Модель, уводящая в небо

Как писать храмы, будучи талантливым, верующим, но пока нецерковным человеком

Весной 2011 года, в дни Светлой Пасхи, в стенах правительства Саратовской области работала выставка картин саратовского художника Павла Жукова - своего рода знак общественного признания мастера. Сегодня его работы можно увидеть в любой церковной лавке - в наборе открыток, который носит то же самое название, что и весь цикл Жукова, - «Купола».

Картины Павла Николаевича отличаются спокойным, очень светлым звучанием, храмы на них вполне узнаваемы. Однако при этом саратовский художник постарался придать каждой «модели» свое неповторимое лицо, показать изюминку каждой церкви.

Диктатура ракурса

Павел Николаевич Жуков, саратовский художник, родившийся в нашем городе в 1968 году, отучившийся сначала в Центральной детской художественной школе, а затем в художественном училище им. А.Н. Боголюбова на отделении живописи, более всего известен в России и за рубежом как мастер городского пейзажа. В ряду картин, созданных Павлом Жуковым, есть виды Италии, Франции, Швеции. Однако видов родного города в них все-таки больше.

Любовь к нему остается неизменной: это становится понятно, если взглянуть на полотна, посвященные старому Саратову - уходящему, почти уже исчезнувшему, промытому осенними дождями или освеженному летним ветром с Волги. С недавних пор Саратов Жукова пополнился картинами с изображениями местных храмов.

«Работа над проектом ведется с лета 2010 года: тогда мне заказали две картины - изображения Покровского и Духосошественского кафедральных соборов, - рассказывает художник. - Когда трудился над вторым полотном, познакомился с митрополитом (на тот момент еще епископом) Саратовским и Вольским Лонгином. Это оказало на меня довольно сильное влияние, и я как-то спонтанно решил не оставлять избранного пути, решил посмотреть, насколько меня хватит...»

Павла Жукова хватило надолго - видов храмов у него более двух десятков. В набор открыток вошли 19 изображений. Но и сегодня проект продолжает пополняться новыми работами. Недавно художника попросили написать восстановленный Казанский храм в Петровске. Павел Николаевич ездил в командировку, осматривал церковь со всех ракурсов, фотографировал, думал, как лучше подать величественную «модель».

Свято-Троицкий собор

Вообще, первый шаг в картинах серии «Купола», по признанию Жукова, - фотосъемка. Иногда храм приходится снимать подолгу, в разных состояниях, с разным освещением, в разное время суток. Выбор ракурса диктуется тем главным, ради чего пишется картина.

«Для меня лично самыми главными вопросами являются, ради чего написана картина, что в ней главное, - объясняет Павел Жуков, указывая на картину с изображением Свято-Троицкого собора. - Для себя я тоже выбираю что-то, что хочу показать ярче всего, а все остальное - только поддержка этого главного...»

И действительно: с одной стороны, самый древний саратовский храм, который помнит еще Емельяна Пугачева, написан вроде бы с обычного ракурса - с того места, где заканчивается улица Московская и начинается пространство Музейной площади. А с другой, художник выбрал такой вид собора неслучайно. «Мне хотелось усилить перспективу, передать эффект от движения к спуску, но самое главное - показать фронтон, - отмечает живописец. - Свято-Троицкий собор изображен летним тихим вечером, на закате, когда последний луч падает на золото мозаики с изображением Святой Троицы. И это - центр картины».

Возвращение города

Покровский соборПавел Жуков, рассказывая о «Куполах», говорит, что были у него любимые, легкие в плане изображения храмы, но были и сложные, нелегко «раскрывающиеся» церкви. Дольше всего «сопротивлялся» храм в честь Всех Святых, в Земле Российской просиявших. По мнению художника, его эклектичная архитектура, не вполне удачное решение околохрамового пространства в этом имели решающее значение... Правда, когда смотришь уже на готовую картину, кажется, что не было у художника никаких трудностей - вот он, знакомый храм, именно так и выглядящий!

Самым любимым храмом Жуков называет Покровский храм на улице Горького. Дался сразу, хотя колокольня, казалось бы, огромная, но она на полотне есть - стала своего рода «входом» в композицию картины.

Дедушка, читающий газету. Мать, которая ведет ребенка за руку, а ее платье раздувает куполом ветер. Мужчина с авоськой. Коляски, автомобили, прихожане храмов и еще множество народу - картины Павла Жукова вообще густо населены. В этом смысле очень показательна работа, на которой изображен Свято-Никольский мужской монастырь на улице Дегтярной. Он выписан сбоку, с улицы Железнодорожной. Не видно фасада...

