять было тяжело. Но ближе к Причастию я успокаивалась. Сердце мое непонятно от чего словно замирало... А дорога домой была самым радостным событием для нас. Бабушка выбирала красивую полянку в лесу, расстилала платок и выкладывала на него из сумки вареные яйца, картошку, молоко и пирожки. Мы набрасывались на эту еду, как волчата...

Однажды мне пришла в голову мысль, что можно и не ждать трапезы так долго. Во время Литургии мы вытащили часть продуктов из бабушкиной сумки и съели во дворе храма. Я пошла за следующей порцией еды. Пробравшись к заветной сумке, присела на корточки и стала тихонько там рыться, но вдруг почувствовала, что на меня смотрят. Испуганно подняла голову, огляделась - все были увлечены молитвой. Но внезапно я поняла, что за мной наблюдает... человек из раки. Я поняла, что он вовсе не мертвый, а живой и недоволен моим поступком. Я смотрела на раку и не могла пошевелиться от страха. Около мощей стояла женщина, вдруг она резко повернулась и встретилась со мной взглядом. Затем подошла к моей бабушке и стала что-то шептать ей на ухо. Я опрометью кинулась бежать из храма. Следом выбежала бабушка, она причитала и ругалась одновременно, а потом неожиданно для нас обессиленно села на лавку и расплакалась. Лавка была свежее-окрашенная, и баба Настя заплакала еще горше - испортилось платье, которое она надевала только в храм. Домой мы пошли одни, без бабушки, лишенные Причастия. Она пришла после окончания Литургии... Так тяжело мне не было никогда. Нужно ли говорить, что потом мои визиты в храм и Причастие уже не были формальностью?

Полученное на Выше

В период моего воцерковления первыми напутствующими книгами стали, конечно же, творения святителя Феофана. Опираюсь я на его поучения и по сей день. Всегда думаю о том, что было бы со мной, если бы не заронила бабушка искорку веры в мое сердце? Обратилась бы я к Богу, не имея того багажа, что получила на Выше?..

На кладбище, которое располагается рядом с церковью в Засечном, лежит моя бабушка. Ее дом продан, и Выша для меня потеряна. Мне не к кому туда приезжать. Очень часто снится мне эта удивительная красивая деревня, окруженная густыми лесами, и я тоскую до слез по этому месту, по благодати, которая отчетливо ощущается там.

- А ты приезжай к нам,- говорят мне на прощание игумения Вера и монахиня Иулиания. И я снова обретаю Вышу...

Фото Ивана Привалова

Газета «Православная вера» № 5 (505)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/Get/s-vyshi-nebo-blizhe
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06