Десять вопросов доктору богословия протоиерею Александру Федосееву

Десять вопросов доктору богословия протоиерею Александру Федосееву

Здравствуйте, отец Александр! Сейчас идет Великий Пост. Какое значение Четыредесятница имеет в жизни православного христианина?

Здравствуйте! Вы задали важный вопрос, который волнует многих, особенно воцерковляющихся людей. В Святую и Великую Четыредесятницу Церковь предписывает нам соблюдать достаточно строгий пост по сочетанию ограничений в пище и продолжительности. Но это время совершенно необходимо нам для духовного очищения перед величайшим праздником в жизни каждого православного христианина - Светлого Христова Воскресения. В этот пост мы вспоминаем важнейшие моменты жизни Спасителя: сам пост установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыни, к нему присовокупляются Лазарева Суббота, Вход Господень во Иерусалим и Страстная Седмица. Великий Пост - время глубоко переосмысления своей жизни, поступков, мыслей, время открыть Богу сердце и принести достойные плоды покаяния.

Каждый Великий Пост начинается с канона Андрея Критского. Что нужно знать о нем?

Канон Андрея Критского - одно из величайших произведений церковной гимнографии, почти не имеющий равных в красоте, простоте и силе молитвы, заключенной в нем. Святой Андрей Критский в своем творении описывает библейскую историю, начиная от Адамова изгнания. Но самой важной мыслью, заключенной в каноне, является идея покаяния, очищения от грехов. Именно с этой целью Православная Церковь читает этот святой канон - он становиться началом нашего большого покаянного пути на всем протяжении Великого Поста.

Вы говорите, что канон призывает нас к покаянию. Какое место покаяние занимает в жизни православного христианина?

Еще Господь в Евангелии говорил, осуждая фарисеев, что они очищают только внешнее «стклянницы или блюда», а внутреннее оставляют грязным. Человек тоже является некоторым сосудом, вместилищем, но не каких-то продуктов, подобно бутылкам, блюдам и другой утвари, а самого Духа Божия. Каждый раз, приобщаясь Святых Христовых Таин, человек становиться домом для Святого Духа. А можно ли представить православного христианина, сознательно принимающего в оскверненную грехом, «грязную» душу Святого Духа? Думаю, что нет. Поэтому так важно для нас очищать свои души слезами молитвенного покаяния, становиться чистым сосудом, святым вместилищем Святого Духа. А именно в Таинстве Покаяния Господь отпускает нам грехи.

Скажите, а как в церкви появилось Таинство Покаяния? Ведь апостолы не исповедовались у Христа, да и часто можно услышать или прочитать, что первые христиане не знали этого Таинства.

На самом деле исповедь была известна христианам во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». А установил Таинство Покаяния сам Христос, даруя апостолам власть вязати и решити грехи: «имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Иоанн 20:22,23). Уже в древности к исповеди прибегали в основном перед причастием Святых Христовых Таин, так как этого требовали и по сей день требуют церковные каноны. Возглас «Святая святым» в конце Литургии после Евхаристического Канона совершенно ясно дает понять, что Святое Причастие преподается Святым, то есть очищенным от греха, людям. Первые христиане стремились вести праведную жизнь и не грешить после Крещения, но не всем это удавалось и, чтобы соблюсти этот глубоко правильный церковный принцип преступления к Причастию очищенных от грехов людей, была введена исповедь для желающих причаститься. Особая потребность в покаянии возникает в христианской церкви после принятия Императором Константином Миланского эдикта, легализовавшего церковь в пределах восточной Римской Империи. После принятия этого решения, многие стали принимать крещение из числа не твердых в вере людей, которые не имели столь же сильную волю подобно первым христианам и не могли устоять в истине и не грешить.

Насколько мне известно, во время исповеди священник должен не только внимательно слушать кающегося, но и по возможности подсказывать ему пути исправления. Но в современном мире сложно сохранять благочестие, когда человек оказывается искушаем со всех сторон. Есть даже такая распространенная новомодная поговорка: как попасть в рай, если 5 из 7 смертных грехов - образ жизни?

Мы действительно живем в мире, в котором происходят быстрые и глубокие изменения. Люди меняются, меняется их представление о будущем. В новой ситуации оказался и современный христианин. Постоянная духовная динамика, основанная на святоотеческой традиции, пронизанная церковными Таинствами - вот необходимый фундамент религиозной жизни христианина в современном мире. Евангелие требует не останавливаться на своем пути - кто познает слова Иисуса, должен идти вперед. А тот, кто идет, меняется, и тем самым изменяет мир. Это постоянное изменение к лучшему, обретение смысла и любви и есть главная цель жизни христианина. Именно в постоянном личном духовном самосовершенствовании как пастыря, так и его паствы, кроется современная формула спасения в лоне церковном, когда никакие внешние треволнения не смогут помешать нам славить Господа словом и делом.