Свято-Никольский монастырь«Я хочу показать людям именно купола - это то, ради чего пишу, - раскрывает приоритеты художник. - Здание монастыря похоже на школу - впрочем, в начале XX века оно и строилось как учебное заведение. При возведении же купола здесь использовалась уникальная технология - литой монолит, который невозможно было разрушить, хотя большевики пытались это сделать. Поэтому я и выбрал «героя» для картины - купол. Но еще здесь есть бытовая сценка на переднем плане - старый гараж, дорожка, уводящая во дворы, бабушка, торгующая зеленью, - это же очень типичная саратовская картинка! Уютная. И она очень сочетается с легкой позолотой купола и с весенним бледно-голубым, высоким небом...».

Есть в серии «Купола» и изображения утраченных храмов, например, Александро-Невского кафедрального собора, который раньше возвышался возле «Липок» на месте стадиона «Динамо»... Чтобы приступить к работе, Павел Жуков собрал всю информацию о храме, все доступные его изображения, фотографии окружающей обстановки того времени. Например, он детально исследовал памятник Александру II, на месте которого сегодня можно увидеть задумчивую фигуру автора знаменитого романа «Что делать?». Памятник царю-освободителю был лишь частью комплекса, в который входили еще четыре скульптуры. На архивных черно-белых фотографиях очень трудно было рассмотреть, кого изобразили в граните, пожалуй, только о памятнике, теперь стоящем в сквере Первой Учительницы, известно все. Остальное пришлось восстанавливать историческими методами: крестьянин, совершающий крестное знамение, благодарная болгарка с девочкой, памятник юстиции... На этой же картине изображены беседующие о чем-то дворник и городовой, две узнаваемые фигуры XIX века - снова люди. Вполне идиллическое раннее саратовское утро, которое могли бы застать наши прабабушки и прадедушки...

Живопись как чудо

Александро-Невский соборКогда смотришь на картины Павла Жукова, начинаешь понимать, что они не могут войти в дом, где к ним не готовы. Большие полотна занимают много места, они подчиняют себе пространство помещения и, конечно, в некотором роде влияют на поведение окружающих. Вряд ли захочется осознанно совершать что-то совсем неприглядное рядом с куполами церквей... А что же художник? Как ему удалось написать столь грандиозные полотна? Что он чувствовал во время работы?

Павел Николаевич рассказывает, что изначально относился к работе над проектом несколько... поверхностно. Однако ощущение себя как человека православного проявилось с новой силой. «Я вполне осознанно крестился после службы в армии. Очень захотел, - рассказывает художник. - Но признаюсь, что решение мое во многом было обусловлено тем, что я долгие годы занимался русской традиционной культурой, фольклором - под началом Александра Куриленко. И, пожалуй, мое крещение стало актом самоидентификации: хотелось определить себя русским, именно русским человеком. Дальше этого дело у меня не пошло. Возможно, причина в эпохе: я крестился в то время, когда Крещения были массовыми, происходили без особой подготовки, и поэтому Таинства я не ощутил. Но отторжения от Церкви, охлаждения никогда не было - иначе и не было бы «Куполов».

Пока воцерковленным человеком Павел Жуков не стал. Когда он говорит об этом, то совершенно искренне добавляет: «Мне очень стыдно. Проще всего было бы, конечно, сказать, что это очень личный момент, и отказаться говорить... Я из поколения, которое выросло на идеях комсомола, коммунизма и атеизма. А потом на наших глазах произошло «второе крещение Руси» - возрождение веры, которое очень потрясло. Надо было уже делать выбор, нельзя было к этому новому миру относиться безучастно...».

Павел Николаевич искренне и честно говорит о том, что духовная жизнь - очень сложная вещь, без достаточной ответственности к ней подходить нельзя. Практически так же, как... к любви. «Любовь - это дар, - убежден художник. - Чтобы принять его, нужно быть к этому готовым. Наша жизнь - путь неожиданный. В детстве никто бы не подумал, что я буду интересоваться куполами, церквами, людьми Православия. А я бы никогда не подумал, что могу работать с такой отдачей, как это было с картинами из серии «Купола». За время работы не испытывал никакой вполне понятной для творческого человека лени, досады и чего бы то ни было негативного. Не было нелюбви в сердце. Легко работалось. Это совершенно точно...»

Может, эта легкость и радость - и есть уже принятый дар Любви?..

Газета «Саратовская панорама» № 46 (923)

Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-27-23-58-07-model


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019