Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева... Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи - в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура - отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала
XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской
земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера
создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей,
коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одежде,
тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая
себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории.
Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным
богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что
церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой
традицией. Но когда смотришь на скульптуры - так не думается. Перед
тобой - стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога,
а увидеть - как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко -
посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли
с далеким жарким Иерусалимом.
Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур
говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства
Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура
"Христос в темнице" из села Пашия поступила в галерею из Канабековской
часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение
уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со
сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких
случаях сохранились до наших дней.
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».
Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами,
собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко
привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное
произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает
о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной
композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины
(датируется XVII-XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви
села Ныроб Чердынского района) - все-таки больше лик. Обращенные
к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом
духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской
художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII-XIX веках.
Один из основателей коллекции - Николай Николаевич Серебренников, сын
священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С
1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном
в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные
находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией
и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.
Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта
Фото Валерия Заровняных.
Фото 1 - Ангел летящий из с. Сиринское
Фото 2 - Собор Архангелов. Из с. Губдор
Фото 4 - Богоматерь г. Пермь. XVIII в.
Фото 5 - Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее
Фото 6 - Положение во гроб. Из с. Нижний Шакшер
Фото 7 - Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы
Фото 8 - Христос в темнице. Из п. Пашия.
Автор: ГОЛОВКО Оксана
http://www.foma.ru/permskaya-skulptura.html