Мы продолжаем знакомить читателей с правящими архиереями новых епархий Санкт-Петербургской митрополии. Не так давно «Православный Санкт-Петербург» поместил на своих страницах рассказ епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины), а сегодня с нами беседует епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк).
Вы, наверное, думаете: Гатчинская епархия - совсем молодое образование, ей ещё и года нет!.. Что ж, с одной стороны, это правда; но подумайте вот о чём: Православие-то утвердилось здесь не с момента образования новой епархии, - гатчинская земля древняя, и Бога здесь чтут с незапамятных времён. Не так давно мы молились в храме Ивангородской крепости: какой древностью веет там отовсюду! Какой могучий, благодатный дух, идущий из XV века, из эпохи царствования Иоанна III!.. Вы бывали в том храме? Он невелик размерами, но архитектура его - скупая и благородная - производит сильнейшее впечатление. Видна рука мастера! Вот так же и у нас, в древнем Иоанно-Богословском монастыре...
Если продолжить разговор о чудных храмах Гатчинской епархии, то в первую очередь приходит на память старинная церковь в Ильешах, где некогда хранилась чудотворная икона св.вмц. Параскевы Пятницы. Не потому я вспоминаю этот храм, что лучше его в нашей епархии нет, - у нас много храмов и красивых, и намоленных, и благодатных, - но всякий, кто побывал в Ильешах, забыть о тамошней церкви уже не может. Когда-то она была настоящим духовным центром окрестных земель, в праздники здесь собирались многотысячные крестные ходы, а сейчас - тишь да запустение. Храм потихоньку разрушается снаружи, но внутри он по-прежнему прекрасен - там почти всё сохранилось так, как было до революции, я даже видел те самые носилки, на которых носили икону вмц.Параскевы во время крестных ходов. До сих пор там не было своего настоятеля, и лишь недавно мы поставили в Ильеши молодого, очень старательного батюшку. Он немедленно занялся восстановлением: покамест помощи ему ждать неоткуда, и он сам покрывает купола железными листами. Ныне главная ильешская святыня - чудотворный образ св.Параскевы - хранится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры; когда случится прикладываться к нему, помолитесь и за церковь в Ильешах, и за её настоятеля.
Чудные храмы Кингисеппа, Вырицы, Ломоносова, Тосно - всех не перечислишь... Помню, как поразил меня огромный - выше человеческого роста - образ Божией Матери в храме деревни Ополье... А сколько ещё древних церквей лежат в руинах!.. Работы нам предстоят большие. И слава Богу, они уже начаты: вот, например, на ближайшую Пасху мы намерены служить в Лужском храме Воскресения Христова, который долго ждал своего возрождения.
А наши святыни!.. Многие из них поистине не местного, но всероссийского, всемирного значения, - достаточно сказать только об усыпальнице св.прп. Серафима Вырицкого: к его мощам стекаются паломники со всего света. В Гатчине покоятся честные останки славной прпмц.Марии Гатчинской; всякий, кто знает её житие, не может не чувствовать благоговения перед её подвигом. Молитвы у раки св.Марии скоро доходят до Господа - это могут подтвердить сотни православных, побывавших в нашем кафедральном Павловском соборе. А вот менее известный в народе святой - прмч. Трифон Городецкий; его мало знают, а жаль! Этот славный монах пострадал в XVI веке при набеге безбожных литовцев: они зарубили отца Трифона саблями, разрубили его тело на куски; вечером пришли ученики преподобномученика, обмыли эти разрозненные части его тела и сложили в гроб, а наутро случилось чудо: обрубки срослись, и тело святого лежало во гробе неповреждённым.
В Макарьевской пустыни пребывают мощи прп.Макария Римлянина, в древности при-ехавшего на Русь из охваченной католичеством Европы. В Лужском районе, по нашим сведениям, находятся мощи другого святого Макария - Оредежского; но эта святыня пока не найдена. Есть у нас чудотворные иконы - как, например, образ апостола Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском монастыре и многие другие...
Святыни - знак благословения Божия, почиющего на нашей гатчинской земле. Я рад, что благодать Божия явлена у нас так обильно. Но всё же Церковь Христова - это прежде всего люди: и священноначалие, и священство, и прихожане. Что сказать о них? Благочестив ли народ Гатчинской епархии?
Сложно определить духовность паствы, сложнее, чем перечислить святыни епархии. Тем не менее я попробую сделать это. Прежде всего, о духовности прихожан можно судить по тому, как усердно они посещают богослужения, как участвуют в церковной жизни. И вот я смотрю на наш народ и вижу, что храмы не пустуют, что общественное служение совершается, что дети тянутся к Церкви, к Богу. В епархии много воскресных школ, есть церковные школы начального образования, есть и две среднеобразовательные школы, в одной из которых директором является наш священник, - они готовят учеников в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет школам государство. Открываются летние лагеря для православной молодёжи, возле храмов оборудуются детские площадки.
Всё это так, но подобное перечисление, возможно, слишком сухо и не произведёт впечатления на читателей. Лучше рассказать простой случай, свидетелем которому был мой знакомый. Во время летних каникул по Сиверской катила на велосипедах весёлая компания мальчишек - обычные ребята, ничем не отличающиеся от своих сверстников. Путь их лежал мимо церкви. Мальчики спешились, привязали велосипеды к специально устроенной здесь стойке и вошли в храм. Моему знакомому стало любопытно, что они будут там делать, и он поспешил следом. А ребята приложились к иконам, пропели хором Символ веры и вернулись на улицу, покатили дальше по своим делам. Судя по всему, это была не запланированная молитва: просто ехали школьники мимо храма - и душа запросила общения с Богом. Это, по-моему, и есть свидетельство подлинного воцерковления, когда дети не по воле родителей, не потому, что кто-то что-то от них требует, а просто по зову души идут к вере. И меня радует, что и в Сиверской, и в других городах и посёлках Гатчинской епархии есть подобные дети. На архиерейских богослужениях, когда я выхожу причащать народ, я никогда не вижу среди причастников меньше десяти детей, а нередко их набирается и сотни две. И далеко не все они - воспитанники воскресных школ, которые пришли на службу организованно, всем классом, - по большей части это просто дети из верующих семей, которых ничто не ведёт церковь, кроме зова собственного сердца.
И я считаю, что не правы те, кто думает, будто в наше время путь к Богу особенно затруднён, почти невозможен, что соблазны мiра сегодня сильны, как никогда. Мiр всегда будет бороться с благочестием.
Я вспоминаю моего отца, почившего в 2001 году протоиерея Александра Осяка. Он служил в Ростовской епархии ещё в советские времена, когда были гонения, когда пятеро его детей учились в советской школе, неся на себе клеймо «дети попа». Он мог бы вести себя тише воды, ниже травы, чтобы не входить в конфликт с властями. Но он служил так, как ему подсказывала совесть, - строил новые храмы, восстанавливал старые по ростовским городам и хуторам: в Шахтах, в Азове, в Таганроге и многих других. А вы знаете, что если в ту пору священник что-то делал для храма, то уполномоченный тотчас писал соответствующую бумагу и правящий архиерей вынужден был перевести батюшку на другой приход. Самые частые воспоминания о детстве у меня такие: мы с отцом в воскресенье едем на очередной его приход, в какой-нибудь дальний хутор, - едем служить литургию... Я считаю, что отец мой был для меня главным духовным наставником, и не только для меня, но и для моих братьев и сестёр: из двух моих братьев один - священник, другой - диакон, обе сестры замужем за священниками...
Сам я священный сан принял в очень ранние годы: в 19 лет стал диаконом, в 20 лет - священником, и к тому времени, как меня хиротонисали во епископа, я уже более 20 лет служил Богу в сане священника, иеромонаха, игумена, архимандрита... Друг моей молодости - архимандрит Евфимий (Шашорин), нынешний настоятель Тихвинского Успенского монастыря. Вместе мы начинали наш монашеский путь в Ростовской епархии. В то время он звался ещё отцом Евгением, он-то и сагитировал меня открывать новый монастырь в Ростовской епархии. И мы с ним и с молодым монахом Авелем - три постриженика - по благословению тогдашнего митрополита Ростовского Владимира (Котлярова), отправились возрождать монашескую жизнь в бывшей столице Донского казачества, в станице Старочеркасской. А потом, спустя 10 лет, владыка Владимир - теперь уже митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - пригласил нас в город на Неве.
Владыка мог направить и в Александро-Невскую Лавру, и в любой другой монастырь епархии, но он поступил мудрее: определил нас в Череменецкий монастырь - место неповторимое, тихое, благолепное, для подлинной монашеской жизни идеально подходящее.
Легко ли быть монахом в современном мире?
Да, легко - если ты любишь послушание, труд и
молитву. Мне кажется, что монашескую жизнь вести несложно, когда ты так загружен
работой, что и минутки нет для уныния и расслабления. Мы с отцом Евфимием 15 лет
жили в Череменецком монастыре, и все эти годы были для нас сплошной рабочей
неделей: приходилось то вырубать кустарник, которым густо поросла вся обитель,
то расчищать от хлама территорию, то заниматься строительством... Занятий было
море - на несколько десятилетий вперёд. При этом у нас был такой график: утром
встали, помолились, позавтракали и тотчас приступили к послушанию -
своего личного времени едва хватало на уборку кельи и стирку. И это прекрасно!
Если монах загружен послушаниями, занят непрерывным трудом, то ему не сложно
нести монашеский подвиг. А если человек не способен к труду или к молитве, не
привил себе любовь к ним, то вскоре душу его охватит расслабление, а там придёт
и злоба на братьев, и желание всех осуждать, а может быть, и алкоголь, и иные
тяжкие страсти... Нечистая сила старается человека совратить с пути всевозможными
соблазнами, но у нас есть замечательное оружие на диавола - послушание и
молитва, и мы к нему прибегаем.
Может быть, вы думаете, что, став епископом, я по-иному смотрю на труды монашеские? Нет. Я, как и прежде, просыпаюсь в 6-7 часов утра и после богослужения немедленно принимаюсь за свои бумаги - а их, как правило, бывает столько, что закончить рабочий день удаётся только в 9-10 часов вечера. Но ведь не только канцелярской работой загружен епископ! Я стараюсь как можно больше ездить по своей епархии, проводить архиерейские богослужения в самых отдалённых её уголках... А епархия у нас немаленькая! Как правило, путь до какого-нибудь крохотного деревенского храма составляет не менее 150-200 км, и это значит, что если хочешь поспеть к началу литургии, то поспать ночью тебе, скорее всего, не удастся. Тяжело? Нет, радостно! Когда видишь, с какой теплотой встречают тебя люди, как сияют они, наполняясь на литургии благодатию Божией, когда они благодарят тебя, как родного отца, даже в голову не может прийти мысль об усталости.
...Но возвращаюсь к тем временам, когда мы служили в тихом Череменецком монастыре. Как ни радостна была эта жизнь, но однажды судьба повернула нас на иные пути: отцу Евфимию поручили важнейшую миссию - заниматься возвращением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из Чикаго: он возглавил Тихвинский монастырь, и дороги у нас разошлись... Но духовная дружба наша продолжается и по сей день.
Мне же Промыслом Божиим и решением Священного Синода было определено стать епископом Гатчинским. Как я воспринял эту важнейшую перемену в своей жизни? Так, как об этом и говорится в чинопоследовании: «С любовию приемлю и ничесоже вопреки глаголю». Церковь избрала на этот пост, точнее, на это послушание - значит, это Богу угодно, значит, нужно это послушание смиренно исполнять и приносить пользу и людям, и Отечеству нашему. Я люблю своё епископское послушание, люблю свою епархию, люблю свою паству. Мне очень хотелось бы оставить какой-то след на этой земле, след в душах человеческих, и мне приятно трудиться. Я не разделяю наши храмы на «хорошие» и «плохие», «интересные» и «неинтересные». Конечно, хорошо, когда в храме есть чудотворная икона или иная святыня; красиво, когда над церковью горят золотые купола, но скромная деревенская церковка, крытая обычным оцинкованным листом, в которой с советских времён не сохранилось ни одной старой иконы, а все образа - бумажные, современные, - и она может сиять благодатью, и в ней можно так напитаться духом, как не всегда удаётся в большом городском соборе. Приятно и полезно поговорить со старыми прихожанами, помнящими времена гонений, но ещё приятнее видеть, что и молодёжь тянется к храму. Как это важно! В советскую эпоху, со всем её злом и неправдою, детям всё же прививали некие нравственные начала, а сейчас этого нет. Кто, кроме Церкви, может вывести новые поколения к свету? Мы обязаны прививать детям любовь и страх Божий, потому что они - будущее нашего Отечества. Не поймите меня так, будто я призываю совсем забыть о наших престарелых согражданах, которые терпят сегодня большие трудности. Им необходимо уделять внимание. Но дети, молодёжь - это те зёрна, которые мы бросаем в пашню, а каковы зёрна, таков будет и урожай, такая будет и страна. Земля нашей епархии распахана великими подвижниками прошлого - Серафимом Вырицким, Марией Гатчинской, Макарием Римлянином, Трифоном Городецким, Макарием Оредежским, надо достойно засеять её.
Работа с юным поколением - задача первостепенная, и, разумеется, не только для Гатчинской епархии. Слава Богу, что здесь не всё так безнадёжно, как кому-то может показаться. Слава Богу за то, что мы находим понимание у светских властей Гатчинского, Лужского, Кингисеппского, Волосовского, Тосненского, Сосновоборского и других районов: я постоянно получаю известия от батюшек о том, что власть проявляет понимание церковных нужд. Будем надеяться, что все вместе мы сможем сделать лучше гатчинский край и передать его новым поколениям.
Записал Алексей БАКУЛИН
ЕПИСКОП ГАТЧИНСКИЙ И ЛУЖСКИЙ МИТРОФАН (ОСЯК)
Дата рождения: 19 ноября 1972 г.
Дата пострига: 11 апреля 1994 г.
Дата хиротонии: 23 марта 2013 г.
Родился 19 ноября 1972 г. в Ростове-на-Дону в семье священника. По окончании школы учился в Ростовском строительном техникуме. В 1990 г. поступил в Минскую духовную семинарию.
21 сентября 1992 г. в кафедральном соборе Ростова-на-Дону епископом Азовским Сергием, викарием Ростовской епархии, рукоположен во диакона. Нёс послушание в храме Азовской иконы Божией Матери г. Азова Ростовской обл.
6 июня 1993 г. в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. После назначения штатным священником храма Вознесения Господня г. Ростова-на-Дону продолжил обучение на заочном отделении Московской духовной семинарии.
11 апреля 1994 г. архимандритом Модестом (Потаповым) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана Воронежского.
19 июля 1994 г. назначен на должность эконома и келаря в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь.
В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию.
19 апреля 1995 г. удостоен права ношения набедренника.
13 октября 1997 г. принят в клир Санкт-Петербургской епархии и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря.
8 апреля 1998 г. удостоен права ношения наперсного креста.
3 июля 1998 г. утвержден в должности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря с возведением в сан игумена.
29 марта 2004 г. удостоен права ношения палицы.
В 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
15 апреля 2008 г. награждён крестом с украшениями.
В сентябре 2009 г. назначен председателем отдела реставрации Санкт-Петербургской епархии.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. избран епископом Гатчинским и Лужским.