Прошедшая в Риме встреча-конференция «Православные и католики вместе в защиту семьи», организованная Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата, Папским советом по делам семьи и Папским советом по содействию христианскому единству, показала, что обе церкви намерены бороться за то, чтобы семья была возвращена в центр жизни общества и государства.
Институт семьи переживает в наши дни глубокий кризис, и трудно не видеть, что он спровоцирован, к сожалению, не в последнюю очередь правительствами некоторых стран, которые проповедуют вседозволенность.
Открывая конференцию, президент Папского совета по делам семьи, архиепископ Винченцо Палья назвал это событие историческим. Эта идея родилась в декабре прошлого года во время его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Проблемы семьи затронул также на недавней встрече с Папой Франциском митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Конференция в Риме стала первым этапом диалога между православными и католиками по проблемам семьи. Вторая встреча должна будет пройти в Москве, поскольку, как говорится в официальном коммюнике, «обращаясь к сокровищнице богословского, духовного и культурного наследия наших Церквей, мы делаем наше христианское свидетельство о ценности брака и семьи еще более действенным и актуальным».
Сам по себе факт, что две Церкви, которые до сих пор не преодолели многие противоречия, объединили усилия для защиты семьи, говорит о серьезности проблемы.
Как раз в дни конференции стало известно о том, что новый мэр Рима Иньяцио Марино дал согласие на регистрацию свободных союзов (как гомо-, так и гетеросексуальных), вызвав весьма резкую критику Ватикана.
На самом деле, вряд ли эта инициатива - более популистская, чем реальная - будет иметь далеко идущие последствия. Законными в Италии считаются только официально зарегистрированные браки, и только в этом случае государство признает права супругов.
Проблема в том, что в последние годы (особенно с началом экономического кризиса) число браков на Апеннинском полуострове резко сократилось, и если оно еще не упало до нуля, то лишь благодаря смешанным бракам итальянцев с выходцами из Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Впрочем, молодых людей тяжело винить в том, что они больше не хотят обзаводиться семьей. В современном западном обществе господствует культ индивидуализма, который всячески поощряется, и часто телевидение и другие средства массовой информации убеждают молодежь в том, что гораздо лучше и спокойнее выбрать иные формы сожительства. Многие пары предпочитают жить каждый у себя дома и время от времени встречаться, чтобы весело провести время. Таким образом, ни один из «партнеров» не хочет брать на себя ответственность за другого.
Монсиньор В. Палья отметил в своем выступлении, что многие молодые люди вступают теперь в брак не для того, чтобы построить нечто новое, но для удовлетворения личных амбиций. Такие семьи распадаются при первых же трудностях. Слабая семья свидетельствует о слабости общества, отсутствие семьи ведет к его нестабильности.
Он процитировал Николая Бердяева, который написал в свое время, что «мир стал текучим, фрагментарным, утратившим внутреннюю связь». Только в семье один человек приближается к другому, и этот «другой» становится самой важной частью нашей жизни.
В свою очередь, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул, что большая доля ответственности за драматическую ситуацию, в которой находится современная семья, лежит на правительствах тех стран, которые пропагандируют внебрачные сожительства или пытаются приравнять гомосексуальные союзы к браку и предоставить однополым парам право усыновлять и воспитывать детей. «Закон превращает ребенка из субъекта права в объект права - в предмет, обладать которым теперь может каждый, - заметил он. - Это принципиально новый взгляд на ребенка не как на «плод любви», а как на доступный любой «паре» предмет удовлетворения потребностей».
Во многих западных странах в законы вводятся поправки вопреки воле большинства, но в угоду конкретным меньшинствам, у которых есть свои сильные лобби в парламентах.
Во Франции, например, с будущего года в школах нельзя будет произносить слов «мальчики» и «девочки», вместо них - «дети» и «друзья». В Италии некоторые особенно «прогрессивные» директора школ ввели вместо слов «мама» и «папа» определения «родитель1» и «родитель2». Нетрудно заметить, что это делается в угоду именно гомосексуальных пар, которые усыновили детей.
На конференции была затронута тема отношений между поколениями. Психолог Паоло Ферлига в своем докладе подчеркнул, что только благодаря отношениям ребенка с матерью и отцом формируется здоровая психика. Дети из сплоченных, любящих семей лучше противостоят искушениям современного мира. Например, общаясь через социальные сети, они отдают себе отчет в том, что не все их корреспонденты настоящие друзья, тогда как дети из неблагополучных семей часто становятся жертвами Интернета и не умеют строить отношения с окружающими.
Было отмечено, что современная европейская культура страдает от глобализации. Иллюзией было бы считать, что можно стать гражданами мира, отказавшись от собственной культурной индивидуальности. Это ведет к утрате человеком своей идентичности. Человек, вырванный из родной культурной среды, чувствует постоянную неуверенность.
Сегодня как никогда важно сохранить семью, без которой у общества нет будущего. Протоиерей Максим Обухов, директор Православного просветительского центра «Жизнь», отметил, что сейчас «человечество переживает искушение, которое может уничтожить общество».
И Россия сталкивается с новыми вызовами, такими, как нежелание некоторых супругов иметь детей или новыми, все более изощренными формами абортов.
Альтернативы семье нет, уверен он, «содомский грех всегда существовал, но он никогда не считался нормой».
Несмотря на многие негативные явления действительности, участники дискуссии пришли к заключению, что нельзя терять оптимизма. Даже в нашем хаотичном, непрочном мире многие молодые люди хотят иметь семью, и модель христианской семьи, где, по словам Владимира Соловьева, «все составляют цель каждого, и каждый цель всех», должна стать для них примером. Как заметил митрополит Волоколамский Иларион: «Многие молодые люди... нуждаются в противоядии от пропаганды разврата, в твердом и последовательном руководстве к здоровой семейной жизни. И они ищут примеры для подражания. Если они не найдут их в Церкви, в христианских семьях, они не найдут их больше нигде».
http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/sodomskij_greh_ne_mozhet_byt_normoj_835.htm