«Затем, чтобы верующие отвечали за свою страну перед Богом!» - убежден ректор Московского института дополнительного образования и повышения квалификации «Со-действие» Петр Кондратьев. И поэтому с нынешнего учебного года в православном гуманитарном вузе открывается новый проект под названием «Школа начинающего политика».
И первый вопрос - к его ректору:
- Петр Олегович, что сподвигло Вас на создание такого проекта?
- Последнее время я много думал об эсхатологических и конспирологических настроениях в обществе. В среде православных прихожан часто можно услышать рассуждения о конце света, мировом заговоре, возрождении или - наоборот - гибели России. Все это и подвело меня к мысли о необходимости создания лекториев, где бы акцент делался на политике, причем с учетом святоотеческой традиции взгляда на историю. Но знакомство с некоторыми депутатами Государственной Думы разных лет, бывшими крупными чиновниками и министрами дало импульс к реализации этих идей в формате «Школы начинающего политика». А непосредственную работу над новым проектом ведет Алексей Борисович Щедрин - опытный юрист, православный человек с активной гражданской позицией. Его хорошо знают и во «Всемирном Русском Соборе», Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества. Еще он - соучредитель Общественной организации духовно-нравственного развития и военно-патриотического воспитания детей и молодежи «Русичи» и главный юрисконсульт Общественной приемной редакции журнала «Человек и Закон».
- Тогда позвольте задать следующий вопрос уже Алексею Борисовичу. Алексей Борисович, какова, на Ваш взгляд, главная цель «Школы православного политика»?
- В «Школе начинающего политика» мы хотим создать условия для реализации потенциала православных граждан на муниципальном уровне, в районе, области, и выше, и выше, и выше. В рамках проекта планируется проведение образовательных мероприятий, организация дискуссионных площадок, налаживание системы коммуникаций между представителями молодежи и лидерами политической и экономической сфер. Программа курса предусматривает встречи с известными политиками, депутатами Государственной Думы разных созывов, общественными деятелями, сотрудниками синодальных отделов Русской Православной Церкви, членами Общественной Палаты РФ. Причем, это будут люди разных политических взглядов.
Православные христиане не должны забывать о нравственной оценке любого поступка, будь то государственное решение или законодательная инициатива. Мы должны думать не только о том, что рационально, но и о том, что праведно.
- Вы упомянули активную молодежь. Кто Ваши студенты? Только ли молодые люди могут прийти к Вам на занятия?
- Возрастная категория здесь не главное. А главное то, что вокруг нас есть люди с высоким культурным уровнем и высшим образованием, специалисты в различных областях, чей потенциал не до конца раскрыт и направлен на благо общества. Это работники искусства, писатели, предприниматели, педагоги, военные, чиновники и т.д. Они обладают опытом и знаниями, которые пока еще не востребованы местной властью. Наша школа в данном случае могла бы выступить в качестве организатора таких мероприятий: собрать вокруг себя людей доброй воли для оценки происходящих на местном уровне процессов и их корректировки, для разработки предложений, которые можно было бы адресовать местной власти.
Среди прихожан можно встретить много талантливых людей, представителей самых разных профессий. Объединившись, они способны принести куда большую пользу, чем когда трудятся по отдельности.
Мы ориентируемся на активных православных людей, душой болеющих за Церковь и Отечество, и интересующихся политическими процессами, государственным и муниципальным управлением, деятельностью различных партий.
- Вам не кажется, что сейчас почти все политики стараются «засветиться» в облике православного патриота?
- В наше время политики часто говорят о христианстве и - излишне часто - о Православии. Излишне, поскольку многих из них интересует при этом лишь тривиальный вопрос приобретения электората. Что ж, в какой-то мере их можно понять. Православные христиане в нашей стране, судя по всему, составляют самую значительную общественную группу. Причем, это только, если говорить о прихожанах - о воцерковленных людях. А тех, для кого христианство, Православие - основа самоиндетификации, самоопределения в мире, их гораздо больше. Они составляют большинство населения Российской Федерации. Ибо восточное христианство - не только Церковь, не только вероисповедание, но и культура. К ней человек принадлежит по рождению. И политик, и педагог, и рабочий или ученый...
- Алексей Борисович, каким основным принципам важно научить будущих православных политиков?
- Участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах Евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову. Христианское, в особенности, православное сознание рождает национально-государственное мышление - ощущение принадлежности к священному Отечеству, которое отнюдь не тождественно государству - политическому институту со всеми его несовершенствами и грехами.
Для верующего человека Отечество понимается как дар, врученный для непрерывного активного созидания. Поэтому все взлеты и неизбежные падения в стране не отчуждают его от Родины. Он, может быть, разочарован сегодняшним положением в государстве, но никогда не будет презирать свою страну и глумиться над собственной историей. Для верующего государство - это ценность сама по себе, а не потому, что оно совершенно (такого государства не было и вряд ли когда будет).
Именно религиозно-философское осмысление жизни - личной, национальной, государственной - помогает отличать добро и зло, грех и добродетель, красоту и уродство. Для религиозного человека государство, если хотите, - это общество семейного типа.
Сделав эту преамбулу, скажу, что целью нашего курса является формирование личности православного публичного деятеля, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для участия в политической жизни страны (региона, муниципального образования), а также для поддержки и продвижения церковных инициатив.
- И чему же будут учить в этой школе?
- В течение курса мы собираемся дать слушателям представление об основах политической науки, субъектах и механизмах политической деятельности, разъяснить такие понятия, как: «власть», «влияние», «государство», «общество», необходимые для осмысления социально-политических процессов, познакомить с фундаментальными идеями русских правоведов и экономистов. Мы будем способствовать пониманию роли религиозного фактора в современной политике, представим позицию Русской Православной Церкви по основным значимым вопросам современности. Наша задача - сформировать навыки для участия в публичных дискуссиях, анализа общественно-политической ситуации в России и мире, организации и проведения общественных мероприятий, выборных процедур, познакомить с деятельностью основных политических партий России.
- На Ваш взгляд, совместимы ли христианство и политика?
А почему - нет? Ведь ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Более того: такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства.
- Как Вы считаете: чем обусловлена необходимость появления православных политиков?
- Только нравственная политика приносит людям благо и мир. Где отсутствует нравственность, там не может быть истинных прав и свобод, благотворных для развития общества в рамках отдельных стран и международного сообщества в целом. Выделение прав и свобод личности в отдельную категорию без её тесной связи с обязанностями и ответственностью личности политика перед обществом, народом и собственной совестью порочно, антисоциально и антинационально.
После стабилизации политической системы в России, с принятием стратегического курса развития страны, участие православных людей в общественной и политической жизни России является крайне востребованной и необходимой для самого государства.
- Алексей Борисович, а нет ли у Вас беспокойства, что подобная деятельность будет встречена в штыки широким кругом людей - общественностью?
- Христианин - политик или государственный муж - должен ясно сознавать, что в условиях исторической реальности, а тем более в контексте нынешнего разделенного и противоречивого общества, большинство принимаемых решений и предпринимаемых политических действий приносит пользу одной части общества, одновременно ограничивая, либо ущемляя интересы и желания других. Многие действия неизбежно связаны с грехом или попустительствуют ему. Именно поэтому православный политик, государственный деятель должен обладать духовной и нравственной чуткостью.
На нынешнее бедственное духовно-нравственное положение российского общества обратил внимание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем выступлении на XII Всемирном русском Народном Соборе в феврале 2008 года: «Экономическая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент, погребая под своими обломками судьбы людей. Безнравственная экономика неэффективна и более того - нежизнеспособна, опасна. Не случайно в Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании, принятом Всемирным Русским Народным Собором говорится: «Состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности».
Эти слова Патриарха Кирилла напрямую можно отнести и к характеру экономики в странах Запада. Безнравственность является постоянным спутником капитализма. Его производное - коррупция, которая, как ни прискорбно об этом говорить, стала бедствием и для России.
- Бытует мнение, что политика - это грязное дело. Возможно ли побороть этот стереотип?
- Не перестаю удивляться этому утверждению. Некоторые считают, что политика всех портит. Но разве не наоборот? Разве не сами люди своими грехами портят государство и государственную политику? Современные средства массовой информации любят смаковать отвратительные истории о коррупции, подлогах, взятках и откатах. Но я уверен, что подвигов в жизни совершается гораздо больше, чем преступлений. Поэтому жизнь и продолжается. Вместо фраза «Политика - грязное дело», я привожу ученикам слова русского писателя Федора Достоевского, обращенные в назидание православным политикам будущей России: «Политика - это любовь к своей Родине».
* * *
В конце нашей беседы один из собеседников - ректор московского православного гуманитарного вуза Петр Кондратьев подчеркнул, что история Православной Церкви сохранила множество примеров самой активной вовлеченности как мирян так и духовенства в судьбы нашего государства:
- Преподобный Сергий Радонежский благословил на битву князя Димитрия и послал с ним двух иноков. Это ли не политический шаг? - спросил Петр Олегович. - А Кузьма Минин и князь Пожарский? Или вспомним 1917 год. Восстановление Патриаршества после почти двухсотлетнего перерыва - важнейшее церковно-политическое решение. Вспомним и события, не столь отдаленные от нас по времени, и воззвание Святейшего Патриарха Алексия II во время кровавого противостояния у Белого дома в 1993 году. Сегодня мы руководствуемся словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который неустанно в своих выступлениях повторяет: «Церковь, будучи отделена от государства, не отделена от общества».
Беседовала Елена Натыкина