Художественным и научным сторонам деятельности величайшего гения Возрождения посвящена выставка «Леонардо да Винчи. Универсальный человек», открывшаяся в Галереях Академии Венеции.
Даже в эпоху Возрождения, необычайно щедрую на всевозможные таланты, его имя стояло особняком благодаря разнообразию художественных и научных интересов и необычайной плодотворности творческой мысли.
Художник, скульптор, инженер, ученый, музыкант, сценограф, конструктор, изобретатель - все эти качества совмещал в себе сын богатого нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины, который родился в 1452 году в местечке Анкиано, рядом с городком Винчи в Тоскане.
Слава Леонардо-художника затмила для потомков другие грани его необычайного дарования. Между тем сам Леонардо считал себя прежде всего инженером и ученым, а художником - лишь в «свободное время». Например, в письме к герцогу Милана Лодовико Сфорца, к которому он хотел поступить на службу, он в начале перечисляет свои знания в военном деле, в усовершенствовании оружия, строительстве «легчайших и крепких» мостов, создании «закрытых, надежных и непробиваемых машин» (прообраз современного танка) и только в самом конце указывает, что также может проектировать здания, проводить каналы и создавать скульптуры и картины.
Несмотря на то что Леонардо родился от незаконной связи (его родители так и не поженились из-за неравенства социального положения), он вырос в доме отца, и с пятнадцати лет начал посещать мастерскую Андреа дель Верроккьо во Флоренции, где особенное внимание уделялось рисунку. Именно способность прекрасно рисовать помогла Леонардо не только в искусстве живописи, но и в его многочисленных и разнообразных научных изысканиях.
На выставке, после тридцатилетнего перерыва, впервые демонстрируются 52 рисунка Леонардо из крупнейших итальянских и зарубежных собраний.
По окончании выставки все рисунки вернутся в сейфы, где они хранятся в абсолютной темноте и при определенной температуре, так как эти ценнейшие графические работы необычайно хрупки.
Разделы выставки подробно рассказывают о Леонардо - художнике и ученом. В разделе «Этюды пропорций» экспонируется знаменитый «Витрувианский человек». Рисунок был сделан в 1490 году для определения пропорций мужского тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия. Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке стало одним из великих достижений того времени, и в своей работе Леонардо поднялся до наивысшего взаимопроникновения искусства и науки.
Раздел «Ботаника» также свидетельствует о разнообразии его интересов. Часто на одном листе он рисует три различных вида растения, а рядом появляются геометрические расчеты, портреты людей и облака. Ими заполнены листы с обеих сторон - ум Леонардо был одновременно занят самыми разными проблемами. Иногда рядом с рисунками он пишет пояснения. Леонардо, как известно, был левшой и писал справа налево, так что его записи можно прочесть лишь с помощью зеркала.
Эскизы танцовщиц в разделе «Леонардо и Франция» раскрывают художника с малоизвестной стороны - как организатора празднеств при дворах Лодовико Сфорца и короля Франции Франциска I.
Большой раздел посвящен утраченной фреске «Битва при Ангиари», на которой была изображена победа флорентийцев над миланцами в 1440 году и которая находилась в «Зале Пятисот» в Палаццо Веккьо во Флоренции. Десять подготовительных рисунков и копия картины «Битва за штандарт» из Галереи Уффици, представленные на выставке, свидетельствуют о том, что осталось от этого грандиозного замысла.
Художнику не везло с его фресками. Как для знаменитой «Тайной вечери» в монастыре Санта Мария делле Грацие в Милане, так и в этой работе, он использовал новую технику, соединив темперу с маслом. Это позволяло добиваться более тонких эффектов в изображении деталей и работать более медленно, но, к сожалению, повлекло за собой быстрое выцветание красок.
Фреска «Битва при Ангиари» частично начала выцветать и портиться уже в процессе работы, и художник, разочарованный, забросил ее. Позже «Зал Пятисот», где собирался Большой совет Флорентийской республики, был перестроен, а стену, на которой находилась фреска Леонардо, заново расписал Джорджио Вазари.
Тем не менее, многие ученые питают надежду, что шедевр Леонардо не потерян. Последние исследования показали, что между новой и старой стенами зала есть расстояние в 3-4 сантиметра. К тому же на фреске Вазари, на одном из штандартов, осталась интригующая надпись: «Кто ищет - найдет». Это позволяет надеяться, что Вазари, испытывавший по отношению к Леонардо восхищение и благоговение, не стал уничтожать его труд, а лишь закрыл его второй стеной.
Жизнь Леонардо отнюдь не была легкой и безмятежной. Большую ее часть он провел вдали от Флоренции, путешествуя от одного княжеского двора к другому по всей Италии. Он состоял на службе у могущественных правителей Медичи, Сфорца, д'Эсте, Борджиа, у папы Льва X. Несмотря на то, что его живописные работы восхищали современников, тем не менее он не был приглашен расписывать Сикстинскую капеллу в Ватикане, над которой трудились лучшие мастера того времени. Возможно, причиной тому стало то, что за Леонардо закрепилась слава художника, не всегда доводившего до конца свои начинания и занятого больше научными опытами, чем живописью.
В силу этого он редко появлялся при дворе в качестве художника. Гораздо чаще он вынужден был предлагать свои услуги как инженер, музыкант, проектировщик защитных сооружений или организатор празднеств и торжеств.
Его гений предвосхитил многие важные открытия последующих веков. Например, среди его рисунков есть проект «органа с 33 трубками» - прообраз... пулемета. Он думал над созданием разрывных снарядов. Для защиты осажденных крепостей изобрел хитроумную систему, чтобы сбрасывать лестницы, по которым поднимались на стены атакующие войска.
Однако большинство его военных проектов было отвергнуто - настолько они казались фантастическими и невыполнимыми, а иные сам их создатель не захотел придавать гласности, опасаясь «плохой человеческой натуры».
При жизни Леонардо не был по достоинству оценен современниками. Лишь последние три года его жизни во Франции, при дворе короля Франциска I, были для него спокойными и безоблачными. Наконец-то он получил возможность спокойно заниматься своими научными трудами, и король питал к нему такое безграничное уважение и поклонение, что навещал его почти каждый день.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, близ Амбуаза, оставив своим ученикам рисунки и картины, записи и инструменты для исследований. Выставка в Венеции воздает должное этому универсальному человеку, предвидевшему многие открытия в самых различных областях науки, техники и искусства.http://www.stoletie.ru/zarubejie/universalnyj_leonardo_da_vinchi_860.htm