Здравствуйте, отец Александр! Сейчас идет Великий Пост. Какое значение Четыредесятница имеет в жизни православного христианина?
Здравствуйте! Вы задали важный вопрос, который волнует многих, особенно
воцерковляющихся людей. В Святую и Великую Четыредесятницу Церковь
предписывает нам соблюдать достаточно строгий пост по сочетанию
ограничений в пище и продолжительности. Но это время совершенно
необходимо нам для духовного очищения перед величайшим праздником в
жизни каждого православного христианина - Светлого Христова Воскресения.
В этот пост мы вспоминаем важнейшие моменты жизни Спасителя: сам пост
установлен в память 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыни, к нему
присовокупляются Лазарева Суббота, Вход Господень во Иерусалим и
Страстная Седмица. Великий Пост - время глубоко переосмысления своей
жизни, поступков, мыслей, время открыть Богу сердце и принести достойные
плоды покаяния.
Каждый Великий Пост начинается с канона Андрея Критского. Что нужно знать о нем?
Канон Андрея Критского - одно из величайших произведений церковной
гимнографии, почти не имеющий равных в красоте, простоте и силе молитвы,
заключенной в нем. Святой Андрей Критский в своем творении описывает
библейскую историю, начиная от Адамова изгнания. Но самой важной мыслью,
заключенной в каноне, является идея покаяния, очищения от грехов.
Именно с этой целью Православная Церковь читает этот святой канон - он
становиться началом нашего большого покаянного пути на всем протяжении
Великого Поста.
Вы говорите, что канон призывает нас к покаянию. Какое место покаяние занимает в жизни православного христианина?
Еще Господь в Евангелии говорил, осуждая фарисеев, что они очищают
только внешнее «стклянницы или блюда», а внутреннее оставляют грязным.
Человек тоже является некоторым сосудом, вместилищем, но не каких-то
продуктов, подобно бутылкам, блюдам и другой утвари, а самого Духа
Божия. Каждый раз, приобщаясь Святых Христовых Таин, человек становиться
домом для Святого Духа. А можно ли представить православного
христианина, сознательно принимающего в оскверненную грехом, «грязную»
душу Святого Духа? Думаю, что нет. Поэтому так важно для нас очищать
свои души слезами молитвенного покаяния, становиться чистым сосудом,
святым вместилищем Святого Духа. А именно в Таинстве Покаяния Господь
отпускает нам грехи.
Скажите, а как в церкви появилось Таинство Покаяния? Ведь
апостолы не исповедовались у Христа, да и часто можно услышать или
прочитать, что первые христиане не знали этого Таинства.
На самом деле исповедь была известна христианам во времена апостолов, о
чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из
уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». А установил
Таинство Покаяния сам Христос, даруя апостолам власть вязати и решити
грехи: «имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся»
(Иоанн 20:22,23). Уже в древности к исповеди прибегали в основном перед
причастием Святых Христовых Таин, так как этого требовали и по сей день
требуют церковные каноны. Возглас «Святая святым» в конце Литургии после
Евхаристического Канона совершенно ясно дает понять, что Святое
Причастие преподается Святым, то есть очищенным от греха, людям. Первые
христиане стремились вести праведную жизнь и не грешить после Крещения,
но не всем это удавалось и, чтобы соблюсти этот глубоко правильный
церковный принцип преступления к Причастию очищенных от грехов людей,
была введена исповедь для желающих причаститься. Особая потребность в
покаянии возникает в христианской церкви после принятия Императором
Константином Миланского эдикта, легализовавшего церковь в пределах
восточной Римской Империи. После принятия этого решения, многие стали
принимать крещение из числа не твердых в вере людей, которые не имели
столь же сильную волю подобно первым христианам и не могли устоять в
истине и не грешить.
Насколько мне известно, во время исповеди священник должен
не только внимательно слушать кающегося, но и по возможности
подсказывать ему пути исправления. Но в современном мире сложно
сохранять благочестие, когда человек оказывается искушаем со всех
сторон. Есть даже такая распространенная новомодная поговорка: как
попасть в рай, если 5 из 7 смертных грехов - образ жизни?
Мы действительно живем в мире, в котором происходят быстрые и глубокие
изменения. Люди меняются, меняется их представление о будущем. В новой
ситуации оказался и современный христианин. Постоянная духовная
динамика, основанная на святоотеческой традиции, пронизанная церковными
Таинствами - вот необходимый фундамент религиозной жизни христианина в
современном мире. Евангелие требует не останавливаться на своем пути -
кто познает слова Иисуса, должен идти вперед. А тот, кто идет, меняется,
и тем самым изменяет мир. Это постоянное изменение к лучшему, обретение
смысла и любви и есть главная цель жизни христианина. Именно в
постоянном личном духовном самосовершенствовании как пастыря, так и его
паствы, кроется современная формула спасения в лоне церковном, когда
никакие внешние треволнения не смогут помешать нам славить Господа
словом и делом.
Сегодня часто можно услышать, что в храм ходить не
обязательно, что самое главное - это Бог в душе, а молиться можно и
дома. Как бы вы прокомментировали подобные вещи?
К сожалению, это заблуждение действительно достаточно широко
распространено сегодня в России, причем у людей самого разного возраста и
социального статуса. Пренебрегая Церковью человек в первую очередь
отказывает ей в богоустановленности, хотя именно 12 апостолов -
ближайших учеников Христовых - считаются основателями христианской
церкви. И каждый год на пятидесятый день после Пасхи мы празднуем День
Святой Троицы, который является днем установления Церкви Христовой на
Земле. Сам Господь говорит в Евангелии, что где двое или трое собираются
в Мою честь, там и Я посреди них. Из слов Спасителя следует, что каждое
богослужение Он присутствует особо в храме и именно в этот момент мы и
молимся Ему. А самым серьезным минусом для непосещающих храм Божий
является лишенность их Святого Причастия.
А не могли бы вы поподробнее рассказать о Причастии?
Святая Евхаристия занимает центральное место в жизни любого
православного христианина. Сам Христос в конце своего земного бытия
устанавливает это Таинство и заповедует своим ученикам регулярно
повторять Причащение Святых Тела и Крови Христовых в Его воспоминание:
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и
сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив,
подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового
Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:22-24).
Кроме того, Христос учил о необходимости Причастия. В Евангелии от
Иоанна мы находим слова Христа, что кто не будет есть тела Его и пить
крови Его, тот не будет иметь части с ним и не получит «живота», то есть
жизнь вечную, спасение. В таинстве святой Евхаристии мы наполняем всю
свою сущность самим Богом, просвещаемся и просветляемся божественным в
нас присутствием. Таким образом, являясь богоустановленным Таинством,
Евхаристия является обязательной составляющей нашего спасения, без
Причастия христианин не наследует небесные обители.
Скажите, а нужно ли как-то готовиться к этому Таинству? Есть ли еще какие-то важные моменты кроме исповеди?
Безусловно важным элементом подготовки христианина к принятию Святых
Христовых Тайн является молитва. Святая Церковь устами отцов и учителей
говорит нам, что мы ежедневно должны просить у Господа прощения за свои
прегрешения и прославлять Его благость и о нас попечение. Тем более
следует обратить самое пристальное внимание на молитву при подготовке к
столь великому Таинству, как Святое Причастие, ибо Евхаристия является
венцом всех церковных таинств. Перед Причастием полагается 3-х дневный
пост с посещением богослужений, чтение канона покаянного Господу Иисусу
Христу, канона Пресвятой Богородице и канона Ангелу Хранителю, а также
исполнение Последования ко Святому Причащению. Все эти молитвы можно
найти в любом молитвослове.
Возвращаясь к теме покаяния и Великого Поста: скажите, для чего
Церковь устанавливает поминовение усопших накануне поста и в три субботы
на 2й, 3й и 4й неделях поста?
Вообще поминовение усопших является очень важной обязанностью каждого
православного христианина, можно сказать, что это наш христианский долг.
Оказывая в молитве внимание к нашим почившим сродникам, друзьям,
близким мы не только испрашиваем у Господа прощения их прегрешений, но и
получаем их молитвы за нас, многогрешных. Церковь поминает усопших весь
год, но в особые дни, такие как Вселенская Родительская Суббота перед
Великим Постом и 3 субботы во время, мы разделяем нашу покаянную молитву
ко Господу с нашими почившими сродниками, образуя единство Церкви
Земной и Церкви Небесной.
И последний вопрос. Отец Александр, что вы можете сказать о
праздновании в первое воскресенье Великого Поста Торжества Православия?
День Торжества Православия в первую очередь напоминает нам о победе над
ересью иконоборчества, последним крупным гонением на Христианскую
Церковь в Римской Империи. Но также в этот день мы вспоминаем, как важно
хранить нашу веру в ее первозданной чистоте. Мы радуемся, что пребываем
в вере чистого исповедования, в духовности подлинно евангельской,
сохраняя емкое, глубокое и очень поучительное наше православное
Богослужение.
Митрополит Антоний Сурожский в марте 1969 года говорил, обращаясь к
своей пастве: «Торжество Православия мы видим в двух вещах: в том, что
православные люди, рассеянные по лицу земли или собранные в плотные
народные общины, несмотря на громадные трудности, сохранили в чистоте
свою веру, и в том, что сохранили благоговейно свое богослужение,
сохранили путь духовный, который нам завещан Христом в Евангелии и
Отцами Церкви в течение всех веков нашей Церковной жизни».
Спаси вас Господь, отец Александр, за ваши ответы!
Беседу вела Анисимова Ольга