В Новом Завете в устах Спасителя фарисейство зачастую оказывается синонимом лицемерия. Но как оно возникает в человеке, это отнюдь не красящее его качество? Где оно гнездится и чем кормится? И где от него средство? Выводы изучающей человека естественной науки - психологии - подтверждают верность того пути, который указан всем нам Церковью.
Сквозь трещины расколотого сердца
Вряд ли кто-то с самого детства мечтает стать лицемером. Наоборот, все детские книжки проникнуты осуждением этого качества характера. Прикидываться добрым и правильным, когда душу подтачивает злоба, хитрить и обманывать - действия из разряда «что такое плохо». Однако порой кто-то, сам того не желая, не осознавая (психологи говорят, что лицемерие зачастую не осознается его носителем, обладателем), становится фарисеем. Отчего так получается?
На самом деле, корни лицемерия - там же, где и корни всех остальных плохих поступков и качеств. Грядка нашего сердца часто зарастает сорняками, которые прорастают сквозь трещины расколотого сердца. Отсутствие цельности, потеря ее - вот основное условие для того, чтобы человек стал лицемером.
Психологи утверждают, что многие психологические проблемы у человека возникают из-за внутренних конфликтов. А что такое конфликт? Это несоответствие между тем, что есть, и тем, чего хочется. Внешний мир не дает нам желаемого, постоянно служит источником негатива, как говорят специалисты - источником травмы. Мы получаем травмы от других людей и зачастую, чтобы нам не было больно, защищаемся. Защита эта может быть разной, и последствия ее тоже могут быть разными. Кто-то привыкает носить маску, и бывает так, что эта маска настолько сильно прирастает к лицу, что становится второй кожей...
Трус играет! Но не в хоккей
Как вы представляете себе фарисея? Лицемера? Безусловно, это человек с двойным дном, с двумя лицами - внешним и внутренним, с двумя правдами. Это закрытый человек, причем ключ к нему подобрать чрезвычайно сложно. Бывает, что практически невозможно: открыться такая дверь может только изнутри, по доброй воле.
Почему лицемер запирается? Психолог Игорь Красильников, преподаватель факультета психологии СГУ им. Н. Г. Чернышевского, занимающийся изучением внутриличностных конфликтов, дает на это такой ответ:
- Дело в том, что любые контакты с внешним миром, с другими людьми, чаще всего даже с самыми близкими, грозят травмой. А любая травма повышает уровень тревожности, которая может разрушить человека полностью. В основе тревожности - страх, что человек не сможет достойно выйти из создавшейся ситуации, решить проблему так, как хотелось бы.
Отсюда желание, порой подсознательное, самостоятельно моделировать ситуации или стремиться казаться лучше, чем есть на самом деле. И возникает феномен, который можно назвать самообманом. А самообман - это уже лицемерие. Особенно ясно это видно тогда, когда человеку необходимо признаться самому себе в собственной низости, подлости и т. п. Это тоже травма, это причиняет душевную боль, которая подчас гораздо сильнее физической. Поэтому человек защищается от нее, прячется от нее, не хочет ее испытывать. Он оправдывает себя всеми возможными способами и часто достигает в этом таких высот, что считает себя личностью гораздо более совершенной, нежели окружающие.
Вы все наверняка помните задорную песенку: «Трус не играет в хоккей». Хоккей, как и любая командная игра, где нетерпимы самолюбование и эгоцентризм, недоступен лицемеру, человеку, не имеющему мужества, для начала, увидеть себя таким, каков он есть. Трус играет! Но не в хоккей, а в свою игру. В этой игре все остальные люди - статисты, не имеющие ценности; ценность равна самому играющему. Эти игры далеко не всегда безобидны и всегда вредят самому лицемеру, особенно если он не осознает своих игр. Наш собеседник-психолог подчеркивает, что самообман ведет к новому неправильному выбору, новым аморальным поступкам, потому что все это уже заранее человеком оправдано.
Мужество быть
Как уже сказано, лицемеру не хватает мужества признаться в том, что он не так прекрасен, как рисует себе его воображение. Чтобы уйти от подсознательного страха - страха ясно увидеть себя подлинного, - лицемер принимается учить других. Он произносит правильные слова, но поступков правильных так и не совершает. Красивый фасад, а за ним - неприглядное нутро. И постоянный страх, что догадается кто-то о нем или - рухнет фасад, не выдержав жизненных испытаний.
Как не стать лицемером? Игорь Красильников, отвечая на этот вопрос, вспомнил о понятии современной экзистенциальной психологии - о мужестве быть.
Это мужество начинается там, где кончается гордыня; где есть решимость быть честным с самим собой, увидеть себя таким как есть и работать над собой, не жалея себя. Мужество быть живет там, где есть желание преодолеть все страхи, кроме одного - страха Божия, который, впрочем, к страху из учебника психологии не имеет никакого отношения.
Быть живым и открытым - это значит не быть лицемером. Это страшно, но это возможно. Если рискнуть, если преодолеть страх выглядеть смешным, некрасивым, не таким, как ждали другие, то появится... смирение, как это ни странно. Дело в том, что мужество быть - это и есть смирение. Приятие своих недостатков и решимость бороться с ними; знание о том, что мы в своей открытости и спонтанности своих добрых реакций на мир именно таковы, какими нас хотел бы видеть Господь.
Каждый человек устроен по-своему, и каждый по-своему красив, умен, талантлив. Очень важно набраться смелости и принять это, не осуждать в себе то хорошее, что есть. Не запирать свое сердце за семью замками, не стараться быть умнее всех и хитрее всех. Быть нефарисеем, быть нелицемером, быть живым.
- Если я живой, я не конструирую схемы, логику, я просто знаю, что мне надлежит поступать по отношению к другому человеку или к самому себе определенным образом, что это правильно, - отмечает Игорь Красильников. - Это страшно может быть. Это требует определенного рискового поведения. Но ты говоришь себе: «Хотя я и трушу, но поступить иначе не могу». И вот тут-то и кончается самообман, кончается лицемерие.
Какие примеры могут проиллюстрировать слова специалиста-психолога? Тонущего человека нужно спасать, а не рассуждать: «Целесообразно ли мне рисковать жизнью из-за него? Он - бомж с пятью судимостями, алкоголик, а такие, как я, сегодня особенно нужны обществу». Ребенка с диагностированной на эмбриональной стадии болезнью Дауна нужно родить и воспитать, а не обманывать себя «гуманными» доводами о том, что ему лучше не существовать. Это требует мужества, но прежде всего - честности, отсутствия самообмана.
Журнал «Православие и современность» № 28 (44)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-fariseystvo-ot-straha-tolko-ne-bojiego