Сегодня часто можно услышать, что в храм ходить не обязательно, что самое главное - это Бог в душе, а молиться можно и дома. Как бы вы прокомментировали подобные вещи?

К сожалению, это заблуждение действительно достаточно широко распространено сегодня в России, причем у людей самого разного возраста и социального статуса. Пренебрегая Церковью человек в первую очередь отказывает ей в богоустановленности, хотя именно 12 апостолов - ближайших учеников Христовых - считаются основателями христианской церкви. И каждый год на пятидесятый день после Пасхи мы празднуем День Святой Троицы, который является днем установления Церкви Христовой на Земле. Сам Господь говорит в Евангелии, что где двое или трое собираются в Мою честь, там и Я посреди них. Из слов Спасителя следует, что каждое богослужение Он присутствует особо в храме и именно в этот момент мы и молимся Ему. А самым серьезным минусом для непосещающих храм Божий является лишенность их Святого Причастия.

А не могли бы вы поподробнее рассказать о Причастии?

Святая Евхаристия занимает центральное место в жизни любого православного христианина. Сам Христос в конце своего земного бытия устанавливает это Таинство и заповедует своим ученикам регулярно повторять Причащение Святых Тела и Крови Христовых в Его воспоминание:

«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:22-24).

Кроме того, Христос учил о необходимости Причастия. В Евангелии от Иоанна мы находим слова Христа, что кто не будет есть тела Его и пить крови Его, тот не будет иметь части с ним и не получит «живота», то есть жизнь вечную, спасение. В таинстве святой Евхаристии мы наполняем всю свою сущность самим Богом, просвещаемся и просветляемся божественным в нас присутствием. Таким образом, являясь богоустановленным Таинством, Евхаристия является обязательной составляющей нашего спасения, без Причастия христианин не наследует небесные обители.

Скажите, а нужно ли как-то готовиться к этому Таинству? Есть ли еще какие-то важные моменты кроме исповеди?

Безусловно важным элементом подготовки христианина к принятию Святых Христовых Тайн является молитва. Святая Церковь устами отцов и учителей говорит нам, что мы ежедневно должны просить у Господа прощения за свои прегрешения и прославлять Его благость и о нас попечение. Тем более следует обратить самое пристальное внимание на молитву при подготовке к столь великому Таинству, как Святое Причастие, ибо Евхаристия является венцом всех церковных таинств. Перед Причастием полагается 3-х дневный пост с посещением богослужений, чтение канона покаянного Господу Иисусу Христу, канона Пресвятой Богородице и канона Ангелу Хранителю, а также исполнение Последования ко Святому Причащению. Все эти молитвы можно найти в любом молитвослове.

Возвращаясь к теме покаяния и Великого Поста: скажите, для чего Церковь устанавливает поминовение усопших накануне поста и в три субботы на 2й, 3й и 4й неделях поста?

Вообще поминовение усопших является очень важной обязанностью каждого православного христианина, можно сказать, что это наш христианский долг. Оказывая в молитве внимание к нашим почившим сродникам, друзьям, близким мы не только испрашиваем у Господа прощения их прегрешений, но и получаем их молитвы за нас, многогрешных. Церковь поминает усопших весь год, но в особые дни, такие как Вселенская Родительская Суббота перед Великим Постом и 3 субботы во время, мы разделяем нашу покаянную молитву ко Господу с нашими почившими сродниками, образуя единство Церкви Земной и Церкви Небесной.

И последний вопрос. Отец Александр, что вы можете сказать о праздновании в первое воскресенье Великого Поста Торжества Православия?

День Торжества Православия в первую очередь напоминает нам о победе над ересью иконоборчества, последним крупным гонением на Христианскую Церковь в Римской Империи. Но также в этот день мы вспоминаем, как важно хранить нашу веру в ее первозданной чистоте. Мы радуемся, что пребываем в вере чистого исповедования, в духовности подлинно евангельской, сохраняя емкое, глубокое и очень поучительное наше православное Богослужение.

Митрополит Антоний Сурожский в марте 1969 года говорил, обращаясь к своей пастве: «Торжество Православия мы видим в двух вещах: в том, что православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные народные общины, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте свою веру, и в том, что сохранили благоговейно свое богослужение, сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и Отцами Церкви в течение всех веков нашей Церковной жизни».

Спаси вас Господь, отец Александр, за ваши ответы!
Беседу вела Анисимова Ольга

http://sozidatel.org/vera-i-czerkov/4847-desyat-voprosov-doktoru-bogosloviya-protoiereyu-aleksandru-fedoseevu.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий