Архиепископ Кирилл (Гундяев) в первые годы управления Смоленской и Вяземской епархией: взгляд уполномоченного

 Архипастырская деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла давно уже стала предметом внимания многих церковных ученых. Публикуемое исследование доктора исторических наук, кандидата богословия, профессора Ивановского филиала Института управления А.А. Федотова поможет читателю представить, какими были первые годы служения архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла на Смоленской кафедре, с какими трудностями ему пришлось столкнуться. Материал основан на отчетах уполномоченного Совета по делам религий за 1985-1987 годы.

Архипастырская деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла давно уже стала предметом изучения многих церковных историков. Для получения более объемной картины его служения необходимо знакомство с разными материалами. В частности для того, чтобы представить, какими были первые годы служения архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла на Смоленской кафедре, с какими трудностями ему пришлось там столкнуться, существенный интерес представляют информационные отчеты уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по Смоленской области за 1985, 1986 и 1987 годы. Эти материалы позволяют сделать предположения, на основании каких практических событий своего архипастырского служения Патриарх пришел к выводу о необходимости начать процесс создания новых епархий и митрополий (ведь количество приходов Смоленской епархии, когда он ее возглавил, было меньшим, чем в большинстве создаваемых сегодня в России епархий, и возможности архиерея были существенно меньше); несмотря на субъективность повествователя, наглядно показывают, как сам он начинал свое служение в качестве правящего архиерея, находясь в положении намного более сложном, чем большинство из епископов, назначаемых сегодня во вновь образуемые епархии.

В отчете за 1985 год уполномоченный В.П. Корольков дал новоназначенному управляющему Смоленской епархией следующую характеристику: «Гундяев Владимир Михайлович, 1946 г. рождения, русский, магистр богословия, профессор. Епархию возглавил в январе 1985 года. За этот период проявил себя энергичным, грамотным и активным архиереем. Быстро разобрался в проблемах, стоящих перед епархией. Особую активность проявляет в укреплении кадров духовенства молодыми, образованными, имеющими духовное образование священнослужителями. С этой целью использует свои связи с выпускниками Ленинградской духовной академии и семинарии. Проявляет озабоченность неудовлетворительным техническим состоянием ряда сельских храмов. Пытается глубоко вникнуть в жизнь религиозных объединений русской православной церкви. Выезжает в городские и сельские приходы, где проводит архиерейские службы. Систематически выступает с яркими эмоциональными религиозными проповедями. Под его руководством проведена работа по упорядочению епархиального архива, организации делопроизводства, бухгалтерии и ведению хозяйства. В политической обстановке ориентируется грамотно. Выражает глубокое удовлетворение теми процессами, которые происходят внутри нашего общества. Принимает активное участие во внешней деятельности Московского патриархата»[1]. Далее уполномоченный писал еще об общецерковной, экуменической и преподавательской деятельности новоназначенного архиерея, завершая характеристику тем, что архиепископ «свои отношения с уполномоченным Совета по делам религий и местными органами власти строит правильно, на деловой основе, которые носят конструктивный, доброжелательный и вместе с тем принципиальный характер»[2].

Смоленская епархия, когда в нее был назначен архиепископ Кирилл, переживала не самые лучшие времена. Сокращалось количество храмов (из 38 в 1980 году, в 1985 остались лишь 36)[3]. Невелико было количество духовенства: 1 архиепископ, 36 священников и 4 диакона[4]. Кадровая политика нового архиерея проявилась уже в первый год его служения на Смоленской земле. Как писал уполномоченный, «идет процесс замены и укрепления кадров священнослужителей за счет выпускников духовных учебных заведений. Так, в течение 1985 года в Смоленскую епархию прибыло после окончания Ленинградской духовной академии 2 выпускника, с ученой степенью кандидата богословия и 3 выпускника, закончивших духовные семинарии. Взят курс на омоложение состава служителей культа. Так, 58,5% священнослужителей Смоленской епархии в возрасте до 40 лет. Увеличивается количество служителей культа со средним и высшим духовным образованием. В настоящее время их 41,4%, причем 7,3% имеют ученую степень»[5].

В это время в епархии ощущался кадровый голод: из-за отсутствия священнослужителей в 1985 году не проводились или проводились нерегулярно богослужения в пяти сельских и двух городских приходах[6]. Необходимость решений в кадровой сфере была видна даже из того, что писал о духовенстве уполномоченный всего лишь за год до назначения нового управляющего Смоленской епархией: «большинство священников пассивны, не проявляют особого энтузиазма в выполнении своих обязанностей. Таковы настоятели церквей: Одигитриевской в с. Ректы Дорогобузского района Долгополов П.Г., Вознесенской в с. Кузьмичи Ершичского района Синячкин В.И., Никольской в д. Николо-Яровня Кардымовского района Кулагин В.Н., Спасской в с. Тесово Новодугинского района Биляк И.В. и некоторые другие. Отдельные ведут себя недостойно, пьянствуют. За систематическое пьянство отстранен от должности второй священник Спасо-Окопной церкви в г. Смоленске Печерский С.М., по прежнему недостойно себя ведет священник Никольской церкви с. Липецы Новодугинского района Ховайло С.С., на почве прогулов возникли противоречия между вторым священником Вознесенской церкви в Гагарино Поваляевым и исполнительным органом этой церкви»[7].

Стремление архиепископа Кирилла использовать приближающийся юбилей 1000-летия Крещения Руси для активизации церковной жизни в Смоленской области уполномоченный описывал так: «архиепископ высказал идею о том, что было бы неплохо, если бы патриархия избрала г. Смоленск местом проведения одной из небольших богословских конференций с привлечением иностранных делегаций, с количеством участников до 50 человек. Так как за такими городами как Москва, Ленинград, Киев, где предусмотрено проведение соответствующих мероприятий, наиболее достойными, по его мнению, являются Смоленск, а также Владимир. Во-вторых, церковники стремятся использовать юбилей для решения вопросов, связанных с укреплением материальной базы культовых зданий. Епархиальное управление проявляет заинтересованность в вопросах реставрации, обновления, украшательства церквей»[8].

Интересно цитирование уполномоченным годового отчета по Смоленской епархии (который, согласно существовавшим порядкам, архиерей отправлял кроме Патриархии еще и ему): «Общее состояние епархии следует признать удовлетворительным. Что касается существующих проблем, то их можно сформулировать следующим образом:

неравномерное распределение приходов по территории епархии;

неудовлетворительное техническое состояние ряда сельских храмов;

недостаток священников;

большой процент духовенства без богословского образования (33,3%);

острая нехватка регентов-псаломщиков;

отсутствие достаточного помещения для Епархиального управления;

проблемы управления на приходском уровне.

Если бы в повестку дня подготовки Смоленской епархии к 1000-летию Крещения Руси можно было бы поставить решение упомянутых проблем, то таковую подготовку следовало бы признать оптимальной, реально удовлетворяющей религиозные нужды православных жителей города и области»[9].

Уже в 1986 году архиепископу Кириллу удалось увеличить количество священников до 42 и диаконов до 6[10]. Интересна характеристика, даваемая архиереем смоленскому духовенству, которую процитировал уполномоченный: «Духовенство Смоленской епархии составляют в основном лица в возрасте до 40 лет, имеющие среднее образование. По своему настроению - это люди благочестивые, трезвые, имеющие хорошие семьи, патриоты своего Отечества. Обращает на себя внимание здоровый семейный уклад большинства священнослужителей, их высокая нравственность. Негативным фактором является отсутствие богословского образования у ряда клириков Смоленской епархии»[11]. И уполномоченный далее пишет, что «следует отметить, что характеристика кадров духовенства, даваемая архиепископом, довольно объективна и отражает ситуацию, которая сложилась в Смоленской епархии»[12]. То есть всего за два года новый архиерей сумел преодолеть существовавшие до него негативные тенденции в среде духовенства.

Представляет интерес, как в письме на имя уполномоченного архиепископ Кирилл отреагировал на материалы XXVII съезда КПСС: «удовлетворение вызвал тот факт, что в Программе КПСС атеистическое воспитание рассматривается как результат исключительно идейного воздействия, важнейшей частью которого является повышение трудовой и общественной активности людей, при неукоснительном соблюдении конституционных гарантий свободы совести. При этом отмечается недопустимость оскорбления чувств верующих. <...> Особое удовлетворение вызвал акцент на дальнейшее углубление и расширение демократизма нашего общества. В этой связи подчеркивается связь между демократией и законностью и говорится о необходимости и дальше улучшать качество советских законов. Понятно, что совершенствование отношений между церковью и государством, реализация конституционных прав верующих немыслимы в ином русле»[13].

Уже тогда, несмотря на еще вполне жесткую антицерковную позицию государства, управляющий Смоленской епархией начал развитие внешнецерковной миссии, направленной на все стороны жизни людей, о чем уполномоченный писал так: «На нынешнем этапе идет процесс выхода церкви за рамки отправления религиозных обрядов, наблюдаются попытки церковников влиять на быт и досуг, житейские потребности верующих, что естественно вызывает определенную тревогу, т.к. таковые действия направлены на укрепление позиций религиозных объединений и духовенства»[14].

В 1987 году архиепископу Кириллу удалось открыть еще один храм[15]. О его кадровых решениях уполномоченный писал, что «в его тактике - перестановка священнослужителей по приходам с целью их укрепления. Как правило, все крупные, наиболее доходные приходы на сегодня возглавляют инициативные, молодые, хорошо подготовленные профессионально священнослужители»[16]. Здесь нельзя не отметить того, что достигалось это в условиях, когда многие управляющие епархиями в России без разрешения уполномоченного вообще не могли принять никакого решения. За счет чего архиепископ Кирилл находился на особом положении? За счет своей международной и общецерковной деятельности, но в то же время и за счет своего умения работать с государственными чиновниками, которое отличало его уже тогда. При нем в Смоленск стали часто приезжать зарубежные религиозные деятели, только в 1987 году Смоленскую епархию посетили делегации из Финляндии, Франции, Голландии, Польши, ФРГ[17].

1988 год знаменовал начало нового этапа государственно-церковных отношений в Советском Союзе. Перемены, которые он с собой принес стали возможны, в том числе и благодаря деятельности епархиальных архиереев, в первую очередь архиепископа Смоленского и Вяземского Кирилла, направленной на изменение отношения к Русской Православной Церкви в регионах. Архипастырская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в первые годы его служения в качестве архиепископа Смоленского и Вяземского, несмотря на принципиальное изменение исторических условий, во многом может быть примером для тех епископов, которые посвящаются сегодня во вновь образуемые епархии - все силы были им направлены на архиерейское служение, он не боялся нестандартных решений, самое пристальное внимание уделял кадровому вопросу. То, как писал о нем уполномоченный, подтверждает, что уже в 1988 году архиепископ Кирилл имел «доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7) - четвертое из обязательных условий к кандидату в Патриархи, согласно принятому на Поместном Соборе 1988 года Уставу об управлении Русской Православной Церкви.



[1] Государственный архив Смоленской области (ГАСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 15

[2] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 16

[3] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 4

[4] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 6

[5] ГАСО. Ф. 985. Оп.2. Д. 74. Л. 8-9

[6] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 9

[7] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 73. Л. 6

[8] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 12

[9] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 74. Л. 13

[10] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 9

[11] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 10

[12] Там же.

[13] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 14

[14] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 75. Л. 15

[15] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 3

[16] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 5

[17] ГАСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 76. Л. 21

http://www.bogoslov.ru/text/3815391.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий