Каким должно быть лицо у Православия?

Когда-то в эпоху перестройки в прессе было запущено выражение «Социализм с человеческим лицом». А ведь на самом деле источником для этого выражения стала фраза Александра Дубчека, сказанная им 18 июля 1968 года во время выступления по телевидению.

В ней он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил своё человеческое лицо». События этого периода политической либерализации получили название «Пражская весна».

Идеологами перестройки в России, как и Пражской весны, под этим понималась попытка смягчения тоталитарного характера государства, привнесение в него демократических элементов. Горбачёв предпринял действия, которые, во-первых, отделяли государственную власть от власти КПСС, во-вторых, «вводили» элементы демократизации в структуры партийной бюрократии. Он понимал это как попытку «вернуться к Ленину». Но вот перестройку запутчило. К Ленину вернуться, слава Богу, не успели, но родили новых монстров, с которыми потом и жили все 90-е годы.

В этот момент кому-то показалось: «Эх, жалко, красивый термин пропадает!» И тогда произошла незаметная подмена, все забыли про социализм и начали бурно обсуждать новый лозунг: православие с человеческим лицом! Никому даже в голову не пришло, что мы имеем дело с самой настоящей идеологической диверсией. В этот период на остатках разваленного Союза стала стремительно возвышаться настоящая созидательная сила - Православная Церковь. Её надо было попытаться сделать «комфортной», удобной и необременительной. Это и есть главная причина всех претензий к нашему Православию за последние 20 лет - отсутствие комфорта.

Известно, что главный метод либерал-демократии - интеллигентная провокация. «Церковь-де не та, тоталитарная! Ей бы надо человеческое лицо! Даёшь либерализацию духовной жизни!»

Я помню ответ на эту словесную эквилибристику московского пастыря протоирея Александра Шаргунова: «А с каким ещё лицом может быть Церковь? Только с человеческим, с ликом Христа!»

Прошло с тех пор лет 20. И вот новая волна попыток показать «человеческое Православие» захлестнула Церковь. Только теперь уже изнутри. Создаётся даже такое впечатление, что некоторые молодые священники соревнуются, кто креативней и современней, кто найдёт самый примитивно-доходчивый язык проповеди. Там, глядишь, какой-нибудь отец красуется перед камерой на YouTube: «Это фуфло, а тут чувак с чувихой... Анджелина Джоли - класс». Или концерт в городе Одессе хора семинаристов, на мотив «Хава нагилы» поющих православную молитву «Многая лета». Однако никто не говорит, что это Православие с пейсами, это, видимо, то самое - с человеческим лицом.

Не отстаёт и православная журналистика, например, недавно на популярном православном портале читаю заголовок: «Приключения Библии в России: быть ли новому переводу?» Интересно, это кому-то ещё режет слух? Или уже привыкли? Страх Божий потеряли? Тогда объясняю: Библия - это не приключения «Итальянцев в России». Это Бытие, Исход... Евангелие, Апокалипсис... Вот вышла книга одного священника, а к ней предисловие очень хорошего, уважаемого мною журналиста, где он про батюшку пишет: «Священник с человеческим лицом». Я что, должен сразу себе представить, будто нас окружает безчисленное количество попов с нечеловеческими физиономиями? Конечно, не этого эффекта добивался журналист, а хотел подчеркнуть удивительную духовность и образованность батюшки. Но слух опять режет.

К сожалению, мы часто забываем слова Спасителя: Царство Мое не от мира сего. Слова эти неизменны, как и всё Евангелие. Однако новые традиции либерального диалога таковы, что напоминание об Истине теперь называют некорректной запредельной критикой.

Современные православные либералы очень хорошо научились манипулировать двумя понятиями: свобода и любовь. Если вы такому «ортодоксу» на его мысли об обновлении Церкви, якобы закосневшей, не идущей «в ногу со временем», скажете: «Так нельзя», - то сначала обязательно услышите: «Господь сказал: Се творю все новое!». Когда же просто поймаете за руку такого товарища, обратив внимание на противоречие мнению отцов Вселенских Соборов, вас сразят любовью: «Что ты, брат, надо всё с любовью решать! Ты же православный, христианин!» И вот приходится отходить, сокрушаясь в сердце своём об отсутствии любви, не зная, как и ответить. Вспомнится вдруг заушение Ариево, и совсем неразбериха в голове начнётся. А тут ещё вдогонку что-то про кота Леопольда пошутят: «Ребята, давайте жить дружно!»

Я очень люблю святителя Николая и часто многие современные события измеряю таким образом: а за это великий святитель мог заушить или нет? Так же советую и плывущим в мэйнстриме «Православия с человеческим лицом» задумываться иногда: а если придёт и прямо в ухо?

Пётр Олегович КОНДРАТЬЕВ

http://www.russdom.ru/node/7476

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Кондратьев:
Зачем православных учить политике?
Беседа с руководством Православного гуманитарного института «Со-действие»
09.09.2013
Кто понял, о чем сказал Президент?
Или о подлинном смысле термина «мультикультурализм»
14.02.2011
Гламур и фэнтези как способ уничтожения национальной системы ценностей
Из выступления на конференции «Национальная система ценностей как залог процветания России» в рамках XIX Рождественских чтений
06.02.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Полтораки
04.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019