Православный брак - современный взгляд

0
289
Время на чтение 5 минут
Православный брак - современный взгляд

Согласно определению Катехизиса Русской Православной Церкви, брак есть одно из Семи Таинств, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Это определение сразу же дает нам понять великое значение брака как богоустановленного союза. Из Святого Евангелия мы знаем, что где двое или трое собираются во имя Господне, там и сам Господь прибывает среди них. Супруги и священнослужитель уже составляют трех человек, собранных ради дела Божия, а зачастую пришедших засвидетельствовать Таинство Брака людей значительно больше. Таким образом, каждый раз, когда супруги, стоя в храме, принимают друг друга в мужа и жену, сам Христос находится среди них и перед Лицом Спасителя брачующиеся произносят обещания в супружеской верности.

С великим трепетом и полной уверенностью в истинности слов супруги должны произносить слова согласия - они закрепляют свой союз не только видимым образом на Земле, но и незримо на Небе. А как мы знаем из Священного Писания, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак - это подвиг самоотвержения ради второго человека в этом союзе, а в перспективе и третьего, и четвертого - в зависимости от того, сколько Господь пошлет супругам детей. Если в браке происходит только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это непременно отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей - раскол домашней Церкви. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в Браке особые трудности. Самое страшное в браке - потеря любви.

Но что же мы видим в окружающем нас мире? Богоустановленное Таинство стремительно теряет свое значение, как не прискорбно это констатировать. Современное общество стремится освободиться от каких бы то ни было обязательств по отношению как к самому себе, так и к другим людям. Сегодня в центре внимания оказывается индивидуализм. Брак представляется чем-то мешающим жить полноценной свободной жизнью, жестко ограничивающими человека рамками. Вторая же категория людей сводит брак только к возможности проявления некоторой заботы друг о друге, считая при этом лишней «обузой» рождение и воспитание детей.

Святые отцы совершенно четко говорят нам, что взаимная любовь двух личностей эгоистична, так как направленна только внутри союза двух человек друг на друга. Совершенство же любви достигается в союзе трех личностей и в этом смысле чрезвычайно большое значение в браке имеет как раз рождение и воспитание детей. Не важно, сколько конкретно детей будет у супругов - что один ребенок, что несколько будут создавать как раз ту самую третью недостающую личность для созидания совершенной любви.

Отдельно стоит отметить, что ни мужчина, ни тем более женщина, не имеют в браке друг над другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь. Величайшая мудрость христианского брака - дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак - подобие брака небесного - Христа и Церкви - а там полная свобода. Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом. «Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве» (Кормчая, гл. 48).

Без любви к Спасителю никакое соединение не прочно, ибо ни во взаимном влечении, ни в общих вкусах, ни в общих земных интересах не только не заключается истинная и прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесное общение, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по природе своей, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности.

«Преславно иго двух верующих, - говорит Тертуллиан, - имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».

Святой Игнатий Богоносец в своем письме к святому Поликарпу Смирнскому писал:

«Внушай сестрам моим, чтобы они любили Господа и были довольны своими супругами по плоти и по духу; равным образом советуй и братьям моим, чтобы они во имя Иисуса Христа любили своих супруг, как Господь любит Церковь. А кто может в честь плоти Господней пребывать в чистоте, пусть пребывает, но без тщеславия».

Апостол Павел призывает не слушать лжеучителей, «запрещающих вступать в брак», которые явятся в последние времена. До конца времен будут совершаться браки православных христиан во славу Божию и на пользу человечеству, и благословенная семейная жизнь будет еще процветать, ибо благословение, которое испрашивается на всю Церковь, дается и малой Церкви - христианской семье.

Церковная традиция наделила Таинство Брака царским достоинством, чтобы еще раз подчеркнуть величайший и глубокий смысл совершаемого союза мужа и жены. В 4 веке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы брачующихся. На Западе им соответствовали брачные покровы, а на Востоке сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы - Адама и Евы - которым Господь отдал во владение все земное творение: «... и наполняйте землю, и владейте ею...» (Быт. 1, 28)

И все же, несмотря на столь высокую значимость Таинства Брака, Церковь допускает расторжение брачного союза. Право признания церковного брака несуществующим и разрешение вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Здесь важно отметить, что дозволяется лишь дважды вступать в повторный брак. Если во второй и даже в третий раз человек не смог справится с даваемым им обещанием, то четвертый и более брак по церковным правилам является для него недоступным.

Таинство Брака заключает в себе великую Премудрость Божию для совместного пути в Царствие Небесное двух любящих сердец, изливающих свою любовь друг на друга и на даруемых от Господа детей. Прискорбно видеть, как сегодня с каждым днем теряется значение этого таинства в современном обществе, но тем отраднее наблюдать каждое сознательное церковное венчание, как свидетельство истинной любви и Божией Премудрости.

Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев

http://sozidatel.org/vera-i-czerkov/4311-pravoslavnyiy-brak-sovremennyiy-vzglyad.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Федосеев
Все статьи Протоиерей Александр Федосеев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06