Морально-нравственные устои - это то, что выгодно отличает любое человеческое общество. С древнейших времен люди по мере возможностей старались вести жизнь благообразную, призывая к этому друг друга. Особенно сильно стремление к сохранению мира и благочестия внутри себя процветало в христианских общинах, где люди поддерживали друг друга словом и делом. Но сегодня во всем мире «правят бал» политика дехристианизации и мультикультурализма, что в итоге приводит к падению морально-нравственных устоев общества. Не обошла эта беда стороной и нашу Родину. Россия - самая большая страна в мире, мощное государство, имеющее значительный международный статус, но и очевидные проблемы с нравственным уровнем населения. Россия занимает первое место среди стран Европы и СНГ по количеству убийств, разводов и абортов. В России самая низкая продолжительность жизни среди стран с развитой и переходной экономикой, а смертность превышает рождаемость - происходит естественная убыль населения. Причины столь плачевных статистических показателей кроются в резком падении морального уровня российского общества, деградирующего с каждым днем все сильнее.
Известный исследователь Л. В. Кудрявцев отмечает: «крепкое и
благополучное в социальном отношении государство не может существовать
без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся
нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные -
осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется
прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения».
Данные ВЦИОМ свидетельствуют о пессимистичных настроениях большинства
россиян на улучшение условий своей жизни в новом году, также большинство
опрошенных говорят, что 2012 год не стал лучше предыдущего ни в
масштабах страны, ни для каждого конкретного человека. Больше всего
россиян волнуют проблемы ЖКХ и коррупции, обеспокоенность вопросами
морали, культуры и нравственности показывают лишь 18% опрошенных.
Аналогичную статистику приводит и Левада-центр, исследование которого
также свидетельствует о низкой заинтересованности россиян этическими
вопросами.
По данным июльского (2007 г.) социологического опроса, проведенного
аналитическим центром «Левада-Центр», большинство россиян все еще не
видят для себя новых возможностей для существенного улучшения качества
жизни. Около 43 % опрошенных испытывают трудности с приобретением
продуктов питания и одежды, в том числе 12 % - едва сводят концы с
концами, 22 % заявляют, что им приходится ограничивать себя в большом и
малом. Общее состояние современного российского общества последних лет
выглядит очень тревожным. Численность жертв несчастных случаев, таких
как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о
массовом суициде, то, по крайней мере, о безразличном отношении многих
наших сограждан к своей и к чужой жизни.
При этом огромную проблему составляет вопрос безработицы и уровень жизни
населения. Общий уровень безработицы в России за последние 7 лет
практически не изменился. Он колеблется от 4.3 млн. чел. доходя до
внушительной цифры в 7.1 млн. чел. Таким образом, ежегодно около 5.5
млн. россиян в среднем находятся без работы. Подобная статистика также
способствует увеличению уровня напряженности в обществе, что обратно
пропорционально росту нравственности и морали. При отсутствии работы
население лишается главного источника своих доходов, а значит оно не
сможет удовлетворить свои основные потребности, если не найдет другой
источник доходов. Чем ниже общий уровень безработицы, тем выше уровень
жизни населения.
Еще одна проблема современной России - преступность. В нашей стране
насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключенных. Ежегодно 2
тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные
повреждения, а от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, еще 50
тыс. - убегают из дома. Но самое ужасное заключается в том, что темпы
роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей
преступности, при этом детское и подростковое «социальное дно»
охватывает не менее 4 млн. человек. Агрессивно настроенная молодежь
демонстративно не уступает места в транспорте пожилым людям, а порой
подростки способны убить за сделанное им замечание. Ужасный случай
произошел в г. Кольчугино, где компания молодых людей, распивавшая водку
на мемориале героям Великой Отечественной войны, убила и сожгла на
«Вечном огне» человека, попытавшегося их усовестить.
Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики
избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы
завладеть их квартирами, широко распространены секты, практикующие
помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций
значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал ...
смех. Налицо процесс ожесточения подрастающего поколения, стирания
нравственных границ между понятиями «хорошо» и «плохо». Подобные явления
воспринимаются как привычные, а не из ряда вон выходящие, как нормы
современной жизни.
