Нет мира без войны?
Нет сомнения, почти каждый из нас уже слышал мнение о том, что спасти русскую цивилизацию может некое глобальное потрясение, без которого мы не сможем собраться воедино и, объединившись, выстоять и не исчезнуть. Каждый из нас сетовал или слышал сетования на то, что нет героев среди современников, мельчают люди, мельчают от поколения к поколению. Да и не то, чтобы нет героев, а просто о них никто не знает и знать не хочет. Жажда наживы - вот основа для сходства современного человека, живущего в России. Причем нажива в данном контексте - понятие многогранное, потому что социальное расслоение достигло таких масштабов, что для кого-то и сто тысяч - предел мечтаний, а кому-то и полмира будет мало.
Давайте вдумаемся - это правда? С одной стороны, да. Но вот с другой - нет. Потому что когда приходит на нашу землю трус, потоп и нашествие иноплеменных, тогда цель наживы отступает. По крайней мере, у большинства. Вспомним пожары 2010 года. Вспомним наводнение в Сибири и на Дальнем Востоке, последствия которого еще предстоит преодолевать. Мы же сплотились. Мы были едины. Мы все равно помогаем друг другу, даже если у нас самих совсем мало что осталось в материальном смысле.
Надо отойти от пропасти
У одного из самых известных философов мира Фридриха Ницше есть выражение, которое стало крылатым: «Если долго смотреть в бездну, то бездна начнет смотреть в тебя». Эти слова можно объяснять по-разному, применять их к широкому спектру негативных явлений мира. Но мне кажется иногда, что это слова о точке невозврата в процессе срастания человека со грехом. Чудно, конечно, так думать, наверное, потому что Ницше меньше всего можно заподозрить в христианском мировоззрении, однако... Однако чем дольше поступать не по-человечески, тем меньше человеческого в тебе будет оставаться.
Национальный вопрос настолько остро стоит в современной России, что уже трудно разобраться даже в собственных чувствах. С одной стороны, нельзя унижать и бить человека за его непохожесть на славянина. С другой - нет сил терпеть хамство некоторых «гостей» нашей страны. Но если начать разбираться, то становится понятным, что это не две взаимно полярные точки зрения. Это пункты одной логической цепочки.
Дело в том, что нужно раз и навсегда понять: унижать и бить другого человека - нельзя. Кем бы он ни был. К какой бы нации ни принадлежал. А вот с хамством и агрессией бороться необходимо - тоже вне зависимости от национальности этого хамства. Мало ли хамят друг другу русские люди? Практически постоянно, ежеминутно, ежесуточно. Мы сами не любим свой дом, мы не бережем его, мы его ломаем и портим. Сами. А уже потом к нам приходят-приезжают гости, смотрят на наши поступки и думают: значит, это правило, тут так можно. И тоже начинают плевать, хамить, унижать и бить.
Надо отойти от пропасти, перестать смотреть в бездну. Иначе точка невозврата наступит - и падение будет быстрым и необратимым.
Проблем много, путь решения - только один
Национальный вопрос в России - это верхушка айсберга. Остальное тоже можно увидеть, если захотеть. В нашей стране, к сожалению, пока не работают так, как следует. У нас процветает коррупция, начиная с яслей. У нас нет желания бороться с пороками. Такое ощущение, что все-таки жажда наживы - единственная наша страсть. Причем наживы любым путем. Какие хитроумные способы придумываются, чтобы достичь цели - уму непостижимо!
Мы, живя у себя дома, социально не защищены. Нам все время страшно за завтрашний день. Нам страшно за своих детей, за себя и за родителей. Мы стараемся защищаться любым образом - даже самым аморальным и мало поддающимся человеческому разумению.
Нет нужды писать о том, какие еще есть проблемы в нашей стране. Каждый из нас может выйти утром в подъезд, во двор своего дома и назвать две-три. Подумать еще - и написать целый роман о нуждах России. Мы же не безумны, не глупы. Мы просто не знаем, что делать. Но на самом деле - знаем. Только не хотим, потому что не верим себе.
Если каждый из нас начнет с самого себя - не давай взятку, а добивайся цели другим путем, не ходи без очереди, а добивайся своего другим образом, - можно все исправить, и даже до самого верха. Логика. И никаких чудес.
Если только попытаться начать, то Тот, кого называют Богом, нам всем поможет. И вот это уже будет чудом.
Единство - ради чего-то или против кого-то?
Лично я против погромов любого типа. В любых акциях насилия страдают совершенно невинные люди в том числе.
Я против любой войны - даже как средства иллюзорного объединения. Пусть лучше мы будем «воевать» против стихийных бедствий, защищая друг друга от воды, огня и голода.
Я за единство. Но единство - ради чего-то доброго, ради жизни. Советские солдаты в Великой Отечественной были едины ради тех, кого они оставили в тылу, ради тех, кого они любили. Советские солдаты были разных национальностей, кстати... А вот нацисты не могли быть едины - сплоченность их рядов в начале Второй мировой войны была огромной ложью, которая подпитывалась страхом и ненавистью. Не может быть единства против кого-то. Против кого-то - это круговая порука, как у бандитов, забывших о человеческом, слишком долго смотревших во тьму бездны.
В одной книге я прочитала притчу. Однажды к старцу чистой и богоугодной жизни прибился бродяга. Он пришел ночью, попросился переночевать, да так и остался. Помогал своему хозяину, в чем мог, и не доставлял никаких хлопот. Через какое-то время в хижину старца снова постучали - это был разбойник, раненый своими же за какое-то прегрешение против воровских законов. Разбойника пустили в дом, выходили, и он остался жить вместе со старцем и бродягой. Спустя недолгое время к старцу попросился звездочет из соседнего города - он был уже стар и одинок, ему не с кем было разделить свое одиночество. Прижился и он. Так в хижине образовалась немного странная компания - старец принимал всех, кому была нужна помощь. При этом старцу было нелегко с этими тремя - бродяга, разбойник и звездочет с трудом уживались вместе, мало друг друга понимали. Только от слова старца успокаивались и примирялись с особенностями друг друга. И вот старец заболел. Нужно было отнести его в город. Долго спорили о том, как это лучше сделать, бродяга, разбойник и звездочет. Чуть не умер подвижник от промедления. И когда эти трое поняли, что время уходит, что они могут потерять самого близкого для них человека, то договорились очень быстро.
Наверное, меня можно упрекнуть в наивности, но надо и нам всем попробовать договориться. Потому что время уходит, и скоро ничего уже нельзя будет поправить. Грань, на которой остановился народ, живущий в России, может превратиться в наклонную поверхность, ведущую туда, куда лучше никому не смотреть.
Фото из открытых Интернет-источников
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-11-04-01-42-50-otoyti