К. Н. Брутенц отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и
нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции,
всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их
шаг, разгула криминалитета». Таким образом, формируется терпимость к
злу, переходящая впоследствии в полную подмену им добра.
Эти процессы следует охарактеризовать общим термином «моральная
деградация современного российского общества». По мнению исследователя
О. Т. Богомолова «нарушения общественной морали, норм социальной
справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности
встречаются у нас на каждом шагу». Удивительно, что согласно результатам
социологических опросов, падение нравов не воспринимается нашими
согражданами как одна из главных проблем современной России, отходя на
второй план за обсуждениями личной благоустроенности жизни.
Моральная деградация современного российского общества констатируется
представителями самых различных наук. Психологи утверждают, что «Россия
на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность
и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Экономисты
отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены,
которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России
- пренебрежение нравственно-психологическим миром человека»,
подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их
социального бытия». Философы связывают происходящее в современной России
с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только
лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать
ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической
свободы человек, который не созрел для нее и переживает ее как
разнуздание? - задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал: он сам
становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы».
Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных
норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре. Происходит
манипулятивное воздействие телевидения и рекламы с популяризацией
«гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а
значит и попробовать и алкоголь, наркотики и другие «радости жизни»,
что приводит к изменению ценностных установок. Учитывая масштабное
использование зарубежных материалов в рекламных и даже просветительских
целях в СМИ и сети Интернет можно говорить и о целенаправленном влиянии
западных спецслужб на российский менталитет, направленном на уничтожение
титульной русской нации и ослабление государства.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем.
Рост потребительства, вседозволенности, распущенности - признаки того,
что общество погружается в омут моральной деградации. Ценности,
пропагандируемые в современном мире - это возведение в культ, потакание
своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой
распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального.
Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной
идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных
ценностей в массы. В России национальные проекты не являются составной
частью цельной, взвешенной и легитимной в глазах общества долгосрочной
социальной стратегии. Такой стратегии в России еще нет, хотя дискуссии
вокруг этой проблемы в последние годы активизировались. В проектах
отсутствует системность, а выделенные ресурсы и имеющиеся
институциональные возможности недостаточны для достижения поставленных
целей.
Духовно-нравственную организацию человека принято рассматривать на
уровне высших инстанций структуры личности, ее формирует социокультурная
и экономическая среда, в том числе государственная политика и
воздействие СМИ. Какой же тип личности целенаправленно формируется
государством, всеми его идеологическими и экономическими рычагами в
современной России? В поисках объективности обратимся к взгляду человека
со стороны, к интервью греческого писателя Никоса Зерваса,
опубликованному в еженедельнике «Аргументы и факты» (№ 5 за 2006 г.) под
названием «...Иногда стыдно за русских». Сначала автор излагает
традиционные взгляды о российской культуре, основанной на православии,
как «культуре совести». Далее говорится следующее: «Совесть позволяла
русскому человеку отделить грех от правды: в собственной душе и в
окружающей жизни. А что происходит сейчас? Посмотрите правде в глаза:
основным культурологическим типом стал человек без совести... люди
восточного типа христианской цивилизации - русские и греки - в этом
очень похожи: если мы остаемся без совести, то теряем все».
Особое место в России занимает культура потребления. Журналист А. Заспа в
статье «Грешный креатив» в газете «Невское время» (2007 г.) пишет: «Из
нас пытаются сделать безмозглых, алчных, завистливых и блудливых существ
- идеальную машину для скупки всего, что залежалось на полках».
Общество потребления - метафора, обозначающая совокупность общественных
отношений, организованных на основе принципа индивидуального
потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением
материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и
установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества
потребления, является одной из черт современного человечества.
Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость
всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека.
Это ведет к «оболваниванию» людей, деградации их как личностей, упадку
массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием,
так как темных, невежественных людей очень легко обмануть. При этом
очень сильно заблуждаются те, кто утверждает, что такое общество
деятельно и двигает вперед прогресс. Для функционирования общества
потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих
прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая
часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу
техники.
Современное российское общество потребления уже не руководствуется
понятиями морали и нравственности, эти вопросы слабо беспокоят людей,
сознание которых определяют СМИ и реклама. Одними из самых не популярных
проблем нашего общества сегодня являются расслоение на богатых и
бедных, рост наркомании, недоступная медицина, ухудшение состояния
окружающей среды - эти вопросы российские граждане считают
второстепенными.
Если же нравственные идеалы человеком не будут усвоены или усвоены
плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные
качества, которые можно охарактеризовать прилагательным
«безнравственный», понимая под этим и социально пассивное поведение. В
этих условиях первоочередной задачей должно стать развитие института
семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со
стороны родителей и школы воспитанием детей способствует развитию всех
пороков, которые есть в современном обществе. На формирование моральных
ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и
социальное окружение. Исследователи выяснили, что большинство детей,
которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в
алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества
тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным
воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их
собственный пример и является главным критерием воспитания у детей
моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, ВУЗы должны
формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.
Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на
тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества».
В опросе приняли участие свыше 1000 жителей Москвы. Как показали
результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает
состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и
нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой
области много проблем, 29% считают ситуацию практически
катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом
нормальная, и только 2% - что моральное состояние общества хорошее.
При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением:
«мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и
обесценены» (32% «полностью согласны», 26% - «скорее, согласны»). Доля
«скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.
По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное
воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные
качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную
точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь,
воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной
жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния
электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.
Что касается традиционных институтов формирования моральных норм -
религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса
разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно
оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и
молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата
в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.
Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение
пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают
сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в
браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую
телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто
воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у
него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя
обидели - ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь,
что не можешь достичь желаемого законным путем - не страшно в чем-то
переступить черту; если ты богат и силен - закон для тебя не писан. Так
дети усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства
проблем - насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы
или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и
убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным
социологического исследования кандидата психологических наук О. Дроздова
(Институт психологии им. Г. Костюка АПН Украины), 58% молодежи
стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных
фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия,
беря пример с телегероев.
Нравственное оскудение в российском обществе всегда приводило к
плачевным для нашей страны последствиям. Совершая краткий экскурс в
историю, можно констатировать, что падение морали каждый раз вносило
коррективы в жизнь и быт всего государства. 17 век в России
ознаменовался формализмом в отношении религии, бывшей главной основой
нравственного закона в русском обществе. Потребительское отношение к
православной вере привело сначала к разделению религиозного социума на
два противоборствующих лагеря - старообрядцев и никоновцев, а после
смерти Петра Великого - к смутным для России временам дворцовых
переворотов. Дальнейшее оскудение морали можно проследить на примере
романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», где отчетливо были показаны
«плоды» излишней приобщенности русского общества к западу:
эмансипированные женщины легкого поведения, доступ к наркотикам, отказ
от традиционного русского патриархального семейного уклада -
обесценивание семьи. Самой жестокой ошибкой российского общества стал
отказ от царской власти и попытка заменить ее сурогатом демократического
правления в лице временного правительства и большевиков, что вылилось в
кровавые события октябрьской революции и гражданской войны.
Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского
общества (особенно таких, как коллективизм, добродушие,
сострадательность, милосердие), его менталитета становятся жизненно
необходимыми задачами современного общества. Наше общество деградирует с
большим ускорением. Мы должны думать не только о себе, о своей душе, но
и о других людях, о своей Родине, о своем народе. И наш долг - спасти
нацию от уничтожения, от вымирания, защитить наше достояние, наших
детей. В этом состоит долг перед Родиной, перед нашими предками,
пролившими кровь за нашу землю, за нас, за наши жизни. Благодаря их
подвигу мы живем.
Определение и стремление к нравственному закону для всего общества
сегодня крайне необходимо российскому государству, находящемуся «над
пропастью» в условиях высокой социальной напряженности. Для оздоровления
российского общества, а вместе с ним и всего государства в целом,
потребуются масштабные преобразования во всех сферах культурной,
экономической и политической жизни страны - только таким образом можно
будет достичь желаемого результата.
Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев
http://sozidatel.org/obchestvo/4167-nravstvennyiy-krizis-rossii